Реализации продукции

Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях Обобщающие показатели объема производства продукции получают с а помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция.

Валовая продукция - это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ включая незавершенным производством. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной.

Объем реализации продукции определяют или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (по чистому доходу). Он может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первоочередное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потреблением. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.

Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т др.) их используют для анализа объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

Условно-натуральные показатели как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции. Например, на консервных заводах используют такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях - число условных ремонтов, в обувной промышленности - условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости, и т.д. д.

Нормативные трудозатраты используют также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в том случае, когда в условиях многопродуктового производства нет возможности выразить общий его объем в натуральных или условно натуральных измерителях.

Среднегодовые темпы роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.