Алгоритм гигиенической оценки условий и организации обучения в общеобразовательной школе

 

               
   
 
 
 
 
 
   
 
   
Разработка комплекса оздоровительных мероприятий
 
   
 
   
Контроль эффективности внедрения мероприятий

 


Согласно первому шагу алгоритма оценка условий и организации обучения в общеобразовательной школе начинается с исследования показателей, характеризующих эти условия. Исследования можно проводить последовательно или параллельно с привлечением лабораторных и инструментальных методов исследования.

Микроклимат изучают по показателям температурного режима, относительной влажности и скорости движения воздуха;

Освещение в помещениях изучают:

а) естественное: инсоляционный режим (по ориентации окон в помещении), коэффициент естественного освещения и световой коэффициент;

б) искусственное: уровень освещенности комнат и др. помещений, равномерность;

выявляют вредные эффекты – нагрев воздуха, шум, стробоскопический эффект,

наличие токсичных газов и аэрозолей и пр.

Школьную мебель изучают с позиций ее безвредности, правильности расстановки и рассаживания школьников с учетом их роста и состояния здоровья;

Гигиеническую оценку организации учебного процесса дают на основании проведения хронометража и расчета плотности уроков, анализа расписания, изучения недельных и ежедневных учебных нагрузок, а также распределения уроков с позиций их трудности.

Второй шаг алгоритма предполагает сравнение изученных показателей с нормативами, которые установлены санитарными правилами (Приложение 3). Санитарные правила являются подзаконным нормативным документом, который от имени государства уполномочено утверждать Министерство здравоохранения. Они являются обязательными для исполнения всеми руководителями общеобразовательных школ. В зависимости от степени нарушений санитарных правил руководители могут привлекаться к административной и уголовной ответственности.

Третий шаг алгоритма предполагает врачебную оценку условий обучения в общеобразовательной школе. Эта оценка может быть сформулирована в двух возможных вариантах:

1. Условия и организация обучения в общеобразовательной школе отвечают требованиям

ДСанПіН 5.5.2.008-01 «Устаткування, утримання середніх загальноосвітніх навчально- виховних закладів та організація навчально-виховного процесу ».Такая оценка формулируется в том случае, если при сравнении изученных и нормативных показателей врачом не выявлены отклонения (нарушения).

2. Условия и организация обучения в общеобразовательной школе не отвечают требованиям санитарных правил. Далее приводится обоснованный перечень отклонений или нарушений. Такая оценка предполагает, что в согласованный с врачом срок администрация внедряет комплекс мероприятий, направленных на устранение нарушений. В ряде случаев акты обследований санитарных станций направляются в прокуратуру для принятия мер соответственно действующему законодательству.

Последним шагом алгоритма является контроль эффективности внедрения оздоровительных мероприятий.

 

 


Приложение 3

ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ

«Устаткування, утримання середніх загальноосвітніх навчально-

виховних закладів та організація навчально-виховного процесу”

Державні санітарні правила та норми ДСанПіН 5.5.2.008-01

 

1. ЕСТЕСТВЕННОЕ И ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К ЗРИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧЕНИКОВ.

4.1. Естественное освещение.

Все учебные помещения средних общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений должны иметь естественное освещение. Независимо от размещения окон (сбоку, сверху) в учебных помещениях, свет должен падать на рабочие места слева. Оптимальный уровень природного освещения обеспечивается при верхнем и боковом освещении помещений.

Естественное освещение должно быть равномерным и не создавать блеска.

Равномерность освещения на рабочем месте (отношение минимального освещения к максимальному) должно составлять не больше 0,3.

Достаточность и равномерность освещения можно оценить по световому коэффициенту (СК) (отношение общей площади окон к площади пола). Наиболее рациональная форма окон - прямоугольная, высота 2-2,5 м, ширина 1,8-2,0 м, верхний край окна должен быть на расстоянии 0,15-0,3 м от потолка. Ширина простенков между окнами должна быть не больше 0,5 м, высота подоконника - 0,8 м, СК – 1:4 – 1:5. Для обеспечения оптимального естественного освещения следует предусмотреть: угол, под которым видно небо с наиболее отдаленного рабочего места от окна, должен быть не меньшим 50, коэффициент затенения менее 3.

Запрещается размещение на подоконнике в учебных помещениях высоких комнатных цветов.

Цвет поверхности потолка, стен, мебели должен быть желтым, зеленым или бежевым (матовых пастельных тонов). Потолок, верхние части стен, оконные рамы и двери следует окрашивать в белый цвет, коэффициент отражения которого 0,8; в кабинетах технических способов обучения (ТСО) стена, которая является фоном для экрана (телевизор, кинопроектор), должна быть выкрашена в желтый или бежевый цвет с коэффициентом отражения 0,6; классная доска должна иметь матовую поверхность, выкрашенную в темно-зеленый, коричневый цвет с коэффициентом отражения 0,1-0,2.

Все полимерные материалы, которые используются при строительстве и реконструкции общеобразовательных учебных заведений, а также для оснащения помещений, настила пола, должны иметь положительное заключение государственной санитарно-гигиенической экспертизы.

Оптимальное соотношение яркости составляет для: “тетрадь - парта” - 4:1, “классная доска - тетрадь” - 1:5-1:6,5, “окно - тетрадь” - 7:1, “классная доска - окно” - 1:12. Допустимы следующие соотношения яркости для поверхности: “тетрадь - парта” - 2:1-3:1, “классная доска - тетрадь” - 1:3, 1:8-1:10, “окно - тетрадь” - 15:1-17:1, “классная доска - окно” - 1:5.

4.2. Искусственное освещение.

Искусственное освещение помещений школ может быть обеспечено люминесцентными лампами и лампами накаливания с соответствующей арматурой, дающей рассеянный свет, быть безопасной и надежной. Уровень искусственного освещения учебных помещений школ обеспечивается при использовании ламп накаливания 150 лк и 300 лк при лампах люминесцентных. В кабинетах черчения и мастерских уровень искусственного освещения должен быть соответственно 200-400 лк, 300-500 лк. Во всех помещениях школы следует предусмотреть систему общего освещения.

Люминесцентные светильники должны давать рассеянный свет, а для ламп накаливания - полностью отраженное светораспределение.

При искусственном освещении учебных помещений следует отдавать предпочтение люминесцентным лампам, имеющим положительное заключение государственной санитарно-гигиенической экспертизы.

Из люминесцентных светильников для учебных помещений можно использовать серии ЛСО-02 (подвесной светильник рассеянного света) и ЛПО-23 (потолочный для общественных помещений). Для освещения классных досок следует использовать люминесцентные светильники серии ЛПО-12 несимметричного распределения света с люминесцентными лампами 40 Вт и 80 Вт. Рекомендуется использовать, в частности, искусственные излучатели с 3500ºК независимо от принципа генерирования видимой радиации. В классных помещениях могут использоваться люминесцентные лампы типа ЛН (люминесцентные лампы натурального цвета),освещение ЛБ (белого цвета), ЛХБ (холодного белого цвета), ЛТПЦ (тепло-белого цвета), МОД (2×40 Вт), ШПД (2×40 Вт).

Для ламп накаливания наиболее рациональные светильники - преимущественно отраженного светораспределения.

В учебных помещениях светильники следует размещать в 2 ряда параллельно линии окон на расстоянии 1,5 м от внешней и внутренней стен, 1,2 м - от классной доски, 1,6 м - от задней стены. Расстояние между рядами светильников должна быть 2,5 - 2,65 м.

Светильники моются не менее раза в три месяца, окна –1 раз в полгода.

Гигиенические требования к уровню освещения помещений общеобразовательной школы представлены в приложении 3.

 


Таблица 1 Приложения 3

Освещенность помещений средних общеобразовательных учреждений

 

  Помещение Поверхность Г-горизонтальная, В-вертикальная, нормирование освещенности КЕО, высота поверхности над полом, м При боковом освещении в Украине, КЕО, % Искусствен-ное освещение рабочих поверхнос-тей, лк
1. Классные комнаты, аудитории, учебные кабинеты, лаборатории, лаборантские. В - на середине доски Г - 0,8 на рабочих столах, партах 1,5      
2. Кабинеты технического черчения и рисования В - на доске Г - 0,8 на рабочих столах –    
3. Мастерские по обработке металла и дерева Г - 0,8 1,5
4.Инструментальная, комната мастера, конструктора Г - 0,8 200 **
5.Кабинеты обслуживающих видов труда для девочек: - по обработке ткани; - кулинарии.     Г - 0,8 Г - 0,8     1,5    
6.Спортивные залы Пол В - на уровне 2м от пола с обеих сторон на продольной оси помещения -
7. Инвентарные, хозяйственные помещения Г - 0,8
8.Крытые бассейны Г - на поверхности воды
9.Актовые залы, киноаудитории Пол -
10.Эстрады актовых залов В - 1,5 -
11.Кабинеты и комнаты преподавателей Г - 0,8 Пол

** - для местного освещения следует предусмотреть штепсельные розетки

5. Воздушно-тепловой режим:

5.1. Чистота воздуха в помещениях школы обеспечивается:

- соответствием количества детей его нормированной вместимости;

- регулярностью влажной уборки помещений с использованием дезинфицирующих и моющих средств;

- использованием всех видов проветривания (сквозное, угловое, одностороннее).

5.2. Классные комнаты и кабинеты проветривают на перерывах, а рекреации – во время уроков. Соотношение площади фрамуг и форточек к площади пола учебного помещения должна быть не менее 1/50. Фрамугами и форточками следует пользоваться на протяжении всего года.

5.3. В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.

5.4. При проведении гигиенической оценки воздушно-теплового режима в помещениях следует учитывать: удельную площадь, объем помещения, коэффициент аэрации, продолжительность проветривания помещений, систему вентиляции, режим ее работы и техническое обслуживание, режим уборки помещений, предупреждение заноса пыли в помещение школы.

5.5. При лабораторных исследованиях необходимо измерить: температуру воздуха в помещениях (с учетом внешней), относительную влажность; скорость движения воздуха; радиационную температуру; концентрацию СО2, СО и иных химических веществ (соответственно использованным строительным материалам); содержание пыли и бактериальное загрязнение. Лабораторные измерения проводить в динамике на протяжении учебного дня, а именно перед первым уроком и в конце учебного дня.

В помещениях школ относительная влажность воздуха должна составлять 40-60 %; температура в зависимости от климатических условий: в классах и кабинетах 17-200С; в мастерских по обработке металла и дерева 16-18 0 С; в спортивном зале 15-17 0 С; в раздевалке при спортивном зале 19-23 0 С; в актовом зале, киноаудитории не ниже 17-20 0 С; в умывальных 20-230С; в вестибюле, гардеробе 16-19 0 С; в туалетах 17-21 0 С; в душевых не ниже 25 0 С.

6. ВЕНТИЛЯЦИЯ И ОТОПЛЕНИЕ.

6.1. Критериями нормирования воздушного обмена помещений школьных зданий следует считать динамику температуры, относительной влажности воздуха, уровня его бактериального состояния, количество пыли, концентрацию СО2, константу исчезновения отрицательных ионов.

6.2. В учебных помещениях необходимо организовать широкую аэрацию и воздухообмен через системы вентиляционных каналов.

6.3. При использовании в школах децентрализованной приточной вентиляции с подачей неподогретого воздуха, направленным на потолок, должны быть выполненные следующие требования:

6.6. Использование паровых котлов для отопления школьных зданий запрещено.

6.7 Отопительные приборы (радиаторы) в учебных помещениях следует закрывать легкой деревянной или металлической решеткой. При размещении отопительных приборов в стенах, полу температура стен должна быть 33-380 С, пола - 18,5-280 С, подоконника - 40-450 С, потолка - 29-320 С при температуре воздуха в помещении 210 С и выше. Наиболее рациональное размещение отопительных приборов в потолке и полу.

6.8. Печное отопление допускается только в одноэтажных зданиях школ с малым количеством учеников, которое должно быть оборудовано в коридоре.

Запрещается устанавливать железные печи.

Чтобы не загрязнять воздух помещений окислом углерода, печные трубы закрываются, когда топливо полностью выгорит, и не позднее, чем за два часа до прихода учеников.

8. ОСНАЩЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ.

8.1. Оборудование школьных помещений должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям, обеспечивать педагогический процесс и проведение внеклассной учебно-педагогической работы.

8.2. В учебных классах и кабинетах устанавливается мебель согласно действующему регламентирующему документу.

Для обеспечения учеников мебелью, в соответствии с ростом, необходимо иметь 6 размеров. Интервал между ростовыми группами - 15 см. В каждом классе (кабинете) следует предусмотреть 2-3 размера мебели с преимуществом одного из них. Значительное преимущество в современных условиях имеет трансформируемая мебель.

Рекомендуемое количество мебели в классах и кабинетах средней школы представлено в таблице 2:

Таблица 2 Приложения 3

Ростовая группа Группа мебели и цвет маркировки Класс
До 115 оранжевый +                      
До 130 фиолетовый + + +                  
130-145 желтый   + + + + +            
146-160 красный       + + + + + + + + +
161-175 зеленый             + + + + + +
175 и выше голубой                 + + + +

Размещать мебель в классной комнате прямоугольной конфигурации следует так:

- между внешней стеной и первым рядом парт должно быть расстояние 0,6-0,7 м (в зданиях из кирпича и местных материалов допускается 0,5 м;

- между рядами двухместных парт (столов) - не менее 0,6м;

- между III рядом парт (столов) и внутренней стеной или шкафами, которые стоят возле стены, - не менее 0,7м;

- между передней партой (столом) и демонстрационным столом - не менее 0,8 м;

- от передней стены с классной доской до передних столов - не менее 2,4-2,6 м;

- между столом преподавателя и передним столом - не менее 0,5 м;

- от демонстрационного стола до классной доски - не менее 1,0 м;

- между столом преподавателя и передними столами учеников - не менее 0,5 м;

- самое большое расстояние последнего места от классной доски - 9 м;

- высота нижнего края доски над полом для учеников первого класса 0,7-0,8 м, II-IV классов 0,75-0,8 м, V-ХІІ - 0,8-0,9 м.

В классных комнатах поперечной и квадратной конфигурации, в которых мебель размещается в 4 ряда, должно быть увеличено расстояние от доски до первого ряда парт (не меньше 3 м), чтобы обеспечить угол рассматривания до 35 град. Расстояние от первого ряда парт до внешней стены должно быть 0,8-1,0 м, между рядами парт, столов - 0,6 м, от задних парт к шкафам, размещенным возле внутренней стены - 0,9-1,0 м.

Ученики с пониженной остротой зрения должны сидеть за первыми партами в первом ряду (от светонесущей стены). Школьники с пониженным слухом размещаются за первыми и вторыми партами крайних рядов. Ученики, которые часто болеют простудными заболеваниями, ревматизмом, ангинами, размещаются в третьем ряду парт (возле внутренней стены).

Для профилактики нарушений осанки не меньше двух раз в год школьников пересаживают с первого ряда в третий в наоборот, не нарушая соответствия группы мебели их росту.

Школьная мебель расставляется в школьном помещении таким образом, чтобы ближе к доске были меньшие размеры, дальше - большие.

Школьная мебель должна быть промаркирована. Маркировка наносится в виде линии шириной 2 см или окружности диаметром 2,5 см на обеих сторонах парты, стола, стула. Мебель 1 группы обозначается оранжевым, 2 - фиолетовым, 3 - желтым, 4 - красным, 5 - зеленым, 6 - голубым цветом. Кроме цветовой маркировки должна быть цифровая маркировка в виде дроби:

2 (группа стола, стула)

115-130 (рост детей), которая наносится на внутреннюю поверхность крышки стола.

Для определения ученикам необходимого размера мебели в классной комнате должна быть нанесена цветная мерная вертикальная линейка. На высоте до 115 см наносится оранжевая линия, 115-130 см - фиолетовая, 130-145 - желтая, 145-160 - красная, 160-175 - зеленая, более 175 см - голубая.

В классном журнале в листке здоровья необходимо указать необходимый размер мебели для каждого ученика.

Цвет краски, которая используется для окрашивания поверхности парт - зеленая гамма и натурального дерева, краска должна быть матовой.

Классные комнаты для младших школьников необходимо оборудовать партами. Учебные кабинеты для учеников средних и старших классов должны обеспечиваться одно-, двухместными столами и стульями; кабинеты химии, физики, биологии - специальными лабораторными столами групп 4, 5, 6 .

Парты (столы) должны быть только стандартные, согласованные с МЗ Украины. Размеры столов и стульев в каждом комплекте мебели должны совпадать по маркировке.

Лабораторные столы должны быть покрыты линолеумом или другими материалами, которые моются и разрешены МЗ Украины. В биологической лаборатории столы крепятся к полу. Для оборудования кабинета черчения используют специальные столы, угол наклона крышки которых равен 30 при выполнении черчения и 600 - при рисовании.

9. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

9.1. Учебный год в общеобразовательных учебных заведениях всех типов и форм собственности начинается 1 сентября и заканчивается не позднее 1 июля следующего года.

Продолжительность учебного года для учеников начальной школы не может быть менее 175 рабочих дней, а в общеобразовательных учебных заведениях II-III ступени - 190 рабочих дней.

Структура учебного года (по четвертям, полугодиям, семестрам) и продолжительность учебной недели устанавливаются общеобразовательным учебным заведением в соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки Украины.

На протяжении учебного года для учеников проводятся каникулы: осенние, зимние и весенние общим объемом не менее 30 дней.

9.2. Режим работы общеобразовательного учебного заведения определяется им на основе нормативно-правовых актов и по согласованию с территориальными учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы.

Допустимое суммарное количество часов (уроков) недельной нагрузки учеников приведена в таблице 3.

Таблица 3.Допустимое суммарное количество часов недельной нагрузки учеников.

Классы Допустимое суммарное количество часов инвариантной и вариантной частей учебного плана (уроков)
5-ти дневная учебная неделя 6-ти дневная учебная неделя
20,0 22,5
22,0 23,0
23,0 24,0
23,0 24,0
28,0 30,0
31,0 32,0
32,0 34,0
33,0 35,0
33,0 36,0
10-12 33,0 36,0

 

9.3. Введение 5-ти дневной рабочей недели для учеников 5-11(12)-х классов всех видов общеобразовательных учебных заведений с углубленным изучением предметов осуществляется при соблюдении предельно допустимой нагрузки и при условии работы школы не больше, чем в две смены.

9.4. Продолжительность уроков в общеобразовательных учебных заведениях составляет: в первых классах - 35 минут, во вторых и четвертых – 40 минут, в пятых и двенадцатых – 45 минут. Изменение продолжительности уроков допускается по согласованию с соответствующим органом управления образованием и санитарно-эпидемиологической станцией.

9.5. Расписание уроков должно учитывать оптимальное соотношение учебной нагрузки на протяжении недели, а также целесообразное чередование в течение дня и недели предметов естественно-математического и гуманитарного циклов с уроками музыки, изобразительного искусства, трудового обучения, художественного труда и физического воспитания.

Для учеников 5-9 классов спаренные уроки допускаются во время проведения лабораторных, контрольных работ, написании сочинений, уроков трудового воспитания. В 10-12-х классах допускается проведение спаренных уроков по основным и профильным дисциплинам.

9.6. При составлении расписания уроков необходимо учитывать динамику умственной трудоспособности учеников в течение дня и недели (приложение 6).

Для учеников первого класса в течение учебного года предусмотрен дополнительный разгрузочный день – четверг, в расписание которого не вводятся предметы, требующие значительной умственной нагрузки (математика, языки).

9.7. Продолжительность перерывов между уроками для учеников первого класса должна быть не менее 15 минут, для других классов - 10 минут, большого перерыва (после 2-го урока) – 30 минут. Вместо одного большого перерыва можно после 2-го и 3-го уроков устраивать перерывы по 20 минут каждый.

Во время перерывов нужно организовать пребывание учеников на свежем воздухе и питание.

9.8. Для профилактики утомления, нарушений осанки, зрения на уроках письма, языка, чтения, математики и других уроках необходимо выделять время для физкультпауз и гимнастики глаз.

9.9. При определении целесообразности, характера, содержания и объема домашних заданий следует учитывать индивидуальные особенности учеников и педагогические требования. В 1-м классе домашние задания не задаются. Объем домашних заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на их выполнение не превышали во 2-м классе 45 минут, в 3 классе - 1 часа 10 минут, 4 классе - 1 часа 30 минут, в 5-6 классах - 2,5 часов, в 7-9 классах - 3 часов, в 10-12 классах - 4 часов. Во 2-4 классах домашние задания не следует задавать на выходные и праздничные дни.

9.10. Занятия в общеобразовательных учебных заведениях рекомендуется начинать не ранее 8 часов. При двухсменном режиме обучения начало занятий во вторую смену не позднее 14 часов, окончание – не позднее 19 часов 20 минут.

Ученики 1-2 классов, выпускных и классов компенсирующего обучения должны учиться в первую смену.

Ученики 3-5 классов могут обучаться в первую смену или в подсмену с началом занятий не позднее 12 часов.

Начало занятий как в первую, так и во вторую смену должно быть стабильным в течение всего учебного года.

Обучение в общеобразовательных учебных заведениях нового типа организуется лишь в первую смену.

9.11. В 1-е классы школы принимаются дети, как правило, с 6 лет. Прием детей осуществляется по желанию (заявлению) родителей при наличии медицинской справки о состоянии здоровья ребенка установленного образца.

9.12. Наполняемость классов не должна превышать 30 учеников (с учетом площади на одного ученика не менее 2,0 кв. м).

9.14. При использовании в учебном процессе в общеобразовательных учебных заведениях аудиовизуальных технических средств обучения (ТСН) устанавливается такая продолжительность их применения (Табл. 4).

 

Таблица 4.

Продолжительность беспрерывного использования на

уроках различных технических средств обучения

 

Классы Продолжительность просмотра (мин.)
Кинофильмы Телепередачи
1-2 15-20
3-4 15-20
5-7 20-25 20-25
8-12 25-30 25-30

 

На протяжении недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать для учеников начальной школы 3-4, старшеклассников – 4-6.

9.15. При использовании компьютерной техники на уроках беспрерывная продолжительность занятий непосредственно с видеодисплейным терминалом и проведение профилактических мероприятий должны отвечать требованиям ДСанПиН 5.5.6.008-98 “Улаштування і обладнання кабінетів комп’ютерної техніки в навчальних закладах та режим праці учнів на персональних комп’ютерах”.

9.16. Не допускается на протяжении урока трудового обучения использовать однообразные приемы работы, необходимо чередовать различные виды деятельности.

9.19. В группах продленного дня прогулка для школьников должна быть не менее 1,5 часов. Для первоклассников, посещающих группы продленного дня, необходимо организовать ежедневный 1,5 часовой дневной отдых (сон).

Самоподготовку начинать с 16 часов. Продолжительность самоподготовки определяется временем обучения в соответствии с пунктом 9.9.

Наиболее оптимальным объединением видов деятельности детей в группах продленного дня является двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулки, подвижные и спортивные игры, социально полезный труд на пришкольном участке), а после самоподготовки - участие в мероприятиях эмоционального характера (работа в кружках, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и пр.).

9.20. При снижении температуры воздуха до минус 20ºС и скорости движения воздуха более 5 м/с, а также повышении влажности свыше 80% для учеников начальных классов и при температуре минус 24ºС для учеников 5-12 классов, а также в чрезвычайных ситуациях органы местной исполнительной власти принимают решение о временном прекращении обучения учеников.

При возникновении массовых эпидемических инфекционных заболеваний учебные занятия приостанавливаются органами местной исполнительной власти по согласованию с территориальными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

 


Приложение 6.

Гигиенические требования к расписанию уроков

Современными научными исследованиями установлено, что самая высокая активность умственной деятельности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. Это время характеризуется самой большой эффективностью усвоения материала при минимальных психо-физических затратах организма.

Поэтому в расписании уроков для младших школьников предметы, которые требуют значительного умственного напряжения, должны проводиться на 2-3 уроках, а для учеников среднего и старшего возраста - на 2-4 уроках.

Неодинаковая умственная деятельность учеников и в различные дни учебной недели: ее уровень возрастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели должен быть таким, чтобы максимальный объем приходился на вторник и среду. На эти дни в школьное расписание необходимо выносить предметы, которые требуют большого умственного напряжения или те, которые не требуют значительной нагрузки, но в большем количестве, чем в другие дни недели.

Изложение нового материала, контрольные роботы лучше всего проводить на 2-4 уроках среди недели.

Предметы, которые требуют значительных затрат времени для выполнения домашних заданий, не должны группироваться в один день в расписании занятий.

Необходимо проводить оценку расписания уроков. Для этого предлагаем использовать методику, разработанную Н. П. Гребняком и В. В. Машинистовым (1993 г.). В соответствии с этой методикой каждый учебный предмет имеет разный балл сложности.

 

Предмет Степень сложности
Геометрия
Алгебра 5,5
Иностранный язык 5,4
Химия 5,3
Физика 5,2
Биология 3,6
Украинский язык 3,5
Украинская литература 1,7
История 1,7

 

При правильно составленном расписании уроков максимальное количество баллов за день по сумме всех предметов должно выпадать на вторник и (или) среду.

Для учеников младшего и среднего возраста распределять недельную учебную нагрузку следует таким образом, чтобы максимальная интенсивность (по сумме баллов за день) выпадала на вторник и среду, в то время как четверг был бы несколько облегченным днем.

Расписание составлено неправильно, если максимальное число баллов за день выпадает на первый и последний рабочие дни недели или когда оно одинаково во все рабочие дни.