Политические идеи утопического коммунизма (Ж. Мелье, Морелли, Г. Бабеф).

 

Наряду с политическими идеями, обосновывающими возникновение и утверждение капиталистических общественных отношений, в этот период развивается направление, представители которого критиковали этот строй, выступали защитниками интересов угнетенных классов и пытались сформулировать проекты будущего социального справедли­вого устройства.

Жан Мелье в своем «Завещании» одним из первых высказал мысль с том, что путь к новому обществу лежит через борьбу народных масс. Он резко критиковал феодальные порядки и религию, считая, что без революционной борьбы нельзя покончить с угнетением, несправедли­востью, и призывал крестьян взяться за оружие, что было довольно смелым выводом для того времени. Правда, развернутой характери­стики будущего общества он не дал, но мечтал о коллективной собст­венности и ликвидации угнетения, ибо главными бедствиями челове­чества считал частную собственность, королевский абсолютизм и ре­лигию. Коммунизм, атеизм и народная революция у него сливаются воедино.

Этьен Габриэль Морелли в труде «Кодекс природы» дал разверну­тую характеристику нового общества, основанного на коллективной собственности. Он считал, что частная собственность испортила, из­вратила саму природу человек, а поэтому ее надо ликвидировать, со­хранив право собственности только на предметы личного потребле­ния. Морелли впервые провозгласил право на труд и сформулировал принцип необходимости трудиться по способностям.

Идея социальной справедливости получила свое дальнейшее разви­тие в период буржуазных революций. Наиболее радикальные выводы в этом отношении были сделаны Гракхом Бабефом. Но, в отличие от своих предшественников, Бабеф и его сторонники выражали уже чая­ния нарождавшегося пролетариата, обосновали необходимость рево­люции, которая должна была установить социальную справедливость на земле. Они считали, что буржуазная революция только предтеча другой, более значительной, а на смену буржуазному равенству должно прийти фактическое ра­венство, установленное в результате революционной диктатуры, кото­рую они называли «республикой равных». Однако революцию они понимали как действие узкой кучки заговорщиков. Важно подчерк­нуть и тот факт, что их идеи были изложены уже не в виде рассказа о далекой, несуществующей стране, а в форме манифеста, призывающе­го к революционным действиям.
Третий этап утопического коммунизма характеризуется критикой буржуазных порядков и разработкой теоретически обоснованных кон­цепций социально справедливого общественного устройства.


 

 

21) Идеи разделения властей и народного суверенитета (Ш. Монтескье, Т. Пейн, Т. Джефферсон).
Рационалистическая трактовка теории естественного права в эпоху Просвещения связана с появлением альтернативных, а во многом даже взаимоисключающих концепций.
В XVII веке прогрессивная политическая и правовая мысль получила распространение не только в Европе. Демократические идея уже достигли Британских колоний, основанных в XVII-XVIII веках на Американском побережье Северной Америки. Повышенный интерес к политической теории был связан здесь с интенсивным развитием капиталистических отношений и политической обстановкой между колониями и метрономией. Следствием всех этих противоречий явилась Война за Независимость 1775-1783 гг.
Ожесточенная классовая борьба в США в период борьбы за независимость также получила свое отражение в идеологии. Наиболее прогрессивные идеи мелкой буржуазии отстаивали Т. Джефферсон и Т. Пейн. Они выражали интересы широких слоев мелких производителей.

Шарль Монтескьё издал книгу «О духе законов», где сравнивая многочисленные формы государственного устройства, написал о том, что государстве есть три вида власти: законодательная, исполнительная и судебная. Если даже два вида власти соединить в одном лице или учреждении, то это может привести к злоупотреблениям. втор указывал, что разделение законодательной, исполнительной и судебной властей должно быть при любой форме правления, как при монархии, так и при демократии.
У Джефферсона не вызывало опасений государство с достаточной степени обобществления, целиком посвятившее себя заботе по всеобщему благоденствию. Но такое государство существовало только в мечтах Т. Мора и утопистов. Поэтому на практике Джефферсон склонялся к такой модели государственного устройствакак свободная, равноправная федерация Штатов.
Форма власти - республика с разделением властей. Ее социальная основа - частная собственность (общество фермеров). Политический режим - демократия . Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту (палата депутатов, сенат), при котором действует Совет по проверке законов. Центральная исполнительную власть осуществляет президент, который избирается на 4 года не более двух раз. Исполнительная власть на местах - губернаторы и совет штатов.Судебная система состоит из : 1. Суда Адмиралтейства; 2. Генерального Суда Общего Права; 3. Высокого Канцелярского Суда; 4. Апелляционного Суда.
С образованием общества и государства, которые Пейн различал ("общество создается нашими потребностями, а правительство – нашими пороками... Первое – это защитник, второе – каратель"), люди передали часть своих естественных прав в "общий фонд". Так возникают гражданские права, принадлежащие человеку как члену общества. Это те права, которые человек не способен защитить свой властью. К ним Пейн относил и право собственности – право приобретенное, а не естественное. Анализируя формы государства, Пейн различал "старые" (монархические) и "новые" (республиканские) формы. В основу этой классификации были положены принципы образования правления – наследование или выборность. Пейн резко критиковал гос. строй Англии и дореволюционной Франции. Правление, основанное на передаче власти по наследству, он называл "самым несправедливым и несовершенным из всех систем правления".
Пейн критиковал Конституцию США 1787 г., в период принятия которой он находился в Европе. Так, в закреплении в Конституции системы "сдержек и противовесов" он справедливо усматривал влияние теории разделения властей Монтескье, с которой не был согласен. Недостаток Конституции Пейн видел и в создании двухпалатного законодательного органа, формируемого на основе цензового избирательного права, существовавшего в штатах. Слишком большим (6 лет) был, по его мнению, срок полномочий сенаторов. Единоличному главе исполнительной власти (президенту), предусмотренному Конституцией, он предпочитал коллегиального. Возражал Пейн и против наделения президента правом вето, против несменяемости судей, которые, как он полагал, должны переизбираться и быть ответственными перед народом. Наконец, Пейн утверждал, что каждое поколение должно само определять, что соответствует его интересам, и поэтому иметь право изменять Конституцию

 

22. Неоконфуцианство и тенноизм о культе императора.

А) Неоконфуцианство

 

Из лекций

 

С 13 века происходит возрождение конфуцианства, а точнее неоконфуцианства (Чжу Си конфуцианства). В 13 веке Конфуций обожествлялся, а вместе с ним император т.к. он «сын неба». Имеются императорские дворцы, они же запретные города. Появляется символика императора (например дракон). Воля императора – закон для всего.

 

Из интернета (здесь подразумевают позднее конфуцианство, т.е. думаю правильно будет назвать его неоконфуцианством. Да и описание подходит, вроде)

На первый план выдвигаются положения о небе как о предопределяющей божественной силе, о зависимости общества, человека от воли неба, о божественном происхождении власти государя - «сына неба», о верности подданного государю, о господстве «сына неба» над всеми народами Вселенной. Т. о., конфуцианство как господствующая идеология, веками проповедуя культ императора как исполнителя «воли неба», насаждало в народе фанатическую преданность «сыну неба», китаецентризм, шовинизм и пренебрежительное отношение к другим народам. Конфуцианство как этико - политическая или религиозная система проникло во все поры общественной жизни и в течение многих веков определяло нормы морали, семейные и общественные традиции, научную и философскую мысль, препятствуя их дальнейшему развитию и и выработав определенные стереотипы в сознании народа, в особенности среди интеллигенции.

 

Б) Тенноизм (про него, увы, мало)

Из лекций

В 17 веке власть самураев ослабла, появляется новый вид синтоизма – тенносинтоизм. Император является символом власти, а японцы – особенный народ, обладающий особым японским духом и японский путем «мити у».

Из интернета

В синтоизме наличествует множество ритуалов, сохранившихся практически без изменений на протяжении веков. Для него характерен тенноизм — обожествление императора. Термин «тенно» означает «верховный правитель, передающий слова небесного божества» (или просто «император», так что не заморачивайтесь, господа – прим. от меня). Термин заимствован из древнекитайской мифологии. Император обладал тремя «божественными регалиями», входившими в культ богини Аматэрасу: зеркало, меч и яшмовые подвески. Они же являются символами важнейших добродетелей: зеркало — символ честности, яшмовые подвески — сострадания, меч — мудрости. Наивысшее воплощение этих качеств приписывалось императору.