Большие социальные группы

Что же такое «большая социальная группа» в социально-психологическом анализе? Исходя из общих принципов понимания группы, мы не можем, конечно, дать чисто количественное определение этого понятия. К ним следует отнести прежде всего гендерные группы, социальные страты общества, различные этнические группы (как их главную разновидность - нации), профессиональные группы, возрастные группы (с этой точки зрения, в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, пожилые люди и т. д.).

Социальная психология как наука без раздела о психологии больших социальных групп не может претендовать на то, чтобы быть социальной психологией в точном значении этого слова. Дело в том, что содержание социально значимых черт человеческой психики формируется именно на макросоциальном уровне: гендерном, национальном, социально-стратовом, профессиональном. Как бы ни была велика роль малых групп и непосредственного межличностного общения в процессах формирования и развития личности, сами по себе эти группы не создают исторически конкретных социальных норм, ценностей, установок, потребностей. Все эти и иные содержательные элементы общественной психологии возникают на основе исторического опыта, прежде всего больших групп, опыта, обобщенного знаковыми, культурными и идеологическими системами. По выражению Г.Г. Дилигенского, этот опыт лишь «доведен» до индивида через посредство малой группы и межличностного общения. Поэтому социально-психологический анализ больших групп можно рассматривать как «ключ» к познанию содержания психики человека.

Каково соотношение психологических характеристик большой группы и сознания каждой отдельной личности, в нее входящей? В самом общем виде эта проблема решается таким образом. Психология группы есть то общее, что присуще в той или иной мере всем представителям данной группы, т.е. типичное для них, порожденное общими условиями их существования. Это типичное не есть одинаковое для всех - сумма черт, свойственных каждой личности, но именно общее.

Фиксация типичного - весьма сложная задача. Именно в этой области наименее всего возможны экспериментальные методы. Однако ограниченность их применения не может быть основанием для того, чтобы вообще отрицать наличие общих черт в психологии представителей определенной социальной группы. Это общее существует объективно, поскольку оно проявляется в реальной деятельности группы.

Выявление общего, типичного невозможно путем изучения лишь содержания индивидуальных сознаний членов группы. Дело в том, что не все черты, присущие психологии группы, присущи каждому члену группы. В отдельных случаях какой-либо конкретный представитель группы может вообще в минимальной степени обладать этими общими характеристиками. В формировании психологии группы доминирующую роль играет коллективный опыт, зафиксированный в знаковых системах. Этот опыт не усваивается в полной и одинаковой мере каждой личностью. Только «часть» психологии личности, говорил Л. С. Выготский, «входит» в психологию группы.

В социально-психологическом анализе предпринимаются попытки сконструировать особый «социальный тип личности». Чаще всего понятие «социальный тип личности» может быть отнесено к характеристике типичного представителя какой-либо профессии (тип следователя, оперативного работника, например) или возрастной группы, как правило, с указанием либо страны, либо эпохи («молодой человек XX века» и т.п.).

Виды больших социальных групп.Общепринятым в социальной психологии является деление больших социальных групп на два вида: макрогруппы и субъективно-психологические группы (Г.Г. Дилигенский).

В первом случае люди объединяются в группы общностью объективных связей, существующих независимо от сознания и воли этих людей (нация, профессиональная группа, социальная страта). Указанные группы по своему составу гомогенны, однородны, но именно по объективно существующему и социально значимому признаку их выделения.

Второй тип групп характеризуется тем, что люди, их составляющие, сознательно стремятся к объединению. Примером этих групп являются религиозные группы, партии, союзы, общественные движения. По своему социальному составу эти группы разнородны, гетерогенны. По социально-психологическим характеристикам они более однородны, чем группы первого типа. Если в первом случае приоритетное значение имеет объективная сторона общности, то во втором - субъективная. Речь идет о психологической общности. Субъективная общность не совпадает с общностью объективной.

По времени существования большие социальные группы разделяются длительно существующие группы (классы, нации) и существующие непродолжительное время (митинг, аудитория, толпа). По характеру организованности - организованные и неорганизованные группы (партия, толпа). Ряд больших групп возникает стихийно (толпа), другие организуются сознательно (партии, ассоциации).

Основанием для классификации больших социальных групп может выступать признак контактности взаимодействия людей. Половозрастные, профессиональные группы являются условными. К реальным группам с короткими, но тесными контактами относятся митинги, собрания. Большие группы могут быть открытыми и закрытыми. Членство в последних определяется внутренними установлениями групп.

Уровни развития больших социальных групп. В историческом развитии общества и в конкретном развитии групп отдельные социальные общности проходят ряд этапов. Эти этапы соответствуют уровню развитости групп. По классификации Г. Г. Дилигенского таких уровней три.

Первый - нижний уровень - типологический, характеризуется тем, что члены соответствующей группы объективно схожи между собой по каким-то признакам. Эти признаки могут иметь существенное значение в регуляции индивидуального поведения людей, но не составляют основания для создания психологической общности. Объединенные по этим признакам люди составляют сумму индивидов, но не составляют единства.

Примером такого уровня социальной группы являются предприниматели на первых этапах формирования этой социальной группы в нашей стране во второй половине 80-ых – 90-ые гг. прошлого столетия. Каждый из предпринимателей занимался своим делом, осуществлял специфический вид деятельности. Связь с другими предпринимателями проходила по тем же механизмам взаимодействия, что и со всеми остальными людьми.

Второй уровеньразвития социальной группы характеризуется тем, что члены группы осознают свою принадлежность к данной группе, идентифицируют себя с ее членами. В примере с предпринимателями этот уровень означает, что предприниматели причисляют себя к новой социальной общности. Это уровень идентификации.

Третий уровень развития социальной группы предполагает готовность группы к совместным действиям во имя групповых целей. Члены группы осознают общность своих интересов. Класс в себе как общность переходит на положение класса для себя. Предприниматели, например, осознавая общность своих интересов, отличных от интересов других социальных общностей, объединяются в ассоциации, союзы, корпорации, устанавливают взаимные связи с другими объединениями. На общих собраниях, съездах вырабатывают программу, стратегию и тактику своей деятельности. Предпринимательство сформировалось как социальная общность и социальное движение в России. Этот уровень развития социальных групп Г.Г. Дилигенский называет уровнем солидарности. Можно его обозначить как уровень интегрированности.

Уровень развития социально-психологической общности групп определяет реальную их роль в общественно-историческом процессе в целом, детерминирует развитие тех или иных социальных процессов, событий, явлений. Он представляет психологическую составляющую общественно-исторических явлений.

Проверьте себя!

Сформулируйте контрольные вопросы к этому разделу и ответьте на них.

Факторы, определяющие уровень психологической общности групп.Реально всякая общность вступает во взаимодействие с другими общностями и в «чистом» виде не существует. Социальная страта включает в себя слои, стратовые границы не совпадают с национальными, профессиональными, половыми и т. д. Эти общности могут перекрещиваться, причем неоднократно. Степень включенности людей в эти разные общности, идентификация с какой-то из них и взаимоотношения между ними определяют социально-психологический статус группы.

Г.Г. Дилигенский в качестве одного из факторов, определяющих социально-психологическую общность, выделяет степень эмпиричности, очевидности, непосредственности отражения в сознании членов группы признаков, позволяющих идентифицировать свою группу и отделить ее от «чужих», не своих групп. Непосредственность некоторых идентификационных признаков остается очевидной, несмотря на общественно-исторические изменения. Таковыми являются, например, признаки расы, языка, пола.

Не последнюю роль в психологической характеристике больших социальных групп зачастую играет наличие специфического языка. Для этнических групп - это само собой разумеющаяся характеристика, для других групп язык может выступать как определенный жаргон, например, свойственный профессиональным группам, молодежи, представителям криминального социума.

На уровень развития общностей влияет характер внутригрупповых и межгрупповых коммуникаций. Объективная возможность заменить реальную связь с одной группой на связь с другой существенно влияет на крепость социальных связей в своей группе и снижает уровень ее интегрированности. Социальная мобильность выступает как фактор, ослабляющий процесс идентификации у служащих, интеллигенции. Для последней характерным стало снижение престижа высшего образования и причисление себя скорее не к социальному слою, а к работнику по виду профессии.

Интегрирующим признаком социально-психологической общности является идеология. Объединения людей в борьбе за национальную независимость, в защите отечества, за социальные изменения возникали на основе идей. Эти идеи выступали как организующее начало, как стимул к объединенным действиям. Для объединения людей в социально-психологические общности стимул определяет групповые мотивации поведения людей.

Исключительное место в системе факторов, определяющих социально-психологическую общность групп, имеет ее общественно-исторический опыт. Он опирается на общность положения группы, отличительные по разным параметрам ее признаки, организационные предпосылки, идеологию. Но системообразующим признаком этого опыта является практика коллективного действия. Положительный результат этой практики входит в фонд социальной памяти народа, групп, общностей. Видом этой социальной памяти являются архетипы, описанные К. Юнгом. Социальные конфликты в Чечне показали, насколько глубоки корни национальной социально-психологической общности и как они проявляются через ряд поколений в способах внутригруппового и межгруппового общения, в методах разрешения государственных, групповых и индивидуальных проблем.

Элементы психологии больших социальных групп.Психические явления в больших группах могут быть разделены по сферам психики подобно тому, каковы эти сферы представлены в общей психологии. Можно говорить о когнитивной, потребностно-мотивационной, аффективной и регулятивно-волевой сферах. Все психические процессы этих сфер в психологии больших групп приобретают свои специфические особенности.

Так, к когнитивной сфере относятся общественное сознание, коллективные представления, социальное мышление, общественное мнение, менталитет. Когнитивные процессы в больших общностях являются отражением социальных процессов, статуса групп в системе общественных отношений, уровня развития духовной жизни общества. Общественно-исторические процессы определяют содержание познавательных процессов, изменяется объект познания. Вопрос о том, что думают люди, о чем беспокоятся, меняется в зависимости от общественных условий. Но общественная детерминация психических групповых процессов касается не только их содержания, но и способов отражения объективной действительности. Историчным является не только понятийный, категориальный строй мышления, но и его стиль. Известны особенности восточного и западного стиля мышления, своеобразным является менталитет того или иного народа в разные периоды его исторического развития. В когнитивной сфере закрепляются способы и механизмы, посредством которых складываются, сохраняются, изменяются представления, стереотипы, ориентации, ценности.

В различных социальных средах складываются более или менее благоприятные условия для развития тех или иных когнитивных особенностей. Когнитивные структуры составляют основу обыденной психологии. Высший их уровень - сознание общности, которое в форме идей, теорий составляет идеологию отдельных общностей, идеологию общества в целом.

Второй структурный элемент психологии больших групп - мотивационно-потребностная сфера. Конкретно она представляется общегрупповой мотивацией, групповыми потребностями, ценностями, интересами, целями, установками, идеалами. В этом перечне мотивационных элементов потребности составляют, в известном смысле, базисную характеристику психологии человека. Большие социальные группы в психологическом отношении различаются прежде всего своими потребностями, интересами, идеалами.

Специфическое место в побудительной сфере имеют общественные интересы. В них отражаются потребности общества в целом и отдельных социальных групп, экономические отношения данного общества, экономическое положение определенных социальных общностей и объединений. Интересы стимулируют разные формы деятельности групп. Интерес в общественной деятельности, как правило, осознается, и его удовлетворение выступает как цель теоретической и практической деятельности людей. Различают экономические, политические, духовные интересы.

В мотивационной сфере существенное место занимают жизненные ориентации. Они представляют собой систему предпочтений, проявляющихся в осознанном или бессознательном избирательном поведении, в выборе мотивации в альтернативных условиях. В них выражаются цели деятельности групп, личностей, отношение к будущему. Они определяют предпочитаемую сферу жизнедеятельности.

Идеалы выступают высшей формой побудителя социальной деятельности. Идеал в социально-психологическом плане - это образное отражение какого-нибудь реального или нереального явления. Это образец, высшая цель, последняя ступень стремлений отдельной личности или социальной общности. Идеал историчен, он социально детерминирован определенным уровнем развития производительных сил и характером групповых и личностных отношений. Идеалы людей отражают исторические стремления общностей на каждом этапе развития.

Групповые потребности, интересы, ценности, принятые членами социальных групп, составляют фонд общегрупповой мотивации. Они выступают стимулами и мотивами деятельности и поведения людей, определяя направленность личности и групп.

Аффективная сфера психологии больших групп включает чувства, эмоции и настроения. Понятие «социальные чувства» имеет два смысла. В первом случае речь идет о чувствах, в которых отражается эмоциональное отношение к фактам, ситуациям, учреждениям социальной действительности. Во втором носителями социальных чувств являются объединения людей, социальные общности. В обоих этих случаях отношения людей играют важную роль в их общении, взаимовлиянии, взаимодействии.

Общественные настроения выступают одним из важных феноменов психологии больших групп. В них в яркой форме отражаются отношения и оценка людьми состояния объективных процессов и психических феноменов, господствующих в определенные периоды общественного развития. Общественное настроение не является суммой настроений входящих в группу людей, оно обладает способностью к многократному увеличению энергии составляющих группу индивидов. Социальное настроение обладает заразительностью, способностью к значительному усилению некоторых свойств настроений индивидов.

Деятельностную сферу психологии больших групп составляют коллективная деятельность и групповое поведение. Для деятельности больших социальных групп специфическими являются цели деятельности, ее структура, субъекты деятельности, ее формы. По своему социальному назначению существенно различаются профессиональная деятельность, общественная деятельность, социальные движения.

Формы проявления психологии больших групп. Все четыре сферы психологии больших социальных групп органически взаимосвязаны. Их своеобразное сочетание в определенных общественно-исторических условиях проявляется двояким образом:

1) как характеристика типичной личности представителя определенной общности;

2) как характеристика психического склада общности (социальной страты, нации).

Психический склад выступает как наиболее устойчивое образование в психологии общности. К нему относятся социальный характер, традиции, обычаи, привычки, нравы. Эти явления характерны для разных общностей. Так, социальный характер группы, народа определяется специфической культурой, системой знаков, символов. Он формируется в конкретных условиях, под воздействием социального бытия, той системы ценностей, ориентации, в которых проходит процесс социализации. Характер с определенной логикой и последовательностью детерминирует одну линию поведения, одни поступки и исключает другие.

Традиции представляют собой исторически сложившиеся под влиянием определенных условий жизни узаконенные способы воспроизведения исторически сложившихся правил, норм поведения, отношений людей. Они определяют общее направление деятельности групп в специфических условиях. В традициях осуществляется преемственность тех или иных социально значимых форм поведения в типичных ситуациях, в различных сферах деятельности, сознательно поддерживающихся, закрепляющих те или иные отношения.

Другим составным элементом психического склада общности являются обычаи. Обычай представляет собой прочно установившиеся в той или иной социальной группе, у того или иного народа правила реагирования на определенные события, осуществления некоторых общественно значимых действий (особые моменты трудовой деятельности, быта, семейной жизни, важные события в жизни человека: рождение, свадьба, характер праздников и др.). Обычай хранит определенный народный опыт, является символом каких-то ценностей, выработанных общностью, приучает уважать их. Обычай воспитывает определенное отношение к группе, к личности.

Элементом психического склада, примыкающим к социальным обычаям, являются предрассудки. Предрассудок - это укоренившееся в обществе мнение «без разумного отчета в основательности его» (В. Даль), но относящееся преимущественно к «предостерегательным, суеверным правилам». Предрассудки определяют отношения данной социальной группы к тем или иным природным или социальным явлениям. Предрассудки в той или иной степени существуют у преобладающего большинства групп. У больших социальных групп существуют свои предрассудки. Общественно опасными являются национальные и религиозные предрассудки. Их общественная опасность сильно возрастает, когда эти предрассудки объединяются.

Целостную характеристику психологических особенностей социальных групп представляет образ их жизни. Образ жизни - это совокупность устоявшихся, типичных для определенных социально-экономических отношений форм жизнедеятельности народов, страт, социальных групп, отдельных людей в материальном и духовном производстве, в общественно-политической и семейно-бытовой сфере. В образе жизни раскрывается, как живут люди, какими действиями и поступками заполнена их жизнь, каков стиль их мышления, их потребности, интересы, идеалы, умонастроения, содержание и формы общения, какие цели они преследуют. В образе жизни общности, человека выражается система их отношений к обществу, труду, другим общностям, другим людям, к себе. Эти отношения отражаются в мировоззрении, ценностных ориентациях, жизненных позициях, социальных и личностных установках, потребностях, стиле жизни и поведении.

Проверьте себя!

Сформулируйте контрольные вопросы к этому разделу и ответьте на них.

Толпа как большая социальная группа.Толпа - контактная, внешне не организованная общность, отличающаяся высшей степенью конформизма составляющих ее людей, действующая крайне эмоционально и единодушно.

Толпа имеет формально-структурные характеристики. Назовем их:

1. Форма - неправильный круг: центр и периферия.

2. Величина – количество людей в толпе.

3. Плотность – число людей на один квадратный метр.

4. Социальный состав собравшихся людей.

5. Активность - моторные показатели.

6. Общий объект внимания составляющих толпу людей.

7. Общее психологическое состояние людей.

Социальные психологи выделяют следующие виды толпы:

1. Случайная (окказиональная) толпа. Ее составляют люди, собравшиеся, например, около места дорожно-транспортного происшествия. Исследователями установлено, что один человек, просто стоящий на улице и куда-то пристально смотрящий вдаль, останавливает около себя 4,05% прохожих, а 15 человек – 39,98%.

2. Экспрессивная толпа представляет собой группу людей, совместно выражающих радость или горе, гнев или протест.

3. Конвенциальная толпа – поведение людей в толпе необычно, но оно находится в пределах нормы применительно для ряда ситуации. Например, поведение зрителей футбольного или хоккейного матча выходит за рамки обычного поведения людей: крик, неистовство и т.п., но оно укладывается в нормы, принятые для подобных ситуаций.

4. Действующаятолпа осуществляет активные действия относительно конкретного объекта. Действующая толпа в свою очередь может быть подразделена по содержанию самого действия на несколько подвидов:

1) повстанческая толпа – осуществляет действия, обеспечивающие захват политической власти той или иной политической силой;

2) агрессивная толпа – причиняет ущерб кому-либо;

3) спасающаяся толпа – люди в состоянии паники;

4) стяжательная толпа – люди в этой толпе борются за обладание определенными материальными ценностями.

5) экстатическая толпа – люди доводят себя до исступления в ходе совместных ритуальных действий. Пример – молодые люди на концерте «королей» рок-н-ролла.

Классификация толпы достаточно условна. Так, случайная толпа может превратиться в действующую толпу, а агрессивная толпа - в спасающуюся. Наиболее характерным вариантом такой трансформации является превращение случайной толпы в действующую с признаками агрессивной.