Правила ведения словаря-справочника

Словарь-справочник предназначен для более систематического и глубокого усвоения студентами понятийного аппарата философии, а также в целях более полного знакомства с конкретными представителями философской мысли человечества. К каждому занятию дается, как правило, 10 – 12 понятий и примерно столько же имен наиболее известных философов и иных мыслителей. Определение понятий и сведения о персоналиях студент сможет найти в философских словарях и энциклопедиях, в учебниках и иной литературе, которые рекомендованы для изучения.

В словаре-справочнике вверху на странице пишется название темы семинарского занятия. Слева на полях размещаются имена мыслителей или понятия, а справа – небольшие справки о мыслителях или определения понятий.

При подготовке к семинару студент находит в соответствующей литературе сведения об указанных мыслителях, прочитывает материал и делает в своем словаре краткие справки о них. Справка должна быть небольшой по объему, но достаточно содержательной, чтобы иметь ясное представление о мыслителе (его страна, даты жизни, основные произведения, мировоззренческая позиция, основные идеи творчества и т.д.). Определение рекомендованных понятий предполагает их краткое истолкование. В словаре пишется, например: «Сознание – это специфический, социальный по своей сути способ отражения окружающего мира, характеризующийся такими признаками, как … Сознание – это…». И т.д. и т.п. Вначале требуется найти и в полном объеме прочитать определение конкретного понятия, а потом перенести прочитанный материал в сжатой форме (5-7 предложений) в свой словарь-справочник.

В конце семестра на последнем семинарском занятии проводится контрольная работа по словарю-справочнику. На экзамене данным словарем пользоваться не разрешается. Практика показывает, что ведение студентами словаря-справочника полностью оправдывает себя, делая более эффективным изучение курса философии.

* * *

 

ОСНОВНАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА[1]

1. Алексеев П.В. Философия: учеб. / П.В.Алексеев, А.В.Панин: МГУ им. М.В.Ломоносова. /…/ 4-е изд., - М., 2007.*

2. Балашов Л.Е. Философия: Учебник. – М., 2006.*

3. Горбачев В.Г. История философии. Краткий курс лекций: Учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. – Брянск, 2006.*

4. Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций: Учеб. пособие. – 5-е изд., перераб. и доп. – Брянск, 2008.*

5. Миронов В.В. Философия: Учебник. – М., 2005.*

6. Хрестоматия по философии: Учеб. пособие /Сост. П.В.Алексеев, А.В.Панин. 2-е изд., – М., 2004.*

7. Философия: Учеб. пособие для гуманит. направлений и спец. вузов /Под ред. В.Н.Лавриненко. 3-е изд., – М., 2007.*

* * *

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Барулин В.С. Социальная философия: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., испр. И доп. – М., 2002.*

2. Вундт В. Введение в философию / Под ред. А.Л.Субботина. – М., 2001*.

3. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов /Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2004.

4. Горбачев В.Г. Введение в философскую антропологию: Учебное пособие по спецкурсу. – Брянск, 2001.*

5. Долженко О.В. Очерки по философии образования: Учеб. пособие. – М., 1995.*

6. Кравченко В.В. Тесты по философии (с историко-философским введением) : Учеб. пособие. – М., 2003.*

7. Моисеева Н.А., Сороковикова В.И. Философия: Краткий курс. – СПб., 2008.

8. Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2002.

9. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений /Пер. с англ. В.И.Кузнецова. Под ред. С.Б.Крымского. – М., 2000.*

10. Философский словарь /Под ред. И.Т.Фролова. – 7-е изд., - М., 2001.

* * *

 


[1] Источники, выделенные знаком «*», имеются в фондах библиотеки БГУ.