Тестовые задания

1. Конфликт – это:

а) борьба мнений

б) спор, дискуссия по острой проблеме в) противоборство на основе столкновения противоположно направленных мотивов или суждений

2. Социологическую концепцию конфликта, основанную на принципе борьбы за существование, разработал

а) З.Фрейд

б) Г.Спенсер в) М.Вебер

3. Стороны конфликта – это:

а) субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или поддерживающие (явно или неявно) конфликтующих; б) только субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта; в) конкретные личности, находящиеся в состоянии конфликта; г) субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта и посредник (медиатор); д) конфликтующие стороны в переговорном процессе по разрешению конфликта.

4. К какому виду относится конфликт, который характеризуется тем, что в нем сталкиваются две личности, в основе его лежат объективные противоречия и он способствует развитию соответствующей социальной системы?

а) межличностному, бурному и быстротекущему;

б) межличностному, конструктивному;

в) острому и длительному;

г) деструктивному.

Семинар № 7. Социология личности

 

1. Понятие личности. Основные факторы, влияющие на формирование личности. Взаимоотношение личности и общества.

2. Социальный статус и социальная роль. Девиантное поведение и виды девиации.

3. Социализация личности: сущность, этапы, формы.

Темы рефератов

- Социальная культура и общество.

- Динамика изменения социальных ценностей в современном российском обществе.

- Как человек становится личностью.

- Социальный контроль как необходимое условие функционирования общества.

Вопросы для повторения и самоконтроля

1. Каково соотношение понятий «человек», «индивид», «личность»?

2.Что такое ролевой набор?

3. Что такое агенты социализации?

4.Что такое ресоциализация личности?

5. Что такое социальная норма? Cоциальный контроль?

6. Проанализируйте поведение окружающих Вас людей в быту и отметьте те поступки, которые можно считать девиантными.

7. Что такое «культурно одобряемые отклонения»?

8. Что понимают под термином «аномия» в рамках социологических теорий отклоняющегося поведения? Как использовался термин «аномия» в исследованиях Э. Дюркгейма и Р. Мертона?

Литература

 

*См. 1.2. Библиографический список А) Основная литература Б) Дополнительная литература

 

Актуальные проблемы девиантного поведения: Борьба с социальными болезнями. Ежегодник /РАН. Ин-т социологии. - М.: 1995.

Афанасьев В., Гилинский Я.И. Девиантное поведение и социальный контроль в условиях российского кризиса.- СПб, 1995.

Гилинский Я.И., Афанасьев В.С. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учебное пособие.- СПб.: Филиал ин-та социологии РАН, 1993.

Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. Пер. с фр. – М.: Мысль, 1994.- 399 с.

Маслоу А. Мотивация и личность. Пер. с англ. СПб.: Евразия, 1999.

Наркомания как форма девиантного поведения. /Ин-т социологии РАН. Под общ. ред. М.Е.Поздняковой.- М.: 1997.

Смирнов П.И. Социология личности: Учебное пособие. СПб.: 2001.- 380 с.

Филатова Е.С. Искусство понимать себя и окружающих. – СПб.: Дельта, 1999.-365 с.

Царьков П. Личность и индивидуальность / Свободная мысль. 1995. № 6.