Алгоритм гигиенической оценки условий и организации обучения в общеобразовательной школе
| |||||||
|
Согласно первому шагу алгоритма оценка условий и организации обучения в общеобразовательной школе начинается с исследования показателей, характеризующих эти условия. Исследования можно проводить последовательно или параллельно с привлечением лабораторных и инструментальных методов исследования.
Микроклимат изучают по показателям температурного режима, относительной влажности и скорости движения воздуха;
Освещение в помещениях изучают:
а) естественное: инсоляционный режим (по ориентации окон в помещении), коэффициент естественного освещения и световой коэффициент;
б) искусственное: уровень освещенности комнат и др. помещений, равномерность;
выявляют вредные эффекты – нагрев воздуха, шум, стробоскопический эффект,
наличие токсичных газов и аэрозолей и пр.
Школьную мебель изучают с позиций ее безвредности, правильности расстановки и рассаживания школьников с учетом их роста и состояния здоровья;
Гигиеническую оценку организации учебного процесса дают на основании проведения хронометража и расчета плотности уроков, анализа расписания, изучения недельных и ежедневных учебных нагрузок, а также распределения уроков с позиций их трудности.
Второй шаг алгоритма предполагает сравнение изученных показателей с нормативами, которые установлены санитарными правилами (Приложение 3). Санитарные правила являются подзаконным нормативным документом, который от имени государства уполномочено утверждать Министерство здравоохранения. Они являются обязательными для исполнения всеми руководителями общеобразовательных школ. В зависимости от степени нарушений санитарных правил руководители могут привлекаться к административной и уголовной ответственности.
Третий шаг алгоритма предполагает врачебную оценку условий обучения в общеобразовательной школе. Эта оценка может быть сформулирована в двух возможных вариантах:
1. Условия и организация обучения в общеобразовательной школе отвечают требованиям
ДСанПіН 5.5.2.008-01 «Устаткування, утримання середніх загальноосвітніх навчально- виховних закладів та організація навчально-виховного процесу ».Такая оценка формулируется в том случае, если при сравнении изученных и нормативных показателей врачом не выявлены отклонения (нарушения).
2. Условия и организация обучения в общеобразовательной школе не отвечают требованиям санитарных правил. Далее приводится обоснованный перечень отклонений или нарушений. Такая оценка предполагает, что в согласованный с врачом срок администрация внедряет комплекс мероприятий, направленных на устранение нарушений. В ряде случаев акты обследований санитарных станций направляются в прокуратуру для принятия мер соответственно действующему законодательству.
Последним шагом алгоритма является контроль эффективности внедрения оздоровительных мероприятий.
Приложение 3
ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ
«Устаткування, утримання середніх загальноосвітніх навчально-
виховних закладів та організація навчально-виховного процесу”
Державні санітарні правила та норми ДСанПіН 5.5.2.008-01
1. ЕСТЕСТВЕННОЕ И ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К ЗРИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧЕНИКОВ.
4.1. Естественное освещение.
Все учебные помещения средних общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений должны иметь естественное освещение. Независимо от размещения окон (сбоку, сверху) в учебных помещениях, свет должен падать на рабочие места слева. Оптимальный уровень природного освещения обеспечивается при верхнем и боковом освещении помещений.
Естественное освещение должно быть равномерным и не создавать блеска.
Равномерность освещения на рабочем месте (отношение минимального освещения к максимальному) должно составлять не больше 0,3.
Достаточность и равномерность освещения можно оценить по световому коэффициенту (СК) (отношение общей площади окон к площади пола). Наиболее рациональная форма окон - прямоугольная, высота 2-2,5 м, ширина 1,8-2,0 м, верхний край окна должен быть на расстоянии 0,15-0,3 м от потолка. Ширина простенков между окнами должна быть не больше 0,5 м, высота подоконника - 0,8 м, СК – 1:4 – 1:5. Для обеспечения оптимального естественного освещения следует предусмотреть: угол, под которым видно небо с наиболее отдаленного рабочего места от окна, должен быть не меньшим 50, коэффициент затенения менее 3.
Запрещается размещение на подоконнике в учебных помещениях высоких комнатных цветов.
Цвет поверхности потолка, стен, мебели должен быть желтым, зеленым или бежевым (матовых пастельных тонов). Потолок, верхние части стен, оконные рамы и двери следует окрашивать в белый цвет, коэффициент отражения которого 0,8; в кабинетах технических способов обучения (ТСО) стена, которая является фоном для экрана (телевизор, кинопроектор), должна быть выкрашена в желтый или бежевый цвет с коэффициентом отражения 0,6; классная доска должна иметь матовую поверхность, выкрашенную в темно-зеленый, коричневый цвет с коэффициентом отражения 0,1-0,2.
Все полимерные материалы, которые используются при строительстве и реконструкции общеобразовательных учебных заведений, а также для оснащения помещений, настила пола, должны иметь положительное заключение государственной санитарно-гигиенической экспертизы.
Оптимальное соотношение яркости составляет для: “тетрадь - парта” - 4:1, “классная доска - тетрадь” - 1:5-1:6,5, “окно - тетрадь” - 7:1, “классная доска - окно” - 1:12. Допустимы следующие соотношения яркости для поверхности: “тетрадь - парта” - 2:1-3:1, “классная доска - тетрадь” - 1:3, 1:8-1:10, “окно - тетрадь” - 15:1-17:1, “классная доска - окно” - 1:5.
4.2. Искусственное освещение.
Искусственное освещение помещений школ может быть обеспечено люминесцентными лампами и лампами накаливания с соответствующей арматурой, дающей рассеянный свет, быть безопасной и надежной. Уровень искусственного освещения учебных помещений школ обеспечивается при использовании ламп накаливания 150 лк и 300 лк при лампах люминесцентных. В кабинетах черчения и мастерских уровень искусственного освещения должен быть соответственно 200-400 лк, 300-500 лк. Во всех помещениях школы следует предусмотреть систему общего освещения.
Люминесцентные светильники должны давать рассеянный свет, а для ламп накаливания - полностью отраженное светораспределение.
При искусственном освещении учебных помещений следует отдавать предпочтение люминесцентным лампам, имеющим положительное заключение государственной санитарно-гигиенической экспертизы.
Из люминесцентных светильников для учебных помещений можно использовать серии ЛСО-02 (подвесной светильник рассеянного света) и ЛПО-23 (потолочный для общественных помещений). Для освещения классных досок следует использовать люминесцентные светильники серии ЛПО-12 несимметричного распределения света с люминесцентными лампами 40 Вт и 80 Вт. Рекомендуется использовать, в частности, искусственные излучатели с 3500ºК независимо от принципа генерирования видимой радиации. В классных помещениях могут использоваться люминесцентные лампы типа ЛН (люминесцентные лампы натурального цвета),освещение ЛБ (белого цвета), ЛХБ (холодного белого цвета), ЛТПЦ (тепло-белого цвета), МОД (2×40 Вт), ШПД (2×40 Вт).
Для ламп накаливания наиболее рациональные светильники - преимущественно отраженного светораспределения.
В учебных помещениях светильники следует размещать в 2 ряда параллельно линии окон на расстоянии 1,5 м от внешней и внутренней стен, 1,2 м - от классной доски, 1,6 м - от задней стены. Расстояние между рядами светильников должна быть 2,5 - 2,65 м.
Светильники моются не менее раза в три месяца, окна –1 раз в полгода.
Гигиенические требования к уровню освещения помещений общеобразовательной школы представлены в приложении 3.
Таблица 1 Приложения 3
Освещенность помещений средних общеобразовательных учреждений
Помещение | Поверхность Г-горизонтальная, В-вертикальная, нормирование освещенности КЕО, высота поверхности над полом, м | При боковом освещении в Украине, КЕО, % | Искусствен-ное освещение рабочих поверхнос-тей, лк |
1. Классные комнаты, аудитории, учебные кабинеты, лаборатории, лаборантские. | В - на середине доски Г - 0,8 на рабочих столах, партах | 1,5 | |
2. Кабинеты технического черчения и рисования | В - на доске Г - 0,8 на рабочих столах | – | |
3. Мастерские по обработке металла и дерева | Г - 0,8 | 1,5 | |
4.Инструментальная, комната мастера, конструктора | Г - 0,8 | 200 ** | |
5.Кабинеты обслуживающих видов труда для девочек: - по обработке ткани; - кулинарии. | Г - 0,8 Г - 0,8 | 1,5 | |
6.Спортивные залы | Пол В - на уровне 2м от пола с обеих сторон на продольной оси помещения | - | |
7. Инвентарные, хозяйственные помещения | Г - 0,8 | – | – |
8.Крытые бассейны | Г - на поверхности воды | ||
9.Актовые залы, киноаудитории | Пол | - | |
10.Эстрады актовых залов | В - 1,5 | - | |
11.Кабинеты и комнаты преподавателей | Г - 0,8 Пол |
** - для местного освещения следует предусмотреть штепсельные розетки
5. Воздушно-тепловой режим:
5.1. Чистота воздуха в помещениях школы обеспечивается:
- соответствием количества детей его нормированной вместимости;
- регулярностью влажной уборки помещений с использованием дезинфицирующих и моющих средств;
- использованием всех видов проветривания (сквозное, угловое, одностороннее).
5.2. Классные комнаты и кабинеты проветривают на перерывах, а рекреации – во время уроков. Соотношение площади фрамуг и форточек к площади пола учебного помещения должна быть не менее 1/50. Фрамугами и форточками следует пользоваться на протяжении всего года.
5.3. В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.
5.4. При проведении гигиенической оценки воздушно-теплового режима в помещениях следует учитывать: удельную площадь, объем помещения, коэффициент аэрации, продолжительность проветривания помещений, систему вентиляции, режим ее работы и техническое обслуживание, режим уборки помещений, предупреждение заноса пыли в помещение школы.
5.5. При лабораторных исследованиях необходимо измерить: температуру воздуха в помещениях (с учетом внешней), относительную влажность; скорость движения воздуха; радиационную температуру; концентрацию СО2, СО и иных химических веществ (соответственно использованным строительным материалам); содержание пыли и бактериальное загрязнение. Лабораторные измерения проводить в динамике на протяжении учебного дня, а именно перед первым уроком и в конце учебного дня.
В помещениях школ относительная влажность воздуха должна составлять 40-60 %; температура в зависимости от климатических условий: в классах и кабинетах 17-200С; в мастерских по обработке металла и дерева 16-18 0 С; в спортивном зале 15-17 0 С; в раздевалке при спортивном зале 19-23 0 С; в актовом зале, киноаудитории не ниже 17-20 0 С; в умывальных 20-230С; в вестибюле, гардеробе 16-19 0 С; в туалетах 17-21 0 С; в душевых не ниже 25 0 С.
6. ВЕНТИЛЯЦИЯ И ОТОПЛЕНИЕ.
6.1. Критериями нормирования воздушного обмена помещений школьных зданий следует считать динамику температуры, относительной влажности воздуха, уровня его бактериального состояния, количество пыли, концентрацию СО2, константу исчезновения отрицательных ионов.
6.2. В учебных помещениях необходимо организовать широкую аэрацию и воздухообмен через системы вентиляционных каналов.
6.3. При использовании в школах децентрализованной приточной вентиляции с подачей неподогретого воздуха, направленным на потолок, должны быть выполненные следующие требования:
6.6. Использование паровых котлов для отопления школьных зданий запрещено.
6.7 Отопительные приборы (радиаторы) в учебных помещениях следует закрывать легкой деревянной или металлической решеткой. При размещении отопительных приборов в стенах, полу температура стен должна быть 33-380 С, пола - 18,5-280 С, подоконника - 40-450 С, потолка - 29-320 С при температуре воздуха в помещении 210 С и выше. Наиболее рациональное размещение отопительных приборов в потолке и полу.
6.8. Печное отопление допускается только в одноэтажных зданиях школ с малым количеством учеников, которое должно быть оборудовано в коридоре.
Запрещается устанавливать железные печи.
Чтобы не загрязнять воздух помещений окислом углерода, печные трубы закрываются, когда топливо полностью выгорит, и не позднее, чем за два часа до прихода учеников.
8. ОСНАЩЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ.
8.1. Оборудование школьных помещений должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям, обеспечивать педагогический процесс и проведение внеклассной учебно-педагогической работы.
8.2. В учебных классах и кабинетах устанавливается мебель согласно действующему регламентирующему документу.
Для обеспечения учеников мебелью, в соответствии с ростом, необходимо иметь 6 размеров. Интервал между ростовыми группами - 15 см. В каждом классе (кабинете) следует предусмотреть 2-3 размера мебели с преимуществом одного из них. Значительное преимущество в современных условиях имеет трансформируемая мебель.
Рекомендуемое количество мебели в классах и кабинетах средней школы представлено в таблице 2:
Таблица 2 Приложения 3
Ростовая группа | Группа мебели и цвет маркировки | Класс | |||||||||||
До 115 | оранжевый | + | |||||||||||
До 130 | фиолетовый | + | + | + | |||||||||
130-145 | желтый | + | + | + | + | + | |||||||
146-160 | красный | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
161-175 | зеленый | + | + | + | + | + | + | ||||||
175 и выше | голубой | + | + | + | + |
Размещать мебель в классной комнате прямоугольной конфигурации следует так:
- между внешней стеной и первым рядом парт должно быть расстояние 0,6-0,7 м (в зданиях из кирпича и местных материалов допускается 0,5 м;
- между рядами двухместных парт (столов) - не менее 0,6м;
- между III рядом парт (столов) и внутренней стеной или шкафами, которые стоят возле стены, - не менее 0,7м;
- между передней партой (столом) и демонстрационным столом - не менее 0,8 м;
- от передней стены с классной доской до передних столов - не менее 2,4-2,6 м;
- между столом преподавателя и передним столом - не менее 0,5 м;
- от демонстрационного стола до классной доски - не менее 1,0 м;
- между столом преподавателя и передними столами учеников - не менее 0,5 м;
- самое большое расстояние последнего места от классной доски - 9 м;
- высота нижнего края доски над полом для учеников первого класса 0,7-0,8 м, II-IV классов 0,75-0,8 м, V-ХІІ - 0,8-0,9 м.
В классных комнатах поперечной и квадратной конфигурации, в которых мебель размещается в 4 ряда, должно быть увеличено расстояние от доски до первого ряда парт (не меньше 3 м), чтобы обеспечить угол рассматривания до 35 град. Расстояние от первого ряда парт до внешней стены должно быть 0,8-1,0 м, между рядами парт, столов - 0,6 м, от задних парт к шкафам, размещенным возле внутренней стены - 0,9-1,0 м.
Ученики с пониженной остротой зрения должны сидеть за первыми партами в первом ряду (от светонесущей стены). Школьники с пониженным слухом размещаются за первыми и вторыми партами крайних рядов. Ученики, которые часто болеют простудными заболеваниями, ревматизмом, ангинами, размещаются в третьем ряду парт (возле внутренней стены).
Для профилактики нарушений осанки не меньше двух раз в год школьников пересаживают с первого ряда в третий в наоборот, не нарушая соответствия группы мебели их росту.
Школьная мебель расставляется в школьном помещении таким образом, чтобы ближе к доске были меньшие размеры, дальше - большие.
Школьная мебель должна быть промаркирована. Маркировка наносится в виде линии шириной 2 см или окружности диаметром 2,5 см на обеих сторонах парты, стола, стула. Мебель 1 группы обозначается оранжевым, 2 - фиолетовым, 3 - желтым, 4 - красным, 5 - зеленым, 6 - голубым цветом. Кроме цветовой маркировки должна быть цифровая маркировка в виде дроби:
2 (группа стола, стула)
115-130 (рост детей), которая наносится на внутреннюю поверхность крышки стола.
Для определения ученикам необходимого размера мебели в классной комнате должна быть нанесена цветная мерная вертикальная линейка. На высоте до 115 см наносится оранжевая линия, 115-130 см - фиолетовая, 130-145 - желтая, 145-160 - красная, 160-175 - зеленая, более 175 см - голубая.
В классном журнале в листке здоровья необходимо указать необходимый размер мебели для каждого ученика.
Цвет краски, которая используется для окрашивания поверхности парт - зеленая гамма и натурального дерева, краска должна быть матовой.
Классные комнаты для младших школьников необходимо оборудовать партами. Учебные кабинеты для учеников средних и старших классов должны обеспечиваться одно-, двухместными столами и стульями; кабинеты химии, физики, биологии - специальными лабораторными столами групп 4, 5, 6 .
Парты (столы) должны быть только стандартные, согласованные с МЗ Украины. Размеры столов и стульев в каждом комплекте мебели должны совпадать по маркировке.
Лабораторные столы должны быть покрыты линолеумом или другими материалами, которые моются и разрешены МЗ Украины. В биологической лаборатории столы крепятся к полу. Для оборудования кабинета черчения используют специальные столы, угол наклона крышки которых равен 30 при выполнении черчения и 600 - при рисовании.
9. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
9.1. Учебный год в общеобразовательных учебных заведениях всех типов и форм собственности начинается 1 сентября и заканчивается не позднее 1 июля следующего года.
Продолжительность учебного года для учеников начальной школы не может быть менее 175 рабочих дней, а в общеобразовательных учебных заведениях II-III ступени - 190 рабочих дней.
Структура учебного года (по четвертям, полугодиям, семестрам) и продолжительность учебной недели устанавливаются общеобразовательным учебным заведением в соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки Украины.
На протяжении учебного года для учеников проводятся каникулы: осенние, зимние и весенние общим объемом не менее 30 дней.
9.2. Режим работы общеобразовательного учебного заведения определяется им на основе нормативно-правовых актов и по согласованию с территориальными учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы.
Допустимое суммарное количество часов (уроков) недельной нагрузки учеников приведена в таблице 3.
Таблица 3.Допустимое суммарное количество часов недельной нагрузки учеников.
Классы | Допустимое суммарное количество часов инвариантной и вариантной частей учебного плана (уроков) | |
5-ти дневная учебная неделя | 6-ти дневная учебная неделя | |
20,0 | 22,5 | |
22,0 | 23,0 | |
23,0 | 24,0 | |
23,0 | 24,0 | |
28,0 | 30,0 | |
31,0 | 32,0 | |
32,0 | 34,0 | |
33,0 | 35,0 | |
33,0 | 36,0 | |
10-12 | 33,0 | 36,0 |
9.3. Введение 5-ти дневной рабочей недели для учеников 5-11(12)-х классов всех видов общеобразовательных учебных заведений с углубленным изучением предметов осуществляется при соблюдении предельно допустимой нагрузки и при условии работы школы не больше, чем в две смены.
9.4. Продолжительность уроков в общеобразовательных учебных заведениях составляет: в первых классах - 35 минут, во вторых и четвертых – 40 минут, в пятых и двенадцатых – 45 минут. Изменение продолжительности уроков допускается по согласованию с соответствующим органом управления образованием и санитарно-эпидемиологической станцией.
9.5. Расписание уроков должно учитывать оптимальное соотношение учебной нагрузки на протяжении недели, а также целесообразное чередование в течение дня и недели предметов естественно-математического и гуманитарного циклов с уроками музыки, изобразительного искусства, трудового обучения, художественного труда и физического воспитания.
Для учеников 5-9 классов спаренные уроки допускаются во время проведения лабораторных, контрольных работ, написании сочинений, уроков трудового воспитания. В 10-12-х классах допускается проведение спаренных уроков по основным и профильным дисциплинам.
9.6. При составлении расписания уроков необходимо учитывать динамику умственной трудоспособности учеников в течение дня и недели (приложение 6).
Для учеников первого класса в течение учебного года предусмотрен дополнительный разгрузочный день – четверг, в расписание которого не вводятся предметы, требующие значительной умственной нагрузки (математика, языки).
9.7. Продолжительность перерывов между уроками для учеников первого класса должна быть не менее 15 минут, для других классов - 10 минут, большого перерыва (после 2-го урока) – 30 минут. Вместо одного большого перерыва можно после 2-го и 3-го уроков устраивать перерывы по 20 минут каждый.
Во время перерывов нужно организовать пребывание учеников на свежем воздухе и питание.
9.8. Для профилактики утомления, нарушений осанки, зрения на уроках письма, языка, чтения, математики и других уроках необходимо выделять время для физкультпауз и гимнастики глаз.
9.9. При определении целесообразности, характера, содержания и объема домашних заданий следует учитывать индивидуальные особенности учеников и педагогические требования. В 1-м классе домашние задания не задаются. Объем домашних заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на их выполнение не превышали во 2-м классе 45 минут, в 3 классе - 1 часа 10 минут, 4 классе - 1 часа 30 минут, в 5-6 классах - 2,5 часов, в 7-9 классах - 3 часов, в 10-12 классах - 4 часов. Во 2-4 классах домашние задания не следует задавать на выходные и праздничные дни.
9.10. Занятия в общеобразовательных учебных заведениях рекомендуется начинать не ранее 8 часов. При двухсменном режиме обучения начало занятий во вторую смену не позднее 14 часов, окончание – не позднее 19 часов 20 минут.
Ученики 1-2 классов, выпускных и классов компенсирующего обучения должны учиться в первую смену.
Ученики 3-5 классов могут обучаться в первую смену или в подсмену с началом занятий не позднее 12 часов.
Начало занятий как в первую, так и во вторую смену должно быть стабильным в течение всего учебного года.
Обучение в общеобразовательных учебных заведениях нового типа организуется лишь в первую смену.
9.11. В 1-е классы школы принимаются дети, как правило, с 6 лет. Прием детей осуществляется по желанию (заявлению) родителей при наличии медицинской справки о состоянии здоровья ребенка установленного образца.
9.12. Наполняемость классов не должна превышать 30 учеников (с учетом площади на одного ученика не менее 2,0 кв. м).
9.14. При использовании в учебном процессе в общеобразовательных учебных заведениях аудиовизуальных технических средств обучения (ТСН) устанавливается такая продолжительность их применения (Табл. 4).
Таблица 4.
Продолжительность беспрерывного использования на
уроках различных технических средств обучения
Классы | Продолжительность просмотра (мин.) | |
Кинофильмы | Телепередачи | |
1-2 | 15-20 | |
3-4 | 15-20 | |
5-7 | 20-25 | 20-25 |
8-12 | 25-30 | 25-30 |
На протяжении недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать для учеников начальной школы 3-4, старшеклассников – 4-6.
9.15. При использовании компьютерной техники на уроках беспрерывная продолжительность занятий непосредственно с видеодисплейным терминалом и проведение профилактических мероприятий должны отвечать требованиям ДСанПиН 5.5.6.008-98 “Улаштування і обладнання кабінетів комп’ютерної техніки в навчальних закладах та режим праці учнів на персональних комп’ютерах”.
9.16. Не допускается на протяжении урока трудового обучения использовать однообразные приемы работы, необходимо чередовать различные виды деятельности.
9.19. В группах продленного дня прогулка для школьников должна быть не менее 1,5 часов. Для первоклассников, посещающих группы продленного дня, необходимо организовать ежедневный 1,5 часовой дневной отдых (сон).
Самоподготовку начинать с 16 часов. Продолжительность самоподготовки определяется временем обучения в соответствии с пунктом 9.9.
Наиболее оптимальным объединением видов деятельности детей в группах продленного дня является двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулки, подвижные и спортивные игры, социально полезный труд на пришкольном участке), а после самоподготовки - участие в мероприятиях эмоционального характера (работа в кружках, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и пр.).
9.20. При снижении температуры воздуха до минус 20ºС и скорости движения воздуха более 5 м/с, а также повышении влажности свыше 80% для учеников начальных классов и при температуре минус 24ºС для учеников 5-12 классов, а также в чрезвычайных ситуациях органы местной исполнительной власти принимают решение о временном прекращении обучения учеников.
При возникновении массовых эпидемических инфекционных заболеваний учебные занятия приостанавливаются органами местной исполнительной власти по согласованию с территориальными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
Приложение 6.
Гигиенические требования к расписанию уроков
Современными научными исследованиями установлено, что самая высокая активность умственной деятельности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. Это время характеризуется самой большой эффективностью усвоения материала при минимальных психо-физических затратах организма.
Поэтому в расписании уроков для младших школьников предметы, которые требуют значительного умственного напряжения, должны проводиться на 2-3 уроках, а для учеников среднего и старшего возраста - на 2-4 уроках.
Неодинаковая умственная деятельность учеников и в различные дни учебной недели: ее уровень возрастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.
Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели должен быть таким, чтобы максимальный объем приходился на вторник и среду. На эти дни в школьное расписание необходимо выносить предметы, которые требуют большого умственного напряжения или те, которые не требуют значительной нагрузки, но в большем количестве, чем в другие дни недели.
Изложение нового материала, контрольные роботы лучше всего проводить на 2-4 уроках среди недели.
Предметы, которые требуют значительных затрат времени для выполнения домашних заданий, не должны группироваться в один день в расписании занятий.
Необходимо проводить оценку расписания уроков. Для этого предлагаем использовать методику, разработанную Н. П. Гребняком и В. В. Машинистовым (1993 г.). В соответствии с этой методикой каждый учебный предмет имеет разный балл сложности.
Предмет | Степень сложности |
Геометрия | |
Алгебра | 5,5 |
Иностранный язык | 5,4 |
Химия | 5,3 |
Физика | 5,2 |
Биология | 3,6 |
Украинский язык | 3,5 |
Украинская литература | 1,7 |
История | 1,7 |
При правильно составленном расписании уроков максимальное количество баллов за день по сумме всех предметов должно выпадать на вторник и (или) среду.
Для учеников младшего и среднего возраста распределять недельную учебную нагрузку следует таким образом, чтобы максимальная интенсивность (по сумме баллов за день) выпадала на вторник и среду, в то время как четверг был бы несколько облегченным днем.
Расписание составлено неправильно, если максимальное число баллов за день выпадает на первый и последний рабочие дни недели или когда оно одинаково во все рабочие дни.