Виды экономического анализа
1. По признаку времени:
1) предварительный анализ (перспективный, прогнозный) – анализ результатов хозяйственной деятельности с целью определения их возможных значений в будущем; его цель – обоснование плановых заданий;
2) оперативный (ситуационный) – проводится в ходе совершения хозяйственной операции или изменения ситуации за короткие отрезки времени; его цель – оперативно выявлять недостатки и воздействовать на хозяйственный процесс;
3) последующий (ретроспективный) – проводится после совершения хозяйственной операции; его цель – контроль за выполнением плана.
2. По пространственному признаку – внутрихозяйственный и межхозяйственный.
3. По субъектам-пользователям – внешний (финансовый) и внутренний (управленческий).
4. По охвату – сплошной и выборочный.
5. По содержанию – комплексный и тематический.
Комплексный анализ предполагает изучение всех сторон деятельности организации в их взаимосвязи. Этим он отличается от отдельных видов анализа. Он предусматривает взаимную связь и обусловленность отдельных направлений анализа, комплексное выявление резервов. Основное отличие комплексного анализа – единая цель и всесторонность (системность анализа). На практике отдельные виды анализа встречаются редко. Для принятия управленческих решений необходим всесторонний анализ экономической ситуации.
7. По аспектам исследования:
1) технико-экономический. Цель – изучение взаимосвязей технических и экономических процессов и установление их влияния на результаты деятельности предприятия;
2) финансово-экономический. Цель – анализ финансовых результатов деятельности предприятия;
3) социально-экономический анализ – проводится социологическими лабораториями и статистическими агентствами. Цель – изучение взаимосвязи социальных и экономических процессов, их влияния друг на друга и на результаты деятельности предприятия.
4) маркетинговый – изучение спроса на продукцию, рынков ее сбыта, их емкость, реальных и потенциальных конкурентов, потенциальных покупателей, доступность ресурсов и др.
8. По методике изучения объектов:
1) сравнительный – сопоставление отчетных данных с показателями плана, прошлых лет, среднеотраслевыми, нормативными;
2) факторный анализ – методика исследования влияния факторов на изменение результативного показателя;
3) маржинальный анализ – это метод оценки и обоснования эффективности хозяйственной деятельности на основе взаимосвязи объема производства, прибыли и себестоимости и деления затрат на постоянные и переменные;
4) функционально-стоимостной анализ – один из методов выявления резервов сокращения затрат за счет устранения излишних функций в объекте;
5) экономико-математический – выбор оптимального варианта решения экономической задачи;
6) стахостический - связь между факторными признаками и результативным показателем вероятностная.
Экономический анализ подразделяется на финансовый и управленческий. Цель финансового анализа – оценить финансовое состояние организации на основании выявленных результатов, дать рекомендации по его улучшению. Внутренний финансовый анализ более глубоко исследует причины сложившего финансового состояния, эффективность использования основных и оборотных средств, взаимосвязь показателей объема, себестоимости и прибыли. Для этого в качестве источников информации используются дополнительно данные финансового учета и отчетности, нормативная и плановая информация.
Управленческий анализ может быть только внутренним, использует весь комплекс экономической информации, носит оперативный характер, и его результаты важны для руководства организации. Только такой анализ имеет возможность реально оценить состояние дел в организации, исследовать структуру себестоимости не только всей выпущенной и реализованной продукции, но и себестоимости отдельных ее видов, состав коммерческих и управленческих расходов позволяет с особой тщательностью изучить характер ответственности должностных лиц за соблюдением разделов бизнес-плана.
4. Структура комплексного бизнес-плана и роль анализа в разработке и мониторинге основных плановых показателей
Составление каждого раздела бизнес-плана нуждается в предварительном экономическом обосновании.
Основные разделы бизнес-плана и задачи анализа для их составления