Решение задач по теме «Первый закон термодинамики»
Образовательная: способствовать углублению знаний по теме «Первый закон термодинамики» и отработке умений применять теоретические знания на практике при решении графических и расчетных задач.
Воспитательная: воспитать у учащихся самостоятельность при решении задач.
Развивающая: сформировать у школьников навыки умственной работы, развить такие мыслительные процессы, как анализ и синтез, научит находить общее и частное в процессе решения задач.
Тип урока: Решение задач.
План урока:
Организационный момент | 1 мин | |
Актуализация опорных знаний | 5 мин | |
Решение задач | 35 мин | |
Подведение итогов | 2 мин | |
Домашнее задание | 1 мин |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||||||||
1. Организационная часть Здравствуйте, садитесь! Сегодня у нас урок обобщения и систематизации изученного материала по теме «Первый закон термодинамики». Но сначала я проверю отсутствующих. 2. Актуализация опорных знаний Какие три макропараметра описывающие состояние газа вы знаете? Запишите уравнение состояния идеального газа? Запишите уравнение Менделеева-Клапейрона? Что такое R и чему оно равно? Сформулируйте закон Бойля-Мариотта? Сформулируйте закон Шарля? Сформулируйте закон Гей-Люссака: Решение задач. Как изменится объем газа в процессах, представленных на рисунках а) и б)? В сосуде объемом 1л при температуре 0 содержится 26 10 молекул газа. Какое давление оказывает газ на стенки сосуда. Изобразите в координатах (P,T) и (V,T) замкнутый цикл, показанный на рисунке. Как изменится давление идеального газа, если увеличить его температуру в 5 раз при осуществлении процесса описываемого формулой: а) ; б) . На сколько процентов k изменится температура газа в баллоне, если после выпускания из него r=50% газа давление упало на n=80%. Подведение итогов Домашнее задание.упр.5 (4) |
Ответ: Давление – P, объем – V и температуру – T.
Ответ:
Ответ:
Ответ: R—универсальная газовая постоянная.
Ответ:при постоянной температуре, неизменной массе и неизменном химическом составе газа произведение давления на объем есть величина постоянная.
Ответ:объем данной массы газа при постоянном давлении и постоянном химическом составе прямо пропорционален абсолютной температуре.
Ответ:давление данной массы газа при постоянном объеме и постоянном химическом составе прямо пропорционально абсолютной температуре.
Решение: Данный процесс, как видно из графика, является изотермическим, поэтому PV-const, следовательно при уменьшении давления объем будет возрастать. Ответ: V-увеличивается.
б)
Данный процесс, как видно из графика, является изобарическим, поэтому -const, следовательно при уменьшении температуры объем так же будет уменьшаться. Ответ: V-уменьшается.
Решение: ; ;
Ответ:
Решение:
Решение: а) Данный процесс является изохорным. Следовательно отношение давления к температуре должно оставаться неизменным, значит при увеличении температуры в 5 раз для того чтобы отношение осталось неизменным давление так же должно увеличится в 5 раз. б) Данный процесс является изобарным. Т.к. изобарный процесс – процесс изменения состояния газа при постоянном давлении, то при увеличении температуры в 5 раз объем так же увеличится в 5 раз, а давление останется неизменным. Ответ: а) увеличится в 5 раз; б) останется неизменным.
Решение: Ответ: понизится на .
|
Решение графических задач по теме«Первый закон термодинамики»
Образовательная: способствовать углубление знаний по теме «Первый закон термодинамики» и отработке умений применять теоретические знания на практике при решении графических задач;
Воспитательная: воспитать у учащихся самостоятельность при решении задач.
Развивающая: сформировать у школьников навыки умственной работы, развить такие мыслительные процессы, как анализ и синтез, научит находить общее и частное в процессе решения задач.
Тип урока: Решение задач.
План урока
Организационный момент | 2 мин | |
Проверка домашнего задания | 10 мин | |
Решение задач | 30 мин | |
Подведение итогов | 2 мин | |
Домашнее задание | 1 мин |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||||
Организационная часть Здравствуйте, садитесь! Сегодня у нас урок решения графических задач на тему “Первый закон термодинамики”. Но сначала я проверю отсутствующих. Проверка домашнего задания Водяной паук серебрянка строит в воде воздушный домик, перенося на лапках и брюшке пузырьки атмосферного воздуха и помещая их под купол паутины, прикрепленной концами к водным растениям. Сколько рейсов надо сделать пауку, чтобы на глубине 50см построить домик объемом 1см , если каждый раз он берет 5мм воздуха под атмосферным давлением? Решение задач Изобразите а) изотермы в осях (р, V), (V, Т), (р, Т); б) изобары в осях (V, Т), (р, Т), (р, V); в) изохоры в осях (V, Т), (р, V), (р, Т). На рисунке представлены две изохоры для идеального газа одной и той же массы. Как относятся объемы газа, если углы наклона изохор к оси абсцисс равны α1 и α2? По графику приведенному на рисунке, определить, как изменяется давление идеального газа при переходе из состояния 1 в состояние 2. На рисунке представлен замкнутый цикл. Участок CD соответствует изотерме. Вычертить эту диаграмму в координатах P,T и V,T. С идеальным газом был произведен замкнутый процесс, изображенный на рисунке. Объяснить, как изменялся объем газа при переходах 1-2, 2-3, 3-4, 4-1. Подведение итогов Домашнее задание.Повторить § 11 |
Решение: а)
б)
в)
Решение:
Ответ:
, а значит объем увеличивается. Ответ: объем увеличивается.
Решение:
Решение:
На участке 1-2, мы имеем дело с изохорой, следовательно объем газа на этом участке остается неизменным. На участке 2-3 постоянным остается давление, а температура растет, следовательно объем увеличивается пропорционально температуре. Рассмотрим участок 3-4:
, а значит объем увеличивается, на участке 4-1 давление остается постоянным, а температура падает, следовательно объем уменьшается пропорционально температуре. Ответ: 1-2 — оставался постоянным, 2-3 — увеличивался пропорционально T, 3-4 — увеличивался, 4-1 — уменьшался пропорционально T. |