Схема принципиальная гидравлической системы вертолета

Рис.2



ОСНОВНАЯ ГИДРОСИСТЕМА - ОПИСАНИЕ И РАБОТА

1. Общая часть

Основная гидросистема предназначена для питания рабочей жидкостью (маслом АМГ-10) агрегатов управления КАУ-115АМ поперечного управления, продольного управления, управления общим шагом, ножного управления, гидроцилиндров управления фрикционом ручки ШАГ — ГАЗ и упором в продольном управлении.

В основную гидросистему входят следующие агрегаты (см. 029.00.00, рис. 2): гидробак 13; насос НШ-39М (поз. 10); автомат разгрузки насоса ГА-77В (поз, 5); два гидроаккумулятора 1: два обратных клапана ОК-10А (поз. 8, 9); фильтр 8Д2.966.017-2 (поз. 7); фильтр тонкой очистки ФГ-11БН (поз. 6); двухпозиционный кран ГА-74М/5 (поз. 2); шесть электромагнитных кранов ГА-1 92Т (поз. 40...44,49); дозатор ГА-172-00-2Т (поз. 46); дроссель 39: коллекторы 11, 12, 18, 34; бортовые клапаны нагнетания 30 и всасывания 31; трубопроводы; приборы контроля.

1.1. Насос НШ-39М шестеренчатого типа высокого давления предназначен для подачи масла АМГ-10 из бака в гидросистему.

1.2. Автомат ГА-77В разгрузки насоса предназначен для автоматического поддержания давления в гидросистеме в заданных пределах. При повышении давления в гидросистеме до (6,5 ) МПа [(65 ) кгс/см2] он переключает насос НШ-39М на работу вхолостую — перекачка масла АМГ-10 в бак. При понижении давления в гидросистеме до (4,5±0,3) МПа [(45±3) кгс/см2] автомат разгрузки ГА-77В переключает насос НШ-39М на рабочий режим - нагнетание масла АМГ-10 в гидросис­тему.

1.3. Гидроаккумулятор предназначен для уменьшения пульсаций давления в гидросистеме. Он улучшает работу автомата ГА-77В разгрузки насоса, уменьшая число его срабатываний, а также питает комбинированные агрегаты управления в период работы насоса НШ-39М на перекачку рабочей жидкости в бак.

1.4. Обратные клапаны ОК-10А, установленные в гидросистеме, предназначены для пропускания рабочей жидкости в одном заданном направлении и для запирания магистрали гидросистемы при обратном потоке жидкости.

1.5. Фильтр 8Д2.966.017-2 предназначен для очистки рабочей жидкости от механических примесей. Фильтр отстойного типа с перепускным и отсечным клапанами. Перепускной клапан срабатывает при повышении перепада давления в результате засорения фильтроэлемента.

1.6. Фильтр тонкой очистки ФГ-11БН предназначен для тонкой очистки масла АМГ-10 от твердых частиц. Фильтрующим элементом является металлическая сетка саржевого плетения с подслоем из никелевой сетки, которая укреплена на стальном каркасе. Чистота фильтрации 12...15 мкм.

1.7. Двухпозиционный кран ГА-74М/5 с электромагнитным управлением предназначен для включения или выключения питания рулевых агрегатов жидкостью от соответствующей гидросистемы.

1.8. Электромагнитные краны ГА-192Т предназначены для подачи рабочей жидкости (масла АМГ-10) к комбинированным агрегатам управления при переключении их на комбинированный режим работы, гидроцилиндрам управления фрикционом ручки ШАГ — ГАЗ и управления гидроупором в продольном управлении. При включенном электропитании рабочая жидкость


подается к агрегатам, при выключенном электропитании рабочая жидкость из агрегатов сливается в бак гидросистемы.

1.9. Дозатор ГА-172-00-2Т предназначен для отключения трубопровода питания гидроцилиндра управления фрикционом ручки ШАГ — ГАЗ при его повреждении для предотвращения вытекания жидкости из бака.

1.10. Коллекторы предназначены для подвода рабочей жидкости к комбинированным агрегатам управления, а также для отвода ее от агрегатов управления в бак.

1.11. Все агрегаты основной гидросистемы, кроме насоса и электромагнитного крана подачи рабочей жидкости к гидроцилиндрам управления гидроупором в продольном управлении, смонтированы на гидропанели как отдельный блок. Гидропанель 9 (см. 029.00.00, рис. 1) установлена в редукторном отсеке в непосредственной близости от насоса и рулевых агрегатов, которые размещены на кронштейне, закрепленном на главном редукторе.

Насос НШ-39М основной гидросистемы установлен на главном редукторе с левой стороны и крепится к фланцу главного редуктора при помощи шпилек,

Электромагнитный кран ГА-192Т подачи рабочей жидкости к гидроцилиндру управления гидроупором в продольном управлении установлен на шпангоуте № 1. Там же установлен и гидроцилиндр. Гидроцилиндр управления фрикционом ручки ШАГ — ГАЗ конструктивно выполнен за одно целое с ручкой ШАГ — ГАЗ и установлен в кабине пилотов вертолета.

2. Описание

2.1. Гидробак

Гидробак (рис. 1) сварной конструкции из сплава АМцМ, разделенный внутри перегородкой на две части, из которых раздельно питаются основная и дублирующая гидросистемы.

В верхней части бака и перегородки приварен корпус заливной горловины 5, в котором установ­лен фильтр 3. Через заливную горловину в обе половины бака заливается примерно по 10 л масла АМГ-10, при этом происходит перетекание его из одной части бака в другую. Горловина 5 закрывается крышкой 4.

Для определения уровня масла АМГ-10 в обеих частях бака имеются мерные стекла 1.

К штуцерам тройников 7 и 8, расположенным в нижней части бака, подсоединяются всасыва­ющие трубопроводы от насосов НШ-39М и бортовых всасывающих клапанов.

К всасывающей поверхности бака приварены штуцеры I и VII для подсоединения трубопроводов слива от автоматов разгрузки ГА-77В, Под штуцерами в баке установлены трубки с большим количеством отверстий малого диаметра для устранения пенообразования при работе насосов вхолостую.

Наружная поверхность бака основной системы окрашена серо-голубой эмалью, а зона дубли­рующей — зеленой эмалью.


2.2. Гидроаккумулятор

Гидроаккумулятор (рис, 2) основной гидросистемы состоит из сварного сферического корпуса 3, крышки 6, резиновой диафрагмы 4. Резиновая диафрагма вставляется внутрь корпуса, закрывается крышкой 6 и зажимается накидной гайкой 5, что обеспечивает достаточную прочность и герметичность соединения.

Для предохранения крышки от проворачивания при заворачивании гайки 5 в корпусе и крышке имеется гнездо, куда вставляется штифт 9.

В крышку ввернут угольник 7 с зарядным клапаном 8, через который осуществляется зарядка гидроаккумулятора техническим азотом.

К тройнику 1 подсоединены трубопроводы нагнетания.

При зарядке гидроаккумулятора азотом резиновая диафрагма облегает всю внутреннюю полость корпуса. Когда же давление в гидросистеме начинает увеличиваться, жидкость от насоса посту­пает в гидроаккумулятор, отжимает диафрагму от нижней части корпуса и сжимает азот до рабочего давления. Азот играет роль пружины, так как. при уменьшении давления в гидросистеме азот, расширяясь, перемещает диафрагму в обратную сторону и выталкивает жидкость из гидро­аккумулятора в систему.

Вместимость гидроаккумулятора ………………………................... 2,3 л

Давление зарядки гидроаккумулятора техническим азотом ........... (3±0,2) МПа
[(30±2) кгс/см2]

2.3. Гидропанель

На гидропанели установлены следующие агрегаты (рис. 3): гидроаккумуляторы основной и дублирующей гидросистемы 3 и 8; гидробак: два фильтра 8Д2.966.017-2 (поз. 11 и 13); два фильтра тонкой очистки ФГ-11БН (поз. 9 и 14); два автомата разгрузки ГА-77В (поз. 16и 18); два двух­позиционных крана ГА-74М/5 (поз. 15 и 19); клапан аварийного питания ГА-59/1 (поз. 17); пять электромагнитных крана ГА-192Т (поз. 5, 20, 21, 22); дозатор ГА-172-00-2Т (поз, 7); четыре обратных клапана; сигнализаторы давления МСТ-30А (поз. 12) и МСТ-25А (поз. 10); два датчика ИД-100 индуктивных манометров ДИМ-100К: коллекторы основной и дублирующей гидросистем: трубопроводы и арматура, соединяющая трубопроводы.

Панель имеет четыре узла крепления к фюзеляжу и ложементу для крепления бака гидросистемы с помощью стяжных лент.

2.4. Бортовая панель

На бортовой панели (рис, 4) установлены два нагнетающих и два всасывающих клапана для подсоединения шлангов наземной гидроустановки при проверке работы основной и дублирующих гидросистем. Клапаны нагнетания и всасывания соответственно основной и дублирующей систем имеют одинаковую конструкцию (рис. 5).

После проверки гидросистемы на клапаны устанавливаются заглушки, снабженные резиновыми уплотнениями для обеспечения полной герметичности.

Гидропанель закрывается легко открывающейся крышкой с; винтовым замком.


2.5. Коллекторы

Каждый коллектор (рис. 6) состоит из стальной трубы 4 с приваренными по концам штуцерами. К одному штуцеру подсоединяются трубопровод или шланг, а другой — заглушен.

К трубе приварены штуцеры 2, к которым подсоединяются гибкие шланги, соединяющие коллек­тор с подвижными головками комбинированных рулевых агрегатов.

2.6. Гидравлический фильтр 8Д2.966-017-2

Фильтр (рис. 7) предназначен для очистки рабочей жидкости от механических примесей. Фильтр отстойного типа с перепускным и отсечным клапанами. Перепускной клапан срабатывает при повышении перепада давления в результате засорения фильтроэлемента. Отсечной клапан позво­ляет снимать фильтроэлемент, не сливая жидкости из системы. Фильтрующий материал — никеле­вая сетка саржевого плетения.

Основные технические данные:

Максимальная пропускная способность …………………............ 40 л/мин

Рабочее давление .........................................……………………... до (21 ) МПа
[(210 ) кгс/см2]

Давление срабатывания перепускного клапана ...………….......... (1,7 ) МПа
[(17 ) кгс/см2]

Тонкость фильтрации ........................................…………………... 12...16 мкм
Допускаются частицы до 25
мкм в количестве до 1 %

Температура окружающей среды .......................………………….. . от –60 до +100 °С

Конструкция.

Гидравлический фильтр конструктивно состоит из крышки 3, стакана 1, фильтроэлемента 2, системы перекрывного устройства и уплотнительных деталей.

Крышка 3 фильтра имеет гнездо для установки штуцеров входа и выхода рабочей жидкости, которые при транспортировке глушатся и пломбируются. В центральной части крышки с внутрен­ней стороны размещается перекрывное устройство.

Стакан 1 предназначен для установки фильтроэлемента.

Фильтроэлемент 2 предназначен для очистки рабочей жидкости от механических примесей размером более 16 мкм и состоит из гофрированного цилиндра, внутри которого для жесткости находится стальной каркас. По торцам к фильтроэлементу привариваются днище снизу и фланец сверху. Фланец предназначен для крепления фильтроэлемента в стакане и является опорой перепускного клапана 7.


Перекрывное устройство состоит из следующих деталей: стопорного кольца 14, седла 13 с уплотнительным кольцом 5, перепускного клапана 7, отсеченного клапана 15, пружин 8, 10, шайб 6 и 11, штифта 9.

Шайба 11 предназначена для исключения надира дна крышки 3 торцом пружины 8 и регулировки открытия перепускного клапана 7.

Перекрывное устройство предназначено для перекрытия потока рабочей жидкости при снятии стакана во время промывки фильтроэлемента.

Для обеспечения герметичности между крышкой 3 и стаканом 1 установлено уплотнительное кольцо 4. Уплотнительные кольца 5 и 12 служат для предотвращения перетечек нефильтрован­ной рабочей жидкости в полость отфильтрованной.

Принцип работы.

Рабочая жидкость через входной штуцер, кольцевой зазор между перепускным клапаном 7, седлом 13 и прорези фланца фильтроэлемента 2 поступает в полость А стакана 1, Пройдя через фильтроэлемент, очищенная жидкость попадает в полость В и выходит через выходной штуцер. При засорении фильтроэлемента, когда перепад давления на фильтре возрастает до (1,7 ) МПа [(17 ) кгс/см2], открывается перепускной клапан 7 и рабочая жидкость через кольцевую щель между клапаном и фланцем фильтроэлемента подается непосредственно в полость В, минуя фильтроэлемент,

Для снятия фильтроэлемента 2 необходимо вывернуть стакан 1 из крышки 3, при этом клапан 7 начнет перемещаться под действием пружины 8 до соприкосновения фаской с посадочной кромкой седла 13, чем и устраняется вытекание рабочей жидкости из системы со стороны входного штуцера.

Одновременно под действием пружины 10 отсечной клапан перекрывает вытекание жидкости со стороны выходного штуцера. Клапаны 7 и 15 устанавливаются на своих посадочных местах и создают герметичность раньше, чем уплотнительное кольцо 4 выйдет из контакта с крышкой 3. Таким образом количество рабочей жидкости, теряемое из гидросистемы при снятии фильтроэле­мента, равняется объему внутренней полости стакана.

2.7. Трубопроводы

Трубопроводы гидросистемы выполнены из стали и алюминиевого сплава.

Все трубопроводы основной и дублирующей систем питания рулевых агрегатов проложены в редукторном отсеке. Трубопроводы крепятся с помощью специальных дюралюминиевых колодок, оклеенных резиной.

Трубопроводы от бортовых клапанов к гидропанели проложены по левому борту фюзеляжа и крепятся колодками, вместе с ними проложен трубопровод подачи рабочей жидкости к гидроци­линдру управления фрикционом ручки ШАГ — ГАЗ.

В грузовой кабине трубопровод подачи рабочей жидкости к гидроцилиндру управления фрикционом ручки ШАГ — ГАЗ проложен в полу грузовой кабины и крепится колодками вместе с двумя трубопроводами воздушной системы.


Подвод рабочей жидкости к электромагнитному крану ГА-192Т управления упором в продо­льном управлении, расположенным на шпангоуте № 5Н, осуществляется по трубопроводу, проло­женному по потолку грузовой кабины и крепящемуся хомутами.

Трубопроводы гидросистемы окрашены в серо-голубой цвет, выполненны из алюминиевого сплава, а трубопроводы, выполненные из стали — не окрашены. Для подсоединения магистралей нагнетания, слива, дренажа и всасывания к подвижным узлам агрегатов, а также к снимаемым в процессе эксплуатации агрегатам, между металлическими трубопроводами и агрегатами установ­лены гибкие рукава.

2.8. Электрооборудование гидросистемы

Принципиальная электрическая схема гидравлической системы приведена в фидере 8-1 Альбома электрических схем.

Управление электромагнитным краном ГА-7 4 М/5 основной гидросистемы осуществляется пере­ключателем ГИДРОСИСТЕМА ОСНОВН. (2/8), установленным на средней панели электропульта.

При установке переключателя в положение ВКЛ. срабатывает электромагнит крана ГА-74 М/5 и в конце хода размыкает цепь питания крана ГА-7 4 М/5 микровыключателем, имеющимся в кране. Золотник, соединенный с тягой электромагнита, открывает каналы, и жидкость поступает в гидроусилитель. При установке переключателя в положение ВЫКЛ. электромагнит срабатывает, размыкая снова в конце хода микровыключателем цепь питания крана. В результате система выключается (золотник перекрывает каналы) и жидкость в гидроусилитель не поступает.

3. Работа

При работающих двигателях вертолета насос 10 (см. 029.00.00, рис. 2) засасывает из бака 13 рабочую жидкость (масло АМГ-10) и автомат разгрузки 5 нагнетает ее в гидроаккумулятор 1.

Обратный клапан 9 предотвращает перетекание жидкости в бак через насос при проверке работы гидросистемы от наземной гидроустановки. Поступающая в гидроаккумуляторы жидкость сжимает азот. От гидроаккумулятора (как агрегата стабильного давления) жидкость по трубопроводу подает­ся на командный золотник автомата разгрузки насоса 5.

При достижении давления жидкости в гидроаккумуляторе (6,5 ) МПа [(65 ) кгс/см2] автомат разгрузки переключает насос на работу вхолостую — перекачку жидкости в бак 13, а давление в гидросистеме в это время будет поддерживаться с помощью гидроаккумулятора 1. При падении давления жидкости в гидросистеме до (4,5±0,3) МПа [(45±3) кгс/см2] автомат разгрузки вновь переключит насос на рабочий режим — нагнетание жидкости в гидросистему.

Одновременно жидкость поступает к двухпозиционному электромагнитному крану 2, включающему основную гидросистему, и к электромагнитному крану 4 3, предназначенному для подачи жидкости в гидроцилиндр 47 управления фрикционом ручки ШАГ — ГАЗ.

При нажатии кнопки, расположенной на ручке ШАГ— ГАЗ, включается электромагнитный кран 43, который подает жидкость в гидроцилиндр 47 ручки на расстопоривание фрикциона, и летчик может перемещать ручку ШАГ — ГАЗ, При освобождении кнопки фрикцион под действием пружин снова стопорит ручку.


В магистрали от крана 43 до гидроцилиндра 47 установлен дозатор 46, который при повреждении трубопровода отключает гидропитание ручки ШАГ — ГАЗ после вытекания наружу 400 см3 жидкости.

При установке переключателя ГИДРОСИСТЕМА ОСНОВН. (поз. 2/8) на средней панели электро-пульта в положение ВКЛ. жидкость через двухпозиционный электромагнитный кран 2 и фильтр тонкой очистки 6 поступает в коллектор нагнетания 18 основной гидросистемы, а также к электромагнитным кранам 40, 41, 42 и 44.

Из коллектора нагнетания жидкость поступает к комбинированным агрегатам управления 35...38, при этом управление вертолетом будет осуществляться летчиком с помощью ручек и педалей управления. Слив жидкости из комбинированных агрегатов управления производится через коллектор слива 11 основной гидросистемы.

Электромагнитные краны 40, 41 и 42 при включении их с пульта управления автопилотом срабатывают и включают рулевые агрегаты на комбинированный режим работы, т.е. на управление, осуществляемое летчиком и от сигналов автопилота. Кран 40 включает на режим комбинированного управления рулевой агрегат 37 в системе путевого управления, кран 41 — рулевой агрегат 36 в системе управления общим шагом, а кран 42 — рулевые агрегаты 35 и 38 в системах продольного и поперечного управлений.

Электромагнитный кран 44 подает жидкость к гидроцилиндру 45 управления упором в продольном управлении. Подвод рабочей жидкости к электромагнитному крану 44 осуществляется от коллектора нагнетаний основной гидросистемы через дроссель 39, предназначенный для предотвращения резкого перемещения поршня гидроцилиндра 45.



 

 

 

1 Мерное стекло

2. Корпус гидробака

3. Фильтр

4. Крышка

5. Горловина

6. Крышка

7. Тройник

8. Тройник

 

 

I, VII. Штуцеры для подсоединения трубопроводов слива из автоматов ГА-77В

II, VI. Штуцеры для суфлирования полостей гидробака

III. Штуцер для подсоединения трубопровода дренажа из гидроагрегатов

IV, V Штуцеры для подсоединения трубопроводов слива из комбинированных агрегатов управления

VIII. Штуцер для подсоединения трубопровода всасывания от насоса НШ-39М

IX. Штуцер для подсоединения трубопровода всасывания от бортового клапана