Медитация, любовь и секс — танец твоего существа

Ошо

 

 

Весь; Санкт-Петербург; 2011

ISBN 978-5-9573-2287-0

 

 

Почему каждый раз, занимаясь сексом, я чувствую, что в этом что-то не так?

 

Для тебя в этом что-то не так, потому что ты пока еще не погрузилась в секс целиком, ты дошла лишь до какого-то предела, но не дошла до конца. Твой ум обусловлен. Ты не смогла раствориться в сексе ни на одно мгновение. Ты занималась сексом вместе со всей виной, что вложили в тебя священники. Ты не занималась сексом невинно, не делала это как девственница.

Тебя, наверное, удивляет это слово — «девственность», в том, что я говорю. Девственница — это та, которая может заниматься сексом невинно. Это не имеет ничего общего с физической девственностью. Это нечто, что в огромной степени, чрезвычайно глубоко психологично, — оно почти касается пределов духовности. Девственным является тот, кто может заниматься сексом без единой идеи, навязанной ему извне.

В этом смысле очень трудно найти девственника или девственницу, потому что общество перемалывает всех. В вас внедряют идеи, противные сексу: секс — это грех, секс — это животное начало, секс — это не божественно, секс стоит между тобой и Богом. И со всеми этими идеями, Сона, ты занимаешься сексом. Как ты можешь погрузиться в него, когда столько всего тянет тебя назад? Длинная вереница священников держит тебя. Как ты можешь уйти в секс целиком? Ты погружаешься в него лишь частично.

Но даже когда ты занимаешься сексом, твои внутренние священники кричат, протестуя против того, что ты делаешь, каждый раз они казнят тебя. И все это у вас называется «совесть». Ваша так называемая сознательность — не что иное, как голоса религиозных деятелей, которые живут внутри вас. Это самый большой вред, когда-либо нанесенный человечеству.

Теперь ученые открыли более действенный метод: они внедряют электроды в мозг. Если электрод помещен в голову, ты никогда не узнаешь об этом, потому что внутри головы нет чувствительности. Ты удивишься, но такое случалось не раз: во время войны человека ранит в голову, и он забывает об этом. И лишь через много лет случайно в его мозгу находят пулю. А он ничего и не знал.

Мозг ничего не чувствует. Даже если тебе в голову засунут камень, ты не узнаешь об этом. Поэтому в твою голову можно поместить и электроды.

Один из известных психологов нашего века, Дельгадо, экспериментировал с животными. Он помещал электрод в голову быка. И вот, быка можно было контролировать извне. Маленькая коробочка с несколькими кнопками — и вы можете приказывать быку все, что хотите. Например, одним нажатием кнопки его можно заставить разозлиться. Он получает радиосигнал и мгновенно впадает в ярость безо всякой причины. Никто не провоцировал его извне, никто не бил его, не махал перед ним красной тряпкой, в его поле зрения не попадал ни один санньясин. Не было ничего, что могло бы разозлить его до такой степени. Просто Дельгадо нажал кнопку, сигнал попал в некий центр в мозгу быка — центр, который заведует агрессией, гневом, свирепостью, — и вот ярость высвобождена. В бешенстве бык бросается на Дельгадо, пытаясь его убить.

Когда впервые был поставлен этот эксперимент, пятьдесят тысяч человек собралось, чтобы увидеть это. У людей перехватило дыхание, никогда в жизни они не видели такого разъяренного быка. Опыт проводился в Испании — уж там-то во время корриды видели немало быков. Но этот превзошел всех. Было явно, что Дельгадо умрет. Он был совершенно не защищен, только маленькая коробочка в руках.

Бык приближался ближе и ближе, между ним и ученым осталось всего полметра, люди затаили дыхание: «Ну, все, теперь-то ему уж точно конец!» Дельгадо нажал другую кнопку, и бык остановился, как вкопанный. Казалось, что он застыл на месте.

Дельгадо сказал, что то же самое можно сделать и с человеком. Он поместил электроды в мозг крыс и сделал доступной сигнальную коробку, чтобы они сами могли нажимать на кнопки. Электроды были соединены с сексуальным центром. Вы не поверите: крысы сошли с ума. Они нажимали кнопку шестьдесят раз в минуту! Каждую секунду они испытывали оргазм, все тело дрожало от радости, содрогалось и трепетало. Они забыли о еде, они забыли обо всем на свете. День и ночь им было не до сна. Они только и делали, что нажимали и нажимали кнопку, до тех пор пока не сваливались в изнеможении и не впадали в кому.

Теперь женщина не нужна, теперь вообще никто не нужен.

Вот что на самом деле происходит, когда ты занимаешься любовью. Женщина затрагивает сексуальный центр мужчины, мужчина затрагивает сексуальный центр женщины. Дельгадо говорит, что все это безнадежно устарело. Тебе нужна всего лишь маленькая коробочка, размером со спичечный коробок, в кармане. Ты нажимаешь кнопку и мгновенно испытываешь великолепный оргазм, тотальный оргазм.

Это одно из самых опасных открытий, сделанных Дельгадо, потому что им могут воспользоваться политики, его могут использовать диктаторы. Возможно, его уже применяли в таких странах, как Россия или Китай. Каждому ребенку могут внедрить электрод, и никто ничего не узнает. В роддоме, сразу после рождения, с ним могут это сделать... всего лишь небольшая операция, очень маленькая операция, и очень маленькая электронная штучка, размером с пуговицу, оказывается в голове. Она может быть подсоединена к центру повиновения. Больше ничего не надо. «Направо!» — и вся страна поворачивает направо. «Убей врага!» — и люди начинают убивать друг друга.

Дельгадо открыл более опасное явление, чем атомная энергия. Люди еще не поняли всех областей его применения. Это изменит будущее всего человечества. Человечество может вообще исчезнуть из-за него, из-за того, что потеряет свободу. Человек может превратиться в машину.

Но это то же самое, что делали священники во все века. Их методы не были столь изощренными, но они делали это. Они воспитывают сознательность, которая похожа на электронный прибор. Они взращивают сознательность. С самого твоего детства они читают нотации против секса. Они создают в тебе механизм. Тысячи раз, повторяемое на все лады, ты слышишь одно и то же, ты впадаешь в транс. Они гипнотизируют тебя своей идеей. Это становится частью твоего существа. Это ничем не отличается от Дельгадо.

Дельгадо только делал все более научно, более точно и умно, но именно священники стали первооткрывателями. Пять тысяч лет они делают это с человечеством. И как только идея укореняется в твоем сознании, священники становятся частью тебя.

Ты, наверняка, занималась любовью, Сона, но только делала это не одна. Священники дергают тебя за нити, повторяя: «Это грех. Ты будешь гореть в аду». Ты занимаешься сексом и тут же представляешь, как будешь корчиться в адском пламени. Как ты можешь погрузиться в секс?

Ты не можешь ни погрузиться в него, ни выйти за его пределы, потому что, чтобы освободиться от секса, ты должна войти в него. Только те, кто полностью, тотально погружаются в секс, могут превзойти его. Знание, опыт — вот что поможет тебе отпустить. Опыт освобождает.

Штука в том, что твой внутренний священник не позволяет тебе получить этот опыт, он не позволяет тебе насладиться красотой секса, его свободой, его радостью, он не дает тебе возможности погрузиться в секс целиком. И в мыслях ты постоянно думаешь о сексе. Ты возвращаешься к нему снова и снова. И каждый раз, когда ты занимаешься им, в тебе возникает дилемма: ты не можешь тотально погрузиться в него и поэтому каждый раз упускаешь ценнейший опыт.

А когда ты не занимаешься сексом, в уме возникают разного рода фантазии, потому что ум нуждается в опыте. Это естественное стремление, ум хочет быть наполненным. И когда ты все же делаешь это, священник тянет тебя назад. И вот ты становишься похожа на порнографию — ты все время думаешь о сексе, тебе снятся эротические сны, секс во всем твоем поведении, он везде, — и это так видно. Плохо это или хорошо, но ты полна секса. И все же каждый раз, когда ты занимаешься им, священник удерживает тебя. Когда ты занимаешься сексом, Дельгадо уже здесь, он нажимает на кнопку, и ты останавливаешься. Всего полметра — и бык обездвижен.

И когда все заканчивается, ты разочарована и подавлена. А из-за неудовлетворенности ты хочешь еще и еще. В этом и парадокс, навязанный человечеству священниками. Священники оказались самыми большими врагами человечества.

Ты никогда не выйдешь за пределы секса. Ты можешь стать испорченной, но ты не превзойдешь секс. Выйти за пределы — значит войти в него тотально, стать видимой в нем и потом осознать, что он преходящ, понять, что твое желание — это нечто большее, чем просто секс. Секс был оправданием, чтобы испытать нечто другое. Когда ты познаешь секс целиком, ты откроешь для себя нечто большее.

Что это? В тотальной оргастической радости секса исчезает время и растворяется эго. Эти два явления просто уходят. Именно этого ты хочешь больше всего. Как только ты поймешь, что в самой глубине секса время и эго исчезают... Ты забываешь о времени, ты двигаешься в вечность; ты забываешь о разлуке и расставании, эго больше нет — есть только радость. Поняв, что в этом главная причина радости, ты освободишься от секса. Потому что теперь ты сможешь отбросить эго и время, не занимаясь сексом. Через секс ты можешь ощутить это лишь на мгновение, затем снова опускается тьма. Свет приходит лишь на секунду.

Но через медитацию этот свет становится твоей реальностью. Ты начинаешь жить, выходя за пределы времени, ты вырастаешь из собственного эго. Тем, что ты достигаешь через оргазм всего на одно мгновение, Будда жил двадцать четыре часа в сутки. Поэтому ему не нужен был секс. Это выход за пределы.

Выход возможен, только если ты познал всю тайну секса. Секрет в том, что это биологически естественный способ дать тебе знания о медитации. Через сексуальный оргазм ты познаешь медитацию. Первый человек, который открыл медитацию, должен был сделать это через секс, нет другого пути, потому что секс — это естественно. Медитация — это открытие, это не естественное явление. Она идет за пределы естества, она трансцендентальна.

 

Ты не сможешь превзойти секс до тех пор, пока не почувствуешь, что заниматься сексом абсолютно правильно. Мысль о том, что в нем есть что-то неверное, принадлежит Дельгадо. Идея, что секс — это неправильно, исходит из общества, из религии, в которой тебе «посчастливилось» родиться. Она дана тебе другими, а им ее тоже дали другие.

Это разделило тебя. Ты делаешь нечто, чему твое сердце не может сказать абсолютного «да». И отказаться ты тоже не можешь, потому что твое сердце не может сказать сексу абсолютное «нет». Ты разрываешься на части, тебя тянет то туда, то сюда, ты начинаешь рассыпаться на куски.

И помни: это явление чрезвычайно сложное. Как только ты подавляешь секс, он становится все более и более привлекательным. Все меньше и меньше у тебя остается шансов испытать это, но все больше и больше хочется. Но ты найдешь обходные пути, разные хитрые способы, ты даже можешь перевернуть всю свою жизнь с ног на голову.

Мой друг прислал мне прекрасный лимерик:

 

Однажды мистер Брейдбок

Отправился в город Стейтлок.

Там надпись нашел:

«Не плюйте на пол»,—

Он плюнул тогда в потолок.

 

А что тебе остается делать? Анти-идея заставит тебя стоять на голове. Если нельзя стоять на ногах, что еще остается делать? Сиршасана — ты вынуждена стоять на голове. Это естественное последствие подавления.

Подавление не приведет тебя к выходу за пределы. Только выражение поможет тебе стать свободной.

Позволь священнику исчезнуть. Священника нужно прогнать, нужно избавиться от всех чувств, связанных с виной. Я знаю, это не так просто, потому что весь твой ум и все твое общество поддерживает подавление. Все твое общество верит в это. Ты будешь чувствовать себя чрезвычайно одинокой, избавляясь от чувства вины. Тебе будет очень страшно отказаться от него, потому что, отказавшись, ты перестанешь быть частью толпы. Ты больше не будешь овцой, ты станешь уникальной. Оказаться в одиночестве страшно.

Поэтому люди живут стадами. Стадо постоянно твердит одну и ту же устаревшую чушь. Оно насаждает одни и те же бессмысленные предубеждения. Оно продолжает повторять безусловно вредоносные утверждения, а мы все верим в них и верим, только потому что, если мы не поверим, то останемся одни. А люди боятся одиночества.

Санньясин должен быть смелым, быть достаточно смелым, чтобы остаться одному, и экспериментировать с жизнью и жизненной энергией без каких-либо препятствий. Бог дал тебе эту энергию: используй ее тотально, чтобы испытать самую глубину опыта.

Секс — это один из самых глубоких опытов. И самое великое во всем этом — то, что, познав его, ты выходишь за его пределы. Из секса рождается брахмачарья , истинное воздержание. Но это происходит только из истинного, подлинного секса.

Теперь мы столкнулись с проблемой. Я учу вас идти глубоко в любовь и секс только потому, что это единственный путь за пределы. Я хочу помочь вам выйти за пределы, потому что, не превосходя, вы так и будете привязаны к земле, вы не сможете воспарить в небо. Не превосходя, вы останетесь в тюрьме биологии. Не выходя за пределы, вы останетесь частью животного мира. Вы не сможете стать настоящим человеком, не говоря уже о божественности.

Выходя за пределы секса, вы выходите за пределы животного царства, вы стряхиваете с себя оковы биологии. Выходя за пределы секса, вы выходите за пределы земли. Впервые взглянув на небо и звезды, вы ощутите, как далекий свет начнет изливаться на вас. Вы услышите далекую музыку. Вы будете двигаться к вашей истинной судьбе, к истинному счастью.

Животное, человеческое, божественное — вот три уровня, которые есть в вас. Уровень животного состоит из секса, уровень человека состоит из любви, уровень божественного состоит из молитвы. Эта одна и та же энергия, выражаемая на более высоких уровнях: ил, лотос, аромат.

Пожалуйста, перестаньте плевать в потолок. Плюйте на пол! Будьте естественными. И помните о парадоксе: быть абсолютно естественным — значит двигаться за пределы естества, постепенно становясь сверх-естественным.

Ваш ум испорчен священниками. Вам нужно постоянно быть начеку. Ваш ум обусловлен уже очень давно, веками. А нас учили уважать все старое. Чем старее нечто, тем больше уважения и доверия от нас требуют.

Почему же священники запрещают секс в первую очередь? Будды, то есть те, кто познал его энергию, никогда не запрещали секс. Они ВСЕ говорили о выходе за пределы. И я говорю вам о выходе. Будды были за выход за пределы, но послушайте: когда я говорю «идите за пределы секса», вы можете подумать, что я против секса, потому что я говорю «превзойдите секс». Вы можете истолковать это так, как будто я против секса, иначе зачем бы я стал говорить, чтобы вы шли за пределы секса?

Будды всегда говорили: «Отпустите секс», но они не были против него. Его нужно использовать как ступень.

Священник не может понять того, что говорит будда, по-своему интерпретируя его слова. Он говорит: «Избегай секса, будь против него. Вы слышали, что сказал Будда?» Выход за пределы секса становится противопоставлением самому сексу. Это естественное непонимание, происходившее всегда, во все времена. Я говорю вам одно, вы понимаете нечто совсем другое, иногда даже диаметрально противоположное.

 

Это напоминает мне, как в одном маленьком, заброшенном городке выступала оперная труппа. Один старый певец пел скрипучим, но громким рыдающим голосом партию Паглиаччи. В конце представления один слушатель стал громко хлопать в ладоши и кричать: «Браво! Брависсимо!» Мужчина, сидевший рядом, чрезвычайно удивился: «Неужели хоть какой-нибудь любитель оперы может одобрить это дешевое представление?!» Он повернулся к хлопавшему и спросил: «Вам, что, понравилось, как он пел?» — «Я аплодирую не его голосу, а его колоссальной выдержке», — ответил тот.

 

Очень легко понять неправильно — со словами всегда так. Вы живете на одном уровне, в долине, в темной долине, а будды селятся на солнечных вершинах. То, о чем они говорят, принадлежит солнечным вершинам. Как только вы поймете это, вы увидите все по-другому. Это всего лишь эхо эха эха.

Люди — хитрые люди среди вас — становятся интерпретаторами, они становятся священниками. Они говорят: «Мы поняли и теперь объясним вам. Вот что это значит».

Буддистов всегда понимали неверно. И это естественно, этого нельзя избежать, потому что их язык — это язык солнечных вершин, а в темных долинах невежества этот язык не понятен. Язык утра — не тот, на котором говорят в ночи.

Но существуют ловкие люди, которые называют себя посредниками. Они говорят: «Мы знаем, что Будда имел в виду, мы переведем вам».

И еще одна причина: вера в то, что будды против секса, дает священникам огромную власть над вами. Если вы превзойдете секс, священники не смогут управлять вами. Но если вы подавляете секс, вы полностью в их власти, потому что вы чувствуете себя виноватыми, неестественными, некрасивыми, вы разрываетесь на части, вы в конфликте, в постоянном конфликте, вы тратите энергию на гражданскую войну с самим собой. С каждым днем вы становитесь все слабее и слабее. И чем вы слабее, тем легче на вас влиять и управлять вами.

Священник должен быть сильным не потому, что он силен, а потому, что вы слабы. Его сила — в вашей слабости. Как только вы набираете силу, священник исчезает по собственному желанию.

В моем видении будущего, когда на землю придут воистину новые люди, сильные, жизнеутверждающие, великие, умеющие праздновать бытие и выражать себя, радостные и позитивные, священники исчезнут. Они завянут, как цветы без воды. Кому они будут нужны? Жизнь сама великий учитель, она подскажет вам, в чем вы нуждаетесь.

И когда вы начнете учиться у жизни, вам будет легко понимать буддистов, будет меньше непонимания, потому что, проживая жизнь тотально, вы начнете получать некоторый опыт, некоторый высший опыт, опыт солнечных вершин. Эти опыты будут приходить, как молнии, и затем вновь исчезать, но вы несколько раз увидите вспышки солнечных вершин, вы испытаете полноту сознания. И тогда буддам станет легче говорить с вами.

Если священники больше не будут исполнять роль посредников, ваше общение с буддами станет полнее и глубже. Священники — не посредники, они не мосты, они — стены и барьеры. Поэтому я против любых священников.

Если вы сможете найти мастера, будьте с ним целиком, но избегайте священника. Избегайте людей, которые сами, не познав истины, как попугаи повторяют чужие слова. Если кто-то познал истину, если вы увидите того, в ком есть присутствие и аромат, если вы почувствуете это, то БУДЬТЕ... будьте с этим человеком тотально. Не упустите возможности, потому что священников — миллионы, а будды — это большая редкость.

Однажды вы встретитесь с буддой, возможно, вы больше не встретитесь с ним в течение многих жизней. Поэтому, повстречавшись с буддой, не упустите шанса, рискните всем! Каждый раз, когда в вашей жизни появляется человек, у которого есть правда и у которого есть сила и убедительность... И помните: человек, обладающий силой и убедительностью, не авторитарен. Человек, обладающий силой и убедительностью, очень скромен. Авторитарный человек — это не тот, у кого есть право, этот человек не скромен, он надменен. На самом деле он лишь притворяется, что у него есть сила, он притворяется правым, но его авторитет покоится на Ведах, Коране, Библии. Его авторитет исходит не из его сущности, у него нет собственного опыта.

Иисус — человек правды и силы.

 

Люди спрашивали Иисуса: «От чьего лица ты говоришь?» Они спрашивали: «Ты говоришь от лица Моисея, Авраама или Иезекииля? На что ты ссылаешься? На Талмуд? На античных провидцев, на иудейских пророков? Кто для тебя авторитет?»

Иисус отвечал: «Я говорю от своего лица. Прежде, чем был Авраам, Я есть».

Авраам жил за три тысячи лет до Иисуса, а Иисус говорит: «Прежде, чем был Авраам, Я есть. И Я есть источник, Я есть начало. Ты можешь идти глубже в свое существо, и ты обретешь этот источник».

Когда ты повстречаешь человека, являющегося источником, он никогда не скажет тебе: «Иди за мной». Он просто скажет: «Будь со мной». А это совсем другое дело. Он скажет: «Вдыхай меня». Он скажет: «Соединись со мной». Он скажет: «Пусть между нами выстроится мост». И этот мост и есть искусство ученичества. Если ты позволишь Будде, он будет изливать на тебя энергию. И дело здесь совсем не в вербальном общении, это происходит на энергетическом уровне. И тогда ты поймешь, что будды никогда не станут выступать против жизни. Они всегда за жизнь. Жизнь есть Бог, как они могут противиться этому?

Священники всегда против жизни, потому что они могут обладать властью над вами, только если вы слабы. А заставить вас противиться жизни — значит делать вас слабее. Тогда возникают всякие отклонения.

 

Ты еще не познала секс. Возможно, ты любила, возможно, ты делала жесты любви, возможно, ты даже занималась сексом, но это всегда оставалось чем-то физическим. Ты не смогла погрузиться в секс на духовном уровне. Пока ты еще аутсайдер, ты не участвуешь в таинстве секса.

Ты не знаешь, как участвовать, вот в чем проблема. Ты не знаешь языка участия. Ты не умеешь настраиваться на энергию другого человека. Ты не можешь соединиться с ним на всех энергетических уровнях, не только на уровне тела, но и ума, и души, не только в нижних центрах, но и в высших.

Никого из нас не учили. Помните, у животных секс — это инстинкт, у человека — искусство. В человеке все — искусство, в животном все — инстинкт. Например, если вы приведете буйвола в сад, он будет есть лишь определенную траву и не тронет ничего другого. Его выбор определен, он не осознан. Он не выбирает, его выбор механический, он функционирует как робот. Он абсолютно инстинктивен.

В человеке нет ничего инстинктивного. Он освободился из этих тисков. Это великое явление. В этом ваша слава, вы больше не инстинктивны. У вас есть определенная свобода.

Вот почему человек ест разную еду. Ни одно животное не питается так, как человек. У каждого животного есть определенный набор того, чем оно питается. Только человек ест ЛЮБУЮ еду, вообразимую и невообразимую. Вы не поверите! Я наблюдал за человеческими пристрастиями по всему миру, и у меня такое чувство, что на земле нет ничего, что когда-либо не употреблялось в пищу.

Насекомых едят, змей едят. Змей? В Китае это изысканный деликатес. Муравьев едят в Африке, они хороши для детей, и дети начинают коллекционировать муравьев. Нет ни единой вещи, которую бы люди не ели.

И нет ни единой вещи, которая не считалась бы вредной для еды. Вредно все. У человека есть абсолютная свобода.

Инстинктивно человек должен быть вегетарианцем. Его кишечник доказывает это — инстинктивно человек должен быть вегетарианцем, он не должен есть мясо. У животных, которые едят мясо, маленький кишечник. У человека длинный кишечник. У травоядных животных длинный кишечник. Хищные животные могут поесть один раз, и им хватает на двадцать четыре часа.

Львы едят один раз в сутки, обезьяны едят целый день, они продолжают есть, потому что, если вы едите овощи, вам нужно съесть их гораздо больше. И большая часть овоща, грубая часть, будет выброшена, усвоится лишь малая часть. Мясо может быть переварено все, это нечто, готовое к пищеварению. Некоторые животные переваривают его, вы же едите его готовым к употреблению. Но если вы едите овощи, то вам нужно много времени, чтобы переварить их, и им требуется более длинный путь, чтобы дольше оставаться в вашем теле.

Физиологически человек — вегетарианец, но инстинкты больше ничего не решают. Даже секс уже больше не инстинкт. Вот почему вы наблюдаете такое разнообразие среди людей, которого вы не найдете в животном мире. Животные не бывают гомосексуалистами, они не могут быть и бисексуалами. Сейчас я не говорю о животных, живущих в зоопарке, потому что в зоопарке они учатся у людей. Я говорю о диких животных. В зоопарке вы можете встретить все что угодно, состояние животных там неестественно. Но в дикой природе они всегда гетеросексуальны.

Почему у человека так много способов относиться друг другу — гетеросексуальность, аутосексуальность, гомосексуальность, бисексуальность, один на один или в группе? У человека есть свобода выбора. И эта свобода может сделать вас патологичным, а может сделать вас буддой. Каким образом вы распорядитесь собственной свободой, зависит только от вас.

Свобода опасна. Чрезвычайно важна, но также и опасна. Вы можете пасть ниже животных, а можете вознестись выше богов — в этом свобода выбора. Ни одно животное не может «выпасть» из того состояния, в котором оно находится. И только Адаму и Еве это удалось. Все остальные животные до сих пор пребывают в райском саду. Ни одно животное не вкусило еще плода с древа познания добра и зла. Даже змей, который уговорил Адама и Еву, даже он не ел. Он все еще в саду Эдема. Вы что-нибудь слышали о падении змея? Этого еще не произошло.

Человек обладает огромной свободой, потому что может падать. Он больше не заземлен в своих инстинктах, у него широкий выбор. Он не похож на дерево, укорененное, стоящее на одном месте, он может двигаться, он — двигающееся дерево. Его корни не прикреплены, они могут перемещаться. Это нечто великое, но лишь немногие могут пользоваться свободой правильно.

Вы можете пасть, как Адам, а можете вознестись, как Иисус.

Сексу нужно учиться. Нет никого, кто смог бы научить вас, нет таких школ. Никто не позволит создать такую школу! Любому позволено отравлять вас идеями, противными сексу, но никому не разрешено учить вас, как правильно заниматься сексом. Никому не позволено превратить его в изысканное искусство, хотя он на самом деле таковым является.

 

Однажды жил мальчик, которого в четыре года вынесло волнами на необитаемый остров. Он прожил там очень долго. И вот в один прекрасный день, когда ему был двадцать один год, на берег вынесло прекрасную блондинку.

Они встретились. Она спросила: «Кто ты?» — и он сказал: «Я — единственный обитатель этого острова».

Она спросила: «Чем ты занимаешься целыми днями?»

Он ответил: «Я ловлю рыбу, лазаю по деревьям, сижу на вершине вон той горы и бросаю камушки в море».

Она спросила: «Ну, а что ты делаешь с сексом?»

Она удивился: «С сексом? А что такое секс?»

Тогда прямо там она показала ему. Когда все закончилось, она спросила: «Что ты теперь об этом думаешь?»

Он сказал: «Ну, все это очень приятно, но посмотри, что ты сделала с тем, чем я бросаю камушки!»

 

Человеку нужно всему учиться. У него нет инстинктивной основы, поэтому все возможно. И если вас не направить по верному пути, вы будете двигаться на ощупь в темноте.

Школа Пифагора была такой школой, в которой учили превосходить секс через глубокое погружение в него. За это Пифагора мучили, постоянно преследовали, ему приходилось все время переезжать из одного города в другой. Он убегал всю свою жизнь, с одного острова на другой. В конце концов ему пришлось это сделать абсолютной тайной. Не было никакой необходимости делать это тайным, потому что у него был прекрасный опыт. Он хотел поделиться им с людьми, но люди не захотели его слушать. С тех пор это стало тайным учением.

Секретность — простая мера предосторожности. Пифагору пришлось держать свое знание в секрете. И лишь ближайшие его ученики были посвящены в настоящие тайны. Эти тайны передавались из уст в уста, никому не разрешалось писать о них. Даже Лизис не упоминал о них. И о чем же говорил Пифагор?.. Вы будете удивлены. Ничего такого, что стоило бы держать в секрете. Он говорил о простых вещах: «Заботьтесь о своем здоровье». В чем здесь тайна? Или золотая середина, — «будьте всегда в центре», — с чего вдруг окутывать это туманом? Вы не встретите ни единой тайны во всех сутрах, потому что, если бы тайны были упомянуты в сутрах, их пришлось бы сжечь уже очень давно, вы бы вообще их не увидели.

В день, когда Пифагор умер, вся школа была сожжена. Ученики были убиты, уничтожено и все его тайное учение, которое он пытался принести на Запад... В течение долгих лет он проводил исследования на Востоке, он посвятил поиску всю жизнь. И все его тайное учение было уничтожено.

Таковым всегда было отношение толпы. Также они относятся и ко мне, потому что я открыто говорю о некоторых тайнах.

Человека нужно всему учить — как есть, как любить, как быть. Если его не учить, он так и останется низкопробной дешевкой, он останется ничтожным, темным, двойственным, чем-то неопределенным, постоянно сомневающимся. Он продолжает что-то делать, потому что ощущает некое движение инстинктов в себе. Но это — не четко указанное направление, у него нет ощущения направления.

Вам придется узнать, что такое секс. И когда я говорю так, вам кажется, что я говорю о том, что вы не знали секса. Вы знаете, что такое секс, но ваше знание поверхностно. Ваше знание еще не переросло в искусство, оно не стало философией. У вас могут быть даже дети, и вы думаете, что вы знаете, что такое секс, потому что у вас есть дети.

Иметь детей — не значит познать секс. Иметь детей так же легко, как включить или выключить свет. Но, включая и выключая свет, вы же не думаете, что знаете об электричестве все. Или вы думаете, что познали электричество лишь потому, что умеете включать и выключать свет? Некоторые действительно думают, что знают все об электричестве.

 

Я слышал прекрасную историю о человеке, который создал первую электрическую лампу, — об Эдисоне. Он пытался сделать это в течение трех лет, и, наконец, ему удалось. Это было чудо: впервые электричество заработало в человеческих руках. Огромная, невероятной силы энергия была поставлена на службу человеку. Эдисон работал почти тридцать лет, иногда у него что-то получалось, иногда нет, и последние три года он почти не спал.

Конечно, когда электрическая лампа впервые загорелась, он был поражен, заинтригован, ему показалось, что свершилось нечто мистическое. Он просто сидел и смотрел на лампу. Прошло полночи, часы проходили за часами. Его жена пришла и сказала: «Ты сошел с ума или как? Что ты делаешь? Чего ты уставился на этот глупый свет? Иди спать!»

Она назвала это «глупым светом». Говорят, Эдисон заплакал. Он сказал: «Ты назвала это глупым светом? Да знаешь ли ты, что такое электричество?»

Она ответила: «Знаю», потому что видела, как он собирал и разбирал вещи, то так, то эдак. Она сказала: «Знаю, ты либо включаешь его, либо выключаешь. Вот тебе и электричество».

 

Другая история, которую я слышал про Эдисона. Он отправился в один небольшой городок на праздник. Городская школа отмечала свою очередную годовщину, и дети устроили выставку всевозможных поделок, среди которых было несколько электрических игрушек. Когда Эдисон пришел, никто не знал, что это был он. Один мальчик показывал свою игрушку — он сам сделал ее и был страшно горд собой. И Эдисон спросил его: «Что такое электричество?»

И мальчик ответил: «Электричество? Не знаю. Пойду, спрошу у учителя. Подождите». Он привел учителя, у которого была научная степень. Эдисон спросил: «Что такое электричество?»

И учитель сказал: «Кто задает такие вопросы — что такое электричество? Электричество — это электричество! Но постойте, я позову директора, он доктор наук, может быть, он объяснит».

Директор пришел и попытался как-то это объяснить. Но как вы можете объяснить это Эдисону? Он был первым, кто узнал об электричестве, один из величайших гениев в мире, единственный человек, сделавший по крайней мере тысячу открытий. Но директор не знал, с кем говорил. Он продолжал объяснять, а Эдисон все время повторял: «Нет, это не то. Просто скажите мне, что такое электричество? То, о чем вы говорите, не отвечает на мой вопрос, вы пытаетесь отделаться поверхностным объяснением».

Директор вспотел, вокруг них собралась толпа. И тогда Эдисон ощутил великое сострадание к этому человеку. Он сказал: «Не волнуйтесь, я — Эдисон, и я тоже не знаю, что такое электричество».

 

Просто родив ребенка, вы не узнаете, что такое секс. Секс — это гораздо более глубокое явление, чем электричество, — это био-электричество. Его еще предстоит открыть. Это совершенно другое явление. Электричество, о котором мы знаем, — это лишь материальная часть секса, секс — это духовная часть. Электричество, о котором мы знаем, — это мертвое явление. Секс — живой, это электричество плюс жизнь. Это гораздо более высокий синтез. Он ждет своего часа, когда будет открыт.

Были несколько человек, которые работали над этим, но общество всегда мучило их. Вильгельм Райх был одним из них. Он изучал сексуальное электричество, но его осудили, поместили в сумасшедший дом и признали душевнобольным. Он не был душевнобольным, он был одним из самых здравых людей своего века.

Но из-за того, что он приоткрывал тайны священников, политики его всегда боялись. Он шел в глубь тайн, которые ни священники, ни политики не хотели раскрывать простым людям. Потому что, как только люди узнали бы о них, человек оказался бы свободен. Райха преследовали всю жизнь и в итоге поместили в сумасшедший дом. Он умер осужденным преступником, душевнобольным, хотя не был ни тем, ни другим.

То же самое происходило и с тантрой. Три тысячи лет наука развивалась фрагментами, но общество всегда уничтожало их. Оно слишком боится раскрыть людям тайны, которые сделают их свободными.

 

Вы не знаете, что такое секс. Пожалуйста, распрощайтесь со всеми священниками. Избавьтесь от той чепухи, которую они наговорили вам насчет секса. Вновь поэкспериментируйте, сделайте это невинно. Идите в секс медитативно, это молитва. Это одно из самых священных явлений, святейшее из святых, потому что именно через секс возникает жизнь, именно через секс вы можете проникнуть в самый источник жизни. Если вы глубоко познаете секс, вы познаете Бога. Вы познаете руку Бога где-то глубоко в мире сексуального эксперимента.

Секс должен быть медитацией, вам нужно научиться этому искусству. Пойте, танцуйте, празднуйте. Секс не должен быть чем-то поспешным, он не должен быть тем, что мы называем «ударил и беги». Ощутите его аромат. Он должен быть великим ритуалом. Вот как возникли тантрические ритуалы. Готовьтесь к нему. Становитесь более чувствительными, открытыми, молчаливыми. Когда вы занимаетесь любовью, вы вступаете в храм Божий. Входите в него только тогда, когда вы полны молитвы, иначе не стоит.

Не входите в него с похотью, входите с молитвой. Тогда вы сможете познать тайну секса. Не входите в него, чтобы эксплуатировать другого, входите в него, чтобы разделить секс с другим. Не входите в него, как будто секс — просто способ освобождения; это низшая форма секса. Высшая форма секса — не освобождение, а экстаз. Освобождение негативно.

Да, секс освобождает вас от определенной энергии, но он просто снимает груз, — тогда вы упускаете позитивную часть. Позитивная часть — это когда энергия питает вас, не только снимает тяжесть, но и питает вас, создает нечто высшее в вас. Когда секс используется лишь для освобождения, как простой чих, это низшая форма секса.

Высшая форма — невероятно творческая: энергия не выбрасывается из вашего существа, энергия начинает циркулировать на высших планах. Энергия начинает летать, она возносится над гравитацией. Она начинает проникать в ваши высшие чакры. Это не просто освобождение, это великий экстатичный полет. И тогда единственное, что вы будете знать в самый глубокий момент оргазма, — что эго и время исчезли. Как только вы познали это, вам больше не нужен секс. Секс открыл вам свои тайны, он дал вам ключ, золотой ключ.

Теперь вы можете использовать золотой ключ без сексуальной активности. Теперь вы можете просто молча сидеть в задзен, практиковать випассану. Теперь вы можете сидеть молча, отпуская эго и забывая о времени. И вы достигните тех же высот и сможете пребывать на тех высотах все дольше и дольше.

И настанет день, когда вы поселитесь на тех вершинах навсегда. Это день великой радости: человек становится буддой.

 

Существует дзенская притча о двух монахах, которые возвращались в монастырь. Старый монах шел немного впереди и первым дошел до реки. На берегу он увидел прекрасную девушку. Ей было страшно переходить реку одной. Старый монах отвернулся от нее и быстро пересек реку. Добравшись до другого берега, он обернулся и, к своему ужасу, увидел, что молодой монах несет девушку через реку на руках. Два монаха продолжили путешествие вместе. Когда они подходили к воротам монастыря, старый монах сказал молодому: «Это было нехорошо, это было против правил, нам не позволено дотрагиваться до женщин».

Молодой монах ответил: «Я оставил ее там, на берегу реки, а ты все так и несешь ее?»

Расскажешь ли ты нам о подавлении и выражении эмоций?

 

Человек — единственное существо, способное подавлять эмоции или трансформировать их. Ни одно другое существо этого не может. Подавление или трансформация существуют в виде двух аспектов одного и того же явления, которое заключается в том, что человек может что-то с собою делать.

Существуют деревья, существуют животные, существуют птицы, но они не могут ничего делать с собственным существованием, они — часть его, они не могут выйти из него. Они не могут стать созидателями. Они настолько слились со своей энергией, что не могут отделить себя от нее. Человек может. Он может делать нечто с собой. Он может наблюдать за собой со стороны, он может смотреть на свои энергии, как будто они отделены от него. И тогда он может либо подавлять их, либо трансформировать. Подавление означает лишь попытки скрыть определенные энергии, которые уже есть в человеке, то есть не позволить им быть, не позволить им обрести выражение. Трансформация означает превращение, изменение энергий, развитие их в новом измерении.

Например, энергия секса уже есть в человеке. Но что-то есть в сексе такое, что заставляет вас чувствовать себя неловко. Неловкость возникает не только потому, что общество научило вас этому. По всему миру существует или существовало огромное множество разных обществ, но ни одно общество, ни одно человеческое общество не относилось к сексу легко. Есть нечто в самом явлении секса, что заставляет вас испытывать неловкость, вину, стеснительность. Что это? Даже если вас не научат ничему относительно секса, никто не будет читать вам морали, никто не создаст никаких идей по этому поводу, все же в самом феномене секса есть нечто, с чем вам нелегко справиться. Что это?

Во-первых, секс показывает вашу глубочайшую зависимость. Он показывает, что для наслаждения вам нужен кто-то другой. Без кого-то еще подобное наслаждение невозможно. Поэтому вы зависимы, вы потеряли свою независимость. Это ранит эго. И чем больший человек эгоист, тем больше он будет противиться сексу. Ваши так называемые святые против секса, не потому что секс — это плохо, а по причине их эго. Они не могут быть зависимыми, они не могут выпрашивать нечто у других. Секс больше всего ранит эго.

Во-вторых, в самом явлении секса существует возможность отвержения: другой может отвергнуть тебя. Непонятно, будешь ли ты принят или отвергнут: другой может сказать «нет». И это самое глубокое отвержение, которое только может быть. Ты подходишь к человеку с любовью, а он отвергает тебя. Подобное отвержение создает страх. Эго говорит: «Лучше вовсе ничего не делать, чем быть отвергнутым».

Зависимость и отвержение, возможность отвержения... и еще глубже: в сексе вы похожи на животных. Это сильно ранит человеческое эго, потому что нет разницы между собакой, занимающейся сексом, и вами в момент, когда вы занимаетесь любовью. В чем разница? Неожиданно вы становитесь похожими на животных, а все проповедники и моралисты продолжают твердить: «Не будь животным! Не будь похож на животное!» Это самое великое осуждение.

Ни в чем другом вы не похожи на животных так, как в сексе, потому что во всем остальном вы не настолько естественны, во всем остальном вы можете быть неестественными. Вы едите, но вы так усложнили этот процесс, что уже больше не похожи на животных. Основа все еще животная, но ваши столы и манеры, целая культура, этикет — всем этим вы окружили еду лишь для того, чтобы отличаться от животных.

Животные любят питаться в одиночестве. Поэтому общество насаждает идею о том, что есть в одиночку нехорошо. Поделитесь едой, ешьте с семьей, ешьте с друзьями, пригласите гостей. Ни одному животному не нужны ни гости, ни друзья, ни семья. Когда животное ест, оно не подпускает к себе других, оно уходит в одиночество. Если человек хочет есть один, вы скажете, что он похож на животное, он не хочет делиться. Его привычка питаться оказывается естественной, немудреной. Вокруг еды вы создали столько всего сложного, что голод стал не так важен, зато вкус стал важнее. Ни одно животное не заботится о вкусе. Голод является основной потребностью: удовлетворен голод — удовлетворено и животное. Но не человек. Как будто голод тут не при чем, нечто другое вышло на первый план. Вкус стал важнее, важнее стали манеры, важно не что вы едите, а как.

Во всем остальном человек создал свой собственный искусственный мир. Животные обнажены, вот почему мы не хотим ходить голыми. И если кто-то вдруг решает ходить голым, то это считается ударом по всей нашей цивилизации, так он обрубает корни. Вот почему во всем мире голых людей не любят и преследуют.

Даже если вы выйдете на улицу голым и не станете причинять никому вреда, никого не будете избивать, а будете абсолютно спокойным и невиновным, все равно тут же примчится полиция, вся окрестность начнет волноваться, вас поймают, побьют и отправят в тюрьму. А вы ни в чем не виноваты! Преступление совершается тогда, когда вы причиняете кому-то вред. Но вы ничего не делали, вы просто гуляли голым. Почему общество так негативно относится к этому? Даже к убийцам оно относится не так негативно. Это странно. Голый человек — и общество вне себя от ярости.

Это потому, что убийца — все же человек. Ни одно животное не является убийцей. Животные убивают ради еды, но они не убийцы. Ни одно животное не станет убивать особь своего же вида, только человек способен на такое. Поэтому он — человек; и общество принимает это. Но обнаженного человека общество принять не может, потому что обнаженный человек мгновенно напоминает вам, что вы все — животные. Однако, даже скрытое под одеждой, животное все равно никуда не девается — голое, обнаженное животное все равно в вас, обнаженная обезьяна все равно живет там.

Вы против голого человека, потому что он заставляет вас помнить о своей собственной наготе, а это ранит эго. Одетый человек не является животным. Соблюдая приличия в еде, обладая манерами, человек перестает быть животным. Обладая языком, моралью, философией, религией, человек уже больше не считается животным. Самым религиозным действом считается поход в церковь, в храм, чтобы молиться. В чем же здесь религиозность? В том, что ни одно животное не ходит в церковь, ни одно животное не молится, это абсолютно человечно. Идти в храм, чтобы молиться, — это неоспоримое отличие. Вы — не животные.

Но секс — это животный акт. Что бы вы ни делали, как бы вы ни прятали это, что бы вы ни создавали вокруг него, основа человека остается животной. И когда вы движетесь в секс, вы становитесь похожи на животных. Из-за этого многие не могут наслаждаться сексом. Они не могут стать абсолютным животным, их эго не позволяет им этого.

И таким образом, вот вам и конфликт: эго и секс, секс против эго. Чем более эгоистичным является человек, тем более он противится сексу. Но даже меньший эгоист испытывает чувство вины. Он это чувствует меньше, но все же и для него есть что-то неправильное в сексе. Когда человек глубоко погружается в секс, эго теряется, и чем ближе момент растворения эго, тем больше страх.

Поэтому люди занимаются любовью, сексом неглубоко, не по-настоящему. Они просто создают видимость, потому что, если бы они по-настоящему занимались любовью, пришлось бы отменить всю цивилизацию. Пришлось бы отставить в сторону ваш ум, вашу религию, философию, все-все. Вдруг вы чувствуете, как дикое животное рождается в вас. К вам приходит рык. Вы даже можете на самом деле рычать, как дикое животное, кричать, стонать. И если вы позволите этому случиться, язык исчезнет. Будут только звуки, подобно звукам птиц и животных. Вдруг вся цивилизация, создававшаяся миллионами лет, падет. Вы вновь окажетесь животным в диком животном мире.

Это страшно. Из-за страха любовь стала почти невозможной. Страх реален, потому что, когда вы теряете эго, вы почти безумны, вы становитесь диким, и тогда может случиться все что угодно. Вы даже можете убить, уничтожить свою возлюбленную, вы можете начать пожирать ее тело, потому что контроля больше нет. Подавление кажется самым легким способом избежать этого. Подавляйте или позволяйте лишь настолько, насколько вы уверены, что не попадете в беду, только малую часть, которую всегда можно контролировать, и вы останетесь хозяином положения. Вы манипулируете. Вы позволяете себе чуть-чуть, а затем запрещаете. Вы закрываетесь.

Подавление существует как защита, как гарантия, как мера предосторожности, а религии всегда использовали меры предосторожности. Они эксплуатируют страх секса, они запугивают вас. Они создают внутреннюю дрожь. Они превратили секс в первородный грех. Они говорят: «До тех пор, пока не исчезнет секс, вы не сможете вступить в царствие Божие». В каком-то смысле они правы. И в то же время — неправы. Я тоже говорю, что до тех пор, пока секс не исчезнет, вы не сможете войти в царство Бога. Но секс исчезнет лишь тогда, когда вы его полностью примете, научитесь не подавлять, а трансформировать.

Религии эксплуатируют человеческий страх и склонность человека к эгоизму. Они изобрели множество техник подавления. Подавлять легко, вот только цена большая. Вся ваша энергия разделяется, становится против самой себя, борется, и тогда жизнь исчезает.

Секс — это самая жизненная энергия, я бы сказал, это единственная энергия, которая у вас есть. Не боритесь с ней, это будет пустая трата жизни и времени, лучше трансформируйте. Но как это сделать? Как трансформировать секс? Что мы можем сделать? Если вы осознаете собственный страх, то сможете обрести ключ, вы поймете, что делать.

Страх существует, потому что вы чувствуете, что потеряете контроль, а без контроля вы не можете что-либо делать. Я учу вас новому контролю — контролю наблюдения за собой. Не контролю манипулирующего ума, а контролю собственного наблюдателя. И я говорю вам, что этот контроль — наивысший из всех возможных видов контроля. Этот контроль настолько естественен, что вы даже не ощущаете, что контролируете. Контроль случается спонтанно вместе с наблюдением.

Двигайтесь в секс — и будьте наблюдателем. Единственное, о чем стоит помнить: «Я должен встретиться с целым процессом, я должен научиться видеть сквозь него, я должен оставаться наблюдателем, но я не должен становиться бессознательным». Это все. Становитесь дикими, но не бессознательными. Тогда нет никакой опасности в дикости, тогда дикость становится прекрасной. На самом деле, лишь дикий, необузданный человек может быть прекрасным. Женщина, которая никогда не была дикой, не может быть красивой, потому что, чем более она необузданна, чем более она жива. Тогда вы похожи на дикого тигра или дикого оленя, бегущего в лесу... это прекрасно!

Но проблема в том, чтобы не впасть в бессознательность. Если вы стали бессознательным, то вы оказываетесь в руках бессознательных сил, тогда вы оказываетесь в руках кармы. Все, что вы сделали в прошлом, накапливается. И эта накопленная обусловленность может захватить вас и вести в определенном направлении, которое может оказаться опасным для вас и для окружающих. Но если вы остаетесь свидетелем, тогда прошлая обусловленность не может помешать вам.

Поэтому весь метод или процесс становления свидетелем, наблюдателем — это процесс трансформации сексуальной энергии. Двигаясь в секс, будьте бдительны. Все, что происходит, просто наблюдайте, умейте видеть сквозь процесс, ничего не упустите. Все, что происходит с вашим телом, с вашим умом, с внутренней энергией, рождение новой энергетической цепи, движение электричества в новом направлении, новый цикл. Теперь телесное электричество стало единым целым с партнером, с женой, с возлюбленной. И теперь создается новый внутренний круг, вы можете чувствовать это. Если вы бдительны, вы чувствуете это. Вы чувствуете, как жизненная энергия движется в вас.

Оставайтесь бдительными. Вскоре вы осознаете, что чем больше вы создаете круг, замыкая электрическую цепь, тем меньше становится мыслей, они, как желтые листья, падают с дерева. Мысли опадают... ум становится все более и более пустым. Оставайтесь бдительными, и вскоре вы увидите, что вы есть, а эго нет. Вы не сможете сказать: «Я». Случилось нечто большее, чем вы. Вы и ваш партнер — оба растворились в великой энергии.

Но это слияние должно происходить осознанно, иначе вы упустите главное. Если вы будете неосознанны, то это будет красивое сексуальное действо, но не трансформация. Это красиво, в этом нет ничего неправильного, но это не трансформация. И если вы неосознанны, то вы так и останетесь в одном и том же. Вновь и вновь вы захотите повторить этот опыт. Опыт прекрасен, пока он происходит, но, в конце концов, он превратится в рутину. Каждый раз, когда вы получаете это, вы хотите этого лишь еще больше. Чем больше вы получаете, тем больше хотите, и таким образом движетесь по замкнутому кругу. Вы не растете, а просто вращаетесь.

Вращение плохо, потому что в нем нет роста. Энергия расходуется зря. Даже если этот опыт хорош, энергия все равно тратится впустую, потому что нечто гораздо большее могло бы случиться. Вы подошли к самому углу, один поворот — и гораздо большее произойдет. С помощью той же энергии можно прикоснуться к божественному, с помощью той же энергии вы можете испытать предельный экстаз, а вы расходуете ее на моментальный опыт. Постепенно этот опыт вам надоест, потому что надоедает все, что повторяется из раза в раз. Там, где теряется новизна, поселяется скука.

Если вы останетесь бдительными, то заметите: первое — движение энергии в теле, второе — отсутствие мыслей в уме и третье — эго оставит ваше сердце в покое. Внимательно наблюдайте за этими тремя явлениями, будьте бдительны. И когда третье случится, сексуальная энергия превратится в энергию медитации. Теперь вы уже занимаетесь не сексом. Возможно, вы даже лежите со своей возлюбленной, и ваши тела сплетены, но вы больше уже не там, вы перенеслись в новый мир.

Вот о чем постоянно говорит Шива в «Вигьян Бхайрав Тантра» и в других тантрических книгах. Он постоянно говорит об этом явлении: вы трансмутируетесь, происходит мутация. Это произойдет через наблюдение.

Если вы идете путем подавления, вы можете стать так называемыми человеческими существами — механическими, поверхностными, пустыми внутри, куклами или манекенами, без подлинности, без чего-то настоящего.

Если вы не следуете путем подавления, а идете путем потакания, вы будете подобны животному, красивому, более красивому, чем так называемый цивилизованный человек, но лишь животному, не бдительному, не понимающему, не осознающему возможности роста, не осознающему весь человеческий потенциал.

Если вы трансформируете энергию, вы обретаете божественность. Помните: когда я говорю божественность, я имею в виду одновременно две вещи. Дикое животное в своей целостной красоте тоже там. Дикое животное не отвергается и не отрицается. Но теперь оно богаче, потому что бдительно. Поэтому вся его дикость и красота там, а вся та цивилизованность, которая пыталась действовать силой, уходит. Животное спонтанно, его никто не побуждает, на него не нужно действовать силой. Как только энергия трансформировалась, природа и Бог встречаются в вас: природа с ее красотой и Бог с его тотальной благодатью.

Вот что имеет в виду мудрец. Мудрец говорит о встрече природы с божественным началом, о встрече сотворенного с творцом, о встрече тела и души, о встрече того, что внизу, с тем, что наверху, о встрече земли и неба.

Так говорит Лао Цзы: «Дао случается, когда встречаются земля и небеса. Это встреча».

Наблюдение — вот основной источник. Но вам будет трудно стать наблюдателем во время секса, если вы не пытаетесь стать наблюдателем в других областях жизни. Поэтому практикуйтесь целыми днями, иначе вы придете лишь к самообману. Если вы не можете стать наблюдателем, когда идете по дороге, не пытайтесь обмануть себя, вы не сможете стать наблюдателем во время занятий любовью. Если вы лишь идете по дороге (такой простой процесс) и не можете стать наблюдателем, вы неосознанны в этом, как вы можете стать наблюдателем во время занятий любовью? Процесс настолько глубок, что вы не сможете удержаться и впадете в бессознательность.

Вы неосознанны, когда идете по дороге. Попробуйте — даже несколько секунд вы не сможете помнить. Попробуйте, идя по дороге, просто поэкспериментируйте: «Я буду помнить, что я иду, я иду, я иду». Через несколько секунд вы забудете. Нечто другое пришло вам на ум, и вот вы уже идете в другом направлении, вы забыли. И вдруг вы вспоминаете: «Я забыл». Поэтому, если такой несложный процесс, как прогулка, нельзя сделать осознанным, то превратить любовь в осознанную медитацию будет трудно.

Поэтому учитесь на малых вещах, простых действиях. Практикуйтесь во время еды. Практикуйтесь во время ходьбы. Практикуйтесь, когда говорите или слушаете. Практикуйтесь всегда и везде. Сделайте это постоянным звоночком внутри: пусть все ваше тело и ум знают, что вы практикуетесь быть бдительным. Только тогда в один прекрасный день во время занятий любовью вы превратитесь в наблюдателя. И когда это случится, вы ощутите экстаз, первый проблеск божественного. С тех пор секс перестанет быть сексом. Рано или поздно секс исчезнет. Исчезновение даст вам брахмачарью, и тогда вы станете целомудренным.

Монахи в католических монастырях или монахи, следующие традициям джайнизма, или любые другие монахи дают обет безбрачия во имя змея, потому что их ум продолжает заниматься любовью даже больше, чем ваш ум. Для них секс становится интеллектуальным, а это самое ужасное, что может случиться, потому что это извращение. Заниматься любовью — естественно, думать об этом постоянно, быть вовлеченным в секс в уме — это извращение. Так называемые монахи — извращенцы не потому, что они монахи, а потому, что они избрали путь подавления — а это неправильный путь, он не приведет вас ни к чему хорошему.

Иисус, Махавира и Будда следовали путем свидетельствования, наблюдения. Тогда происходит брахмачарья. Слово «брахмачарья» очень красиво. Само слово значит: то, как ведет себя божественное. Божественное поведение — это брахмачарья. В нем нет ничего противного сексу, оно вовсе не против секса, само это слово. Оно просто говорит: «Вот как действует божественное начало, вот как оно себя ведет, двигается, ходит». Однажды познав сатори, которое возможно через наблюдение во время секса, вся ваша жизнь трансформируется, вы начнете вести себя, как Бог.

Каковы характеристики божественного поведения? Как он себя ведет? Первое — он независим, он абсолютно самостоятелен. Он дает вам свою любовь, но это не потребность. Он дает ее вам от избытка, ее слишком много. Если вы примите ее, вы поможете ему освободиться от груза. Он делает это, не потому что нуждается в вашей любви. Бог — Творец; как только секс превращается в трансформированную силу, ваша жизнь становится творческой. Секс — творческая, созидающая сила. Прямо сейчас она движется в биологию, она создает новое существо, она дает рождение. Когда нет секса, и энергия трансформировалась, она движется в новый мир творчества. Тогда перед вами открывается множество новых измерений, в которых вы можете творить.

Не то чтобы вы начали рисовать, или писать стихи, или заниматься чем-то еще. Это может случиться, а может и не случиться, но чем бы вы ни занимались, все становится творческим. Даже Будда, сидящий под деревом, ничего не делающий, является творческим. То, как он сидит, именно то, как он сидит под этим деревом, — он создает силу, энергию, вибрации повсюду вокруг себя.

Последнее время ученые активно исследуют египетские пирамиды. Они столкнулись с множеством мистических явлений. Например, форма пирамиды, сама форма уже загадочна. Вдруг ученые начали осознавать, что если поместить мертвое тело в пирамиду, оно сохранится без всяких химикатов — сама форма является консервантом.

Тогда один ученый из Германии подумал: «Если форма может делать такие чудеса с телом, поскольку сохраняет его автоматически, просто форма, просто давление формы...» Он решил провести эксперимент с бритвой. Он сделал маленькую пирамиду, пирамиду из картона и использовал ее для бритвы. Через несколько часов бритву можно было снова использовать. Форма придала бритве остроту. И он запатентовал свое открытие. Одной бритвой можно пользоваться всю жизнь: вы просто кладете ее в пирамиду. Ничего не надо делать, форма сама затачивает и затачивает. Теперь ученые говорят, что любая форма создает определенную окружающую среду.

Будда сидит под деревом бодхи: то, как он сидит, его поза, его жесты, само его пребывание там без эго создает миллионы вибраций вокруг него. И они распространяются. Даже когда Будда исчез из-под дерева, эти вибрации продолжают оставаться там и распространяться, они касаются растений и звезд. Каждый раз, когда вибрации Будды касаются вас, — это чистое творчество, это дает вам трепет, это приносит новое дыхание.

Когда сексуальная энергия трансформирована, вся ваша жизнь становится творческой, независимой, свободной, созидающей. Что бы вы ни делали, вы творите. Даже если вы ничего не делаете, ваше неделание превращается в творчество. Само ваше существо создает так много, и это красиво, это истинно, это хорошо.

 

А теперь — история. Старый монах сказал молодому: «Это против правил, ты не должен прикасаться к женщине». Он говорил это не только потому, что таковы правила. Здесь многое скрыто. Он рационализировал, он завидовал. Именно так работает человеческий ум: вы не можете прямо сказать, что завидуете.

Девушка, прекрасная девушка стояла на берегу реки. Солнце уже садилось, все ниже и ниже, и девушке было страшно. Тут пришел старый монах. Он возвращался в монастырь. Он взглянул на девушку... потому что монаху трудно не заметить девушку и трудно не взглянуть на нее. Монаху очень трудно, потому что он так одержим женщинами! Он борется изо всех сил. Он постоянно осознает, что враг там, в женщине. Вы можете не заметить друга, но не можете не заметить врага, вы должны его видеть. Если вы идете по улице, на которой находится ваш враг, невозможно не заметить его. Можно пройти мимо друзей и даже не осознать, мимо кого вы только что прошли. Но врагов не заметить нельзя — потому что рядом с врагами страх. И вот красивая девушка стоит одна, никого больше нет! Девушка хочет, чтобы кто-то помог ей: река незнакомая, и она боится переходить ее.

Старый монах, должно быть, пытался закрыть глаза. Он, должно быть, пытался закрыть сердце, пытался закрыть сексуальный центр, потому что это единственная защита от врага. Он, должно быть, торопился, ему не следовало оборачиваться. Но когда ты избегаешь, ты смотришь. Когда ты пытаешься не смотреть, ты все равно смотришь. Весь его ум был заполнен девушкой. Все его существо было вокруг девушки. Он переходил реку, но не осознавал, что делал, он не мог. Он шел к монастырю, но монастырь больше не интересовал его, весь его интерес остался позади.

Вдруг он вспоминает, что его спутник, другой монах, догоняет его. Они ходили просить милостыню. Он оборачивается и видит не только молодого монаха, но и то, что монах несет девушку на руках! Скорее всего, его охватила великая зависть. Это именно то, что он хотел сам сделать, но из-за правил не смог. А теперь ему нужно свести счеты! Целые мили они шли молча, и только перед монастырскими воротами старик вдруг сказал: «Это было нехорошо, это против правил».

Его молчание было не истинным. В течение всех этих миль монах думал, как отомстить, как уничтожить юнца. Он все это время продолжал мучиться, иначе ничего не произошло бы так неожиданно. Ум — это продолжительность. Эти две или три мили он постоянно думал, что сделать, и вот теперь он сказал. И это не было вдруг. Внутри него было постоянное течение, стремительное течение. И он сказал: «Это было нехорошо, это было против правил, и мне придется сказать аббату, настоятелю, учителю. Ты нарушил правило, основное правило. Ни один монах не должен дотрагиваться до женщины. А ты не только дотронулся до нее, ты нес ее на руках».

Молодой монах, наверное, удивился. Так неожиданно... потому что для него уже не было ни девушки, ни реки, он никого не нес. Все это случилось в прошлом. В течение трех миль они шли, не говоря ни слова. Молодой монах сказал: «Я оставил девушку на берегу, но ты все еще несешь ее».

Это было глубокое озарение. Вы можете нести то, что физически не несете. Вы можете быть обременены тем, чего нет, вы можете расстраиваться по поводу того, что не существует. Старый монах идет путем подавления. Молодой монах символизирует усилие, направленное на трансформацию, потому что трансформация принимает женщин, мужчин, других, потому что трансформация происходит через другого, другой участвует в ней. Подавление, отрицание, отвержение направлено против другого. Другого нужно уничтожить.

История прекрасна. Новый монах — это путь. Не становитесь старым монахом, станьте новым. Примите жизнь такой, какая она есть, и практикуйтесь быть бдительными. Молодой монах оставался бдительным, когда нес женщину на руках. И если вы бдительны, что может сделать с вами девушка?

 

Есть такой короткий анекдот. Один монах покидал Будду. Он отправлялся в поход по миру, чтобы распространять его учение. И вот он спрашивает Будду: «Что мне делать с женщинами?» Это всегда волнует монахов.

А Будда отвечает: «Не смотри на них». Это самый простой способ — просто закройся от них. Не смотреть на них — значит просто закрыться, забыть, что они существуют. Увы, проблема не так легко разрешима. Будь это легко, тогда все, кто знают, как закрываться, уже давно были бы трансформированы.

Один из учеников Будды Ананда знает, что все не так просто... Для Будды это может быть и просто. Но для него это проблема. Вы приходите ко мне с проблемами, для меня это может быть просто, но вам это не поможет. Ананда знал, что Будда ответил поверхностно: «Не смотри на них». Так легко для Будды! Ананда сказал: «Но это не так просто. — И затем спросил: — Если будет такая ситуация, когда мне придется смотреть, если этого нельзя будет избежать, тогда что делать?»

Будда ответил: «Не дотрагивайся». Взгляд — все равно, что прикосновение. Прикосновение глазами. Вы дотягиваетесь глазами и прикасаетесь. Вот почему, если вы смотрите на женщину более трех секунд, она чувствует неловкость. Три секунды — максимум, что дозволено. Это дозволено, потому что в жизни нам приходится смотреть друг на друга. Но больше трех секунд — и женщина чувствует неловкость, потому что вы прикасаетесь к ней. Теперь вы используете глаза в качестве рук. Поэтому Будда говорит: «Не прикасайтесь».

Но Ананда был настойчив. Он сделал так много для всего человечества, потому что всегда был настойчив. Он сказал: «Иногда бывают ситуации, когда ты вынужден дотронуться до женщины. Что ты скажешь тогда? Если женщина больна или упала на улице и некому ей помочь, ты вынужден дотронуться до нее. Если возникнет такая ситуация, что тогда?»

Будда сказал: «Будь бдительным!»

Последнее, что сказал Будда, является первым, самым главным. Закрыть глаза — не поможет, не прикасаться — тоже не поможет, потому что ты можешь дотрагиваться до нее в воображении, ты можешь видеть ее в воображении. Настоящая женщина не нужна, настоящий мужчина не нужен. Просто закрой глаза и увидишь воображаемый мир женщины или мужчины, ты можешь трогать их, ты можешь смотреть на них. В итоге лишь одно может помочь: «Будь бдителен».

Этот старый монах, должно быть, не слышал всей истории и не знал всех трех ответов Будды. Он остановился лишь на первых двух. Молодой монах понял суть — быть бдительным. Скорее всего, он подошел к женщине... у него возникло желание... будь бдительным, заметь возникновение желан