Политические учения эпохи Возрождения (Н. Макиавелли, Этьен де Ла Боэси. Ж. Боден).

Возрождение – возврат к идеям Античности, т.е. естественное происхождение государства и власти, отрицание их божественной сущности.

Возрождение – сугубо европейское явление. Оно провозглашает появление и формирование Западной цивилизации.

Течения:

*рациональное обоснование власти, общества и государства

*социальные утопии, выражающие интересы угнетенных масс

*реформация церкви

*контрреформация – иезуитство

 

Н. Макиавелли (1469-1527), книга «Государь»

Макиавелли постулирует новый закон: политические события, изменения в государстве, смена его форм происходят не по воле божьей, не по прихоти или фантазии людей, но совершаются объективно, под воздействием «действительного хода вещей, а не воображаемого». Постулат самостоятельной трактовки политики, принятый Макиавелли, побудил его отъединить государствоведение не только от теологии. Это же он делает по отношению к этике. С его точки зрения, неуместно, нереалистично осмысливать и решать политические проблемы, находясь в кругу моральных критериев и суждений, ибо власть, политика, технология политического господства (им в первую очередь посвящен «Государь») - изначально явления внеморального плана.

Автор «Государя» мало озабочен решением этических вопросов. Главное для него выяснить: «какими способами государи могут управлять государствами и удерживать власть над ними». Прежде всего, полагает Макиавелли, созданием прочного фундамента власти. Власть государя «должна покоиться на крепкой основе, иначе она рухнет. Основой же власти во всех государствах служат хорошие законы и хорошее войско. Но хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и, наоборот, где есть хорошее войско, там хороши и законы».

Черты правителя:

*сильная воля

*лев (сила, война) + лиса (хитрость, мирное время);

*принятие независимых от советников решений;

*имидж правителя: казаться, но не быть добрым, щедрым, заботливым

*управлять народом страхом, а не любовью, но страх не должен перерастать в ненависть

*непосягательсво на имущество и жен

 

Этьен де Ла Боэси(1530-1563), «Рассуждение о добровольном рабстве»

В «Рассуждении» была предпринята попытка ответить на два основных вопроса: почему миллионы людей сами отказываются от своей свободы, становясь невольниками государей, и благодаря чему государям удается достигать этого состояния и удерживать его. Э. Ла Боэси полагал, что в стародавние времена властители насилием и обманом отняли у людей естественно присущую им свободу. Постепенно человеческая память забыла это зло, с ним примирились; оно укоренилось и стало воспроизводиться уже силой привычки. Государи всячески культивируют у своих подданных привычку сознавать и ощущать себя бесправными рабами. От свободы люди отрекаются также вследствие трусости, страха, которые порождает в них тиранический режим. Наконец, в подневольное состояние они впадают из-за благоговения перед верховной властью, внушаемого различными пышными символами к ритуалами.

Чтобы удерживать народ в добровольном рабстве, государи обзаводятся массой приспешников. Они образуют целую касту - пирамиду подручных - от нескольких фаворитов монарха до многих тысяч его слуг, охранников, чиновников и т. д. Вся эта каста извлекает личную выгоду из своего положения: наживается и преуспевает, помогая, монарху эксплуатировать народ и господствовать над ним.

Жан Боден(1530-1596), труд «Шесть книг о республике» (1576)

Власть имеет божественное происхождение, но государь должен быть сувереном, а его власть едина, неделима, централизованна.

Государство – правовое управление семьями; право – законы, основанные на естественных правах.

Государственность как организация возникает посредством договора, и высшая ее цель не в том, чтобы обеспечивать внешнее благоденствие людей, но чтобы, гарантируя мир внутри общности и защищая общность от нападения извне, заботиться об истинном счастье индивидов. Последнее традиционно заключается в познании бога, человека и природы, а в конечном итоге -- в почитании бога. Не должно быть никаких поводов для выступления против государства, оно суверенно.

Суверенная власть независима от церкви, от сословий, от любой другой власти.

Признаки суверенной власти:

*государь сам издает законы

*государь объявляет войну и мир

*государь назначает должностных лиц

*государь собирает налоги

*под контролем государя чеканка монет

*государь распоряжается государственным имуществом