ВОПРОС № 4 понятие юр свойства сущность КОНСТИТУЦИИ РФ, порядок ее изменения, виды конституций по способу внесения поправок

Термин "конституция" происходит от латинского слова "constitutio" - "устанавливаю, учреждаю".

Профессор Страшун Б.А. предлагает употреблять термин конституцию в двух значениях:
1. материальном (конституция - писаный акт, который провозглашает и гарантирует права и свободы человека и гражданина, а равно определяет основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу);
2. формальном (конституция - закон, обладающий высшей юридической силой).

 

Однако, с нашей точки зрения, представляется возможным, давая определение конституции, объединить эти два понятия. Таким образом, Конституция представляет собой единый нормативно-правовой акт, выражающий волю учредившего его народа, обладающий высшей юридической силой в государстве и закрепляющий основы конституционного строя, основы правового статуса человека и гражданина, территориальное устройство государства, систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

 

Конституция - особый нормативно-правовой акт, существенно отличающийся по своей природе, сущности, юридическим свойствам.

1. Конституция принимается особым субъектом или от имени этого субъекта - народа соответствующего государства.

2. Конституционно-правовые нормы обладают особым, учредительным, характером. Исключительно Конституция учреждает основы экономической и политической системы государства. В соответствии с этими основами в государстве принимается текущее законодательство и осуществляется правовое регулирование. Нередко Конституция коренным образом меняет устои общества и государства. Поскольку она первична по отношению ко всем остальным нормативно-правовым актам, принятие Конституции неизбежно влечет значительные изменения в текущем законодательстве.

3. Особый объект конституционно-правового регулирования, именуемый в науке "всеохватывающим", так как Конституция регулирует фундаментальные отношения во всех сферах жизни общества:
а) закрепляет права и свободы человека и гражданина с целью его защиты от произвола государства и нарушений этих прав и свобод в обычных законах;
б) определяет организацию государственной власти, то есть систему государственных органов, способ их формирования, компетенцию, взаимоотношения друг с другом;
в) устанавливает территориальное устройство государства;
г) регулирует экономическую и социальную деятельность государства.

4. Конституция - не только нормативно-правовой, но и политический акт, поскольку она служит средством закрепления господства определенных сил общества или народа в целом, является носителем определенной политической идеологии. Так, в Российской Федерации признаются идеологическое и политическое многообразие, многопартийность (ст. 13 Конституции).

 

5. Конституция отличается особыми юридическими свойствами.

5.1 Прежде всего, к их числу относят верховенство основного закона (ч.2 ст.4 Конституции Российской Федерации). Тем самым утверждается идея подчинения государства праву, высшим выражением которого является Конституция.

5.2 Кроме того, обладая свойством верховенства, Конституция распространяет свое правовое воздействие на всю территорию Российской Федерации, в том числе и республики в составе Российской Федерации, имеющие собственные конституции.

 

5.3 Конституция обладает и высшей юридической силой (ст.15 Конституции Российской Федерации). Так, законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Нормативно-правовой акт, противоречащий Конституции, подлежит отмене или изменению. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане, объединения граждан обязаны неукоснительно соблюдать Конституцию.

 

5.4 К юридическим свойствам Конституции относят ее прямое действие (ст.15 Конституции Российской Федерации). В 1993 году это свойство впервые было закреплено в российском основном законе.

5.5 Благодаря прямому действию Конституция является работающим правовым документом, а не торжественной декларацией. Особенно важное значение это свойство имеет при разрешении правовых коллизий, ибо при наличии противоречия между Конституцией и иными нормативными правовыми актами все субъекты правоприменительной деятельности обязаны руководствоваться основным законом непосредственно. Если возникает коллизия между Конституцией и законом, действует Конституция. Если возникает коллизия между законами, действует тот, который соответствует Конституции. Любой гражданин, требуя зашиты своих прав и свобод, вправе руководствоваться положениями Конституции, а любой орган государственной власти, местного самоуправления должны соблюдать нормы Конституции, независимо от существующих законов, постановлений, приказов и т.д.

5.6 Конституция является ядром правовой системы, базой для развития законодательства. Она определяет развитие законодательства в государстве. Ее принятие или изменение автоматически влечет широкую реформу законодательных актов. Более того, Конституция определяет, какие конкретно нормативные правовые акты должны быть приняты в развитие конституционных положений.

5.7 Для обеспечения стабильности конституционного строя, нормального функционирования правовой системы государство устанавливает особый порядок пересмотра Конституции и внесения в нее поправок. Тем самым высшие органы государственной власти лишаются соблазна необоснованно корректировать конституционные положения вместо того, чтобы научиться четко исполнять их. В Российской Федерации конституционным поправкам и пересмотру Конституции посвящена особая, девятая, глава Основного закона.

5.8 Наконец, Конституции присуща особая правовая охрана, не свойственная никакому другому нормативному правовому акту. В Российской Федерации требование соблюдать Конституции - одна из основных обязанностей органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений.

 

Сущность Конституции (разные точки зрения):

· Как общественный договор между членами гражданского общества об основных правилах поведения

· Теологическая теория (как воплощение божественных предписаний)

· Школа естественного права (как результат многовекового опыта)

· Марксистско-ленинская – выражает волю господствующего класса.

Действующая КРФ по своей сущности является конституцией демократического правового государства, воплощением воли многонационального российского народа, выраженной путем всенародного голосования, направленной на учреждение таких основ жизни государства и общества, которые утверждают общедемократические принципы, исходят из признания высшей ценностью человека, его прав и свобод.

Порядок изменения:

Конституция РФ 1993 г. относится к смешанным конституциям, поэтому порядок ее принятия, пересмотра и внесения в нее поправок различен в зависимости от изменяемой главы или статьи. Например, упрощенный порядок внесения поправки предусмотрен только для ст. 65, в которой устанавливается субъектный состав РФ. Процедуры изменения той или иной части Конституции РФ установлены в гл. 9 Конституции РФ.

Изменение Конституции может быть в виде:

1. пересмотра,

2. внесения поправок,

3. изменения Конституции.

 

В зависимости от этого дифференцируется процедура внесения соответствующих изменений.

1. Конституция РФ может быть пересмотрена (по сути это принятие нового текста Конституции РФ) только всенародным голосованием по проекту Конституции, который должен быть предварительно одобрен 2/3 голосов от числа членов специального Конституционного Собрания, организованного в связи с принятием нового текста Конституции. Если же проект, подготовленный конституционной комиссией, не получил на заседании Конституционного Собрания необходимого числа голосов в свою поддержку, он не может быть вынесен на референдум. Согласно ст. 135 Конституции РФ такая процедура изменения предусмотрена для гл. 1, 2, 9, где закреплены основы конституционного строя России, права и свободы личности и порядок принятия, изменения и внесения поправок в Конституцию.

2. Предложение о внесения поправок в Конституцию РФ могут внести следующие субъекты (ст. 134 Конституции РФ): 1) Президент РФ; 2) Совет Федерации либо его группа численностью не менее 1/5 его членов; 3) Государственная Дума либо ее группа численностью не менее 1/5 ее депутатов; 4) Правительство РФ; 5) законодательные (представительные) органы субъектов Федерации.

В этом случае поправки к Конституции должны быть одобрены не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В таком порядке вносятся изменения в гл. 3–8 Конституции РФ, которые посвящены организации государственной власти (порядок формирования и компетенция органов власти), поэтому не затрагивают первооснов конституционного строя России.

3. Изменения в Конституцию могут быть внесены только в отношении ст. 65, где устанавливается субъектный состав РФ. Эта статья изменяется Указом Президента РФ, изданным на основании федеральных законов о принятии в состав РФ нового субъекта или образовании нового субъекта в ее составе.

Основания классификации конституций различны.

 

1. В зависимости от формы выделяют писаные и неписаные конституции.

2. По времени действия конституции подразделяют на постоянные и временные.

3. В зависимости от порядка принятия разграничивают октроированные (дарованные монархом) и неоктроированные (народные) конституции.

!!! 4. По способу изменения основного закона и внесения в него поправок конституции классифицируются на жесткие и гибкие.

  • Изменение гибких конституций достигается путём принятия обычного закона. Каждый последующий закон, содержащий конституционные нормы, изменяет либо замещает предыдущий или устанавливает положения, ранее не регулировавшиеся либо регулировавшиеся обычным правом. Примером гибкой конституции в российской истории была Конституция РСФСР 1978 года, поправками к которой в 1989—1992 был изменён государственный строй страны (например, введено разделение властей)
  • Изменение жёстких конституций невозможно либо сильно осложнено.
  • Внесение изменений в комбинированную конституцию возможно, но существует ряд глав, куда вносить изменения запрещается (Конституция Российской Федерации).