Тема 11. Методология и методы социологического исследования

Социологическое исследование как средство познания социальной реальности. Основы классификации и типы социологических исследований. Программа социологического исследования. Определение объекта и предмета исследования, его целей и задач.

Классификация методов сбора первичной социологической информации.

Характеристика основных методов сбора социологической информации.

Результаты социологического исследования и их использование в практической деятельности.

 

 

Раздел 3. ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Рекомендации для подготовки к семинарским занятиям

Семинарские занятия проводятся по основным и наиболее сложным проблемам социологической теории. При подготовке и в ходе семинарских занятий студент должен стремиться закрепить приобретенные ранее знания, развивать навыки самостоятельной работы.

Вопросы любой темы семинарских занятий, вынесенные на обсуждение, предполагают активное участие студентов при их рассмотрение на занятиях: выступление с докладами и рефератами, обмен мнениями по проблемным вопросам, обсуждение выступлений своих коллег, дискуссии и т. д.

При подготовке к семинарскому занятию необходимо воспользоваться не только конспектом лекций, но и литературой, рекомендованной к конкретному семинарскому занятию, а при необходимости – обратиться за консультацией к преподавателю.

Неподготовленность к семинарскому занятию, выявившаяся в ходе обсуждения тех или иных вопросов темы, предполагает индивидуальную отработку студентом всех вопросов плана данного семинара.

Самостоятельная работа студентов должна быть направлена на закрепление и углубление полученных знаний и умений, подготовку к сдаче зачета или экзамена.

 

Семинар №1. Возникновение социологии как науки и ее

Развитие в 19-20 вв.

1. Предмет социологии, ее категории, методы, функции.

2. Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии.

3. Огюст Конт – родоначальник социологии. Классический период развития науки об обществе и его представители.

Темы рефератов

- Развитие социологии в России в 19-начале 20 вв.

- Социологические взгляды М. М. Ковалевского.

- Концепции социальной стратификации Питирима Сорокина.

Вопросы для повторения и самоконтроля

1. Почему социологию называют междисциплинной наукой?

2. Какую роль играет в общественном развитии социология?

3. Каковы социологические воззрения Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М.

Вебера?

4. Какие основные направления можно выделить в современной западной социологии?

Литература

*См. 1.2. Библиографический список А) Основная литература Б) Дополнительная литература

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М.: 1993. Голосенко И. А., Козловский В. В. История русской социологии в 19 -20 вв. – М.: Онега, 1999. – 288 с.

Громов И. А., Мацкевич А. Ю., Семенов В. А. Западная теоретическая социология. – СПб.: Ольга, 1996. – 287 с.

История теоретической социологии. Социология 19 века/ Профессионализация социально-научного знания. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. – 448 с.

Развитие социологии в России / с момента зарождения до конца 20 века. Под ред. Е. И. Кукушкиной. Учебное пособие – М.: «Высшая школа», 2004. – 456 с.