Внешнеэкономической деятельности

Государственное регулирование внешней торговли осуществляется с помощью тарифных и нетарифных методов. Тарифные методы включают в себя экспортный и импортный тарифы.

Тариф на импорт является наиболее распространённым видом ограничения торговли это государственный денежный сбор с ввозимых товаров, пропускаемых через границу страны под контролем таможенного ведомства. При введении тарифа внутренняя цена импортного товара поднимается выше мировой.

Существуют два основных вида таможенных тарифов: специфические и адвалорные. Специфические определяются в виде фиксированной суммы с единицы измерения (веса, площади, объема и др.). Адвалорная пошлина устанавливается в виде процента таможенной стоимости товара.

Введение тарифа на импорт приводит к увеличению цены импортируемых товаров, сокращению объема импорта, увеличению цен на подобные товары внутреннего производства и росту производства таких товаров, то есть при введении тарифа внутренние производители получают дополнительный выигрыш, а потребители несут дополнительные расходы (как правило, больше, чем выигрыш производителей).

Для того, чтобы определить эффективность введения тарифа, определяют уровень таможенной защиты, которой пользуются отрасли экономики государства при введении таможенной пошлины на конкурирующий импорт. Важно отметить, что даже если отрасль защищена тарифом, фактическая степень защиты может быть отрицательной, если ставка пошлины на компоненты материальных затрат значительно превышает ставку пошлины на конечную продукцию.

Расчет фактического уровня таможенной защиты, позволяет увидеть, кого именно защищает тариф, а следовательно, позволяет принимать правильные решения в области внешнеторговой политики.

Введение тарифа на экспорт целесообразно в том случае, если цена на какой-либо продукт находится под административным контролем государства и удерживается на уровне ниже мирового путем выплаты производителям субсидий.

Существующие количественные ограничения объема экспорта можно разделить на следующие категории:

– ограничение круга экспортеров, которым разрешается вывозить данный товар;

– ограничение количества товара, которое разрешено вывозить из России;

– соблюдение особых условий, которые исключают возможность нанесения ущерба национальным интересам в результате экспорта так называемых стратегически важных сырьевых товаров.

От введения экспортного тарифа выигрывают потребители данного товара внутри страны и само государство. В целом же экспортный тариф зеркально отражает импортный с той лишь разницей, что убытки терпят производители, а выигрыш достается потребителям.

Наиболее распространённой формой нетарифных методов является квота – ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну за определенный период. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования: государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю.

Теоретически квотирование импорта приводит к сокращению спроса на товар, подвергшийся квотированию, в результате роста цен. С другой стороны, это стимулирует собственных производителей данного товара. А если лицензии продаются, то это еще и увеличивает доход государства.