Введение

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Юго-Западный государственный университет»

(ЮЗГУ)

 

Кафедра финансов и кредита

 

  УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _____________ О.Г. Локтионова «___» _______________ 2014 г.

 

 

ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (БИЗНЕСА)

 

Методические указания по организации самостоятельной работы

для студентов направления подготовки 080100.62 «Экономика», профиль «Финансы и кредит»

 

Курск 2014


УДК 336.76(076.1)

 

 

Составитель А.Ю. Черных

 

Рецензент:

Кандидат экономических наук,

доцент кафедры финансов и кредита

Н.П. Казаренкова

 

 

Оценка стоимости предприятия (бизнеса): Методические указания по организации самостоятельной работы для студентов очной и заочной форм обучения направления подготовки 080100.62 «Экономика», профиль «Финансы и кредит» / Юго-Зап. гос. ун-т; сост. А.Ю. Черных. Курск, 2014. 54 с.

 

Методические указания соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта направления подготовки 080100.62 «Экономика», профиль «Финансы и кредит». Содержат предмет, методы, цели и задачи оценки стоимости бизнеса, контрольные тесты, задачи для самопроверки, темы для написания рефератов, список рекомендуемых источников.

Предназначены для студентов направления подготовки 080100.62 «Экономика» очной и заочной форм обучения.

 

 

Текст печатается в авторской редакции

 

Подписано в печать . Формат 60х84 1/16.

Усл. печ. л. 1,2. Уч.-изд. л. 1,1. Тираж 100 экз. Заказ . Бесплатно.

Юго-Западный государственный университет.

305040, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94

 

 

Содержание

 

 

Введение......................................................................................................4

Тема 1. Предмет, метод, цели и задачи оценки стоимости

бизнеса. Организация проведения оценочных работ.

Правовое регулирование деятельности по оценке предприятий...........7

Тема 2. Методические приемы оценки стоимости

предприятия (бизнеса). Учет фактора времени при оценке

стоимости предприятия.............................................................................9

Тема 3. Подготовка информации для проведения работ

по оценке стоимости бизнеса. .................................................................11

Тема 4. Доходный подход к оценке стоимости предприятия.

Метод дисконтированных денежных потоков.......................................13

Тема 5. Методы капитализации доходов................................................13

Тема 6. Сравнительный подход к оценке стоимости бизнеса..............15

Тема 7. Имущественный (затратный) подход к оценке

бизнеса - метод накопления активов. Оценка

ликвидационной стоимости.....................................................................15

Контрольные тесты по всем темам..........................................................18

Задачи для самопроверки.........................................................................41

Темы для написания рефератов...............................................................52

Список рекомендуемых источников.......................................................54

 

Введение

 

 

В последние годы система образования в Российской Федерации коренным образом реформируется. Во многом смысл реформ заключается в интеграции российского образования в мировую систему высшего образования.

Подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования невозможна без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.

Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями к организации процесса обучения в высших учебных организациях со стороны Министерства образования и науки РФ.

Курс «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)» относится к профессиональному циклу дисциплин.

В условиях рыночных отношений участники экономической сделки хотят знать возможную цену сделки еще до ее свершения. Цена сделки определяется исходя из величины рыночной стоимости объекта сделки. Когда предметом сделки выступает имущественно-хозяйственный комплекс, речь идет об определении стоимости бизнеса. В данной ситуации для покупателя и продавца является необходимым применение целенаправленного упорядоченного процесса определения величины рыночной стоимости предприятия в денежном выражении с учетом влияющих на нее факторов в конкретный момент времени в условиях конкретного рынка. Этот целенаправленный процесс называется оценкой стоимости предприятия (бизнеса).

В процессе изучения дисциплины «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)» предполагается решить следующие задачи:

- сформулировать понятийный аппарат, составляющий основу оценки стоимости предприятия;

-на основе теоретического и практического анализа дать студентам знания, практические навыки и умения по организации, планированию и осуществлению оценочных мероприятий в современных условиях российской экономики;

- рассмотреть особенности оценки предприятия для конкретных целей на основе анализа теории и практики оценки, обобщения законодательных и нормативных документов, российского и зарубежного опыта оценки.

Изучив данную дисциплину, студенты должны освоить теоретические основы стоимостной оценки, цели и принципы оценки, стандарты стоимости, овладеть фундаментальными понятиями рыночной оценки бизнеса.

Уметь самостоятельно выбрать соответствующий метод оценки и рассчитать рыночную стоимость предприятия (бизнеса), составить и правильно оформить отчет об оценке в соответствии с существующими требованиями.

Овладеть навыками стоимостной оценки различных организационно-правовых форм бизнеса, уметь учесть в процессе оценки отраслевые особенности предприятия, проводить необходимый анализ оцениваемого бизнеса, используя отчетность, внутреннюю и внешнюю информацию.

Знать и применять на практике нормативно-правовые акты РФ в области оценочной деятельности.

Самостоятельная работа студентов представляет собой способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателей.

Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов организуется как единство двух форм:

- самоконтроль и самооценка студента;

- контроль и оценка со стороны преподавателей, государственных экзаменационных и аттестационных комиссий, и др.

Самостоятельную работу студентов можно разделить на обязательную и контролируемую.

Обязательная самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и качественном уровне сделанных докладов, выполненных контрольных работ, тестовых заданий и др. форм текущего контроля. Баллы, полученные студентом по результатам аудиторной работы, формируют рейтинговую оценку текущей успеваемости студента по дисциплине.

Контролируемая самостоятельная работа (далее - КСР) направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины. Подведение итогов и оценка результатов таких форм самостоятельной работы осуществляется во время контактных часов с преподавателем. Баллы, полученные по этим видам работы, формируют оценку по КСР студента и учитываются при итоговой аттестации по курсу.

Формы контроля самостоятельной работы студента следующие:

- устный опрос,

- доклад,

- реферат,

- самостоятельное исследование,

- тест,

- контрольная работа.

Повышение роли самостоятельной работы студентов при проведении различных видов учебных занятий предполагает:

- оптимизацию методов обучения, внедрение в учебный процесс новых технологий обучения, повышающих производительность труда преподавателя, активное использование информационных технологий, позволяющих студенту в удобное для него время осваивать учебный материал;

- широкое внедрение компьютеризированного тестирования;

- совершенствование методики проведения практик и научно-исследовательской работы студентов, поскольку именно эти виды учебной работы студентов в первую очередь готовят их к самостоятельному выполнению профессиональных задач;

- модернизацию системы курсового и дипломного проектирования, которая должна повышать роль студента в подборе материала, поиске путей решения задач и не должна приводить к значительному увеличению их количества.