Вопрос 3.Концепция антикризисного управления.

Антикризисное управление— сложный процесс, вклю­чающий предвидение возможности возникновения кри­зисной ситуации, выявление кризиса и анализ симптомов его возникновения, максимальное уменьшение негатив­ного воздействия кризиса на систему, использование факторов кризиса для развития организации в дальней­шем.

Концепцию антикризисного управления можно предста­вить как совокупность шести основных частей, каждая из которых рассматривает определенные аспекты антикризисного менеджмента.

1.Кризисы в тенденциях макро- и микроразвития. Данная часть концепции включает базовые понятия антикризисного управления. Это в первую очередь понятие кризиса, анализ различных кризисов, причины их возникновения, структура. Здесь важна также классифи­кация кризисов с точки зрения различных признаков, по­скольку она позволяет понять все грани этого явления и его особенности и в соответствии с ними найти выход из кри­зисной ситуации. Все это доказывает необходимость из­учения кризисов и поиска решений по их предотвращению или преодолению последствий.

2.Формирование и реализация антикризисного управления. Эта часть концепции включает инфор­мацию об основных чертах антикризисного управ­ления, диагностику кризисов в процессах управления, стра­тегию и тактику антикризисного управления, его техноло­гию, а также реализацию процедуры банкротства.

3. Механизм антикризисного управления. Он реали­зуется на практике с помощью ряда средств, каждое из которых должно применяться в организации осоз­нанно и обоснованно. Особую роль играют инновации в деятельности организации, инвестиционная политика, кон­троллинг, оценка рисков в антикризисном управлении, а также процедура санаций. Это важнейшие проблемы, ко­торые входят в механизм реализации антикризисного уп­равления.

4.Человеческий фактор в антикризисном управлении. Вне зависимости от объекта управления главен­ствующую роль в антикризисном управлении будет играть человек, хотя его роль часто недооценивается. Рассмотре­ние человеческого фактора предполагает формирование человеческого капитала, изучение в процессе управления психологии и конфликтологии применительно к кризисным или иным ситуациям, формирование корпоративных отно­шений в организации, а также обеспечение эффективной деятельности арбитражного управляющего в организации.

5. Антикризисное управление и процессы общест­венного развития.-рассмотрение антикризисного управления в масштабах всего общества и посвящена таким вопросам, как регулирование кризисных ситуаций, социальное парт­нерство, социокультурные факторы, региональные аспек­ты, роль профсоюзов в процессе разрешения кризисов. Ан­тикризисное управление рассматривается как процесс вза­имодействия социально-экономической системы с другими системами и организациями.

6. Зарубежный опыт антикризисного управле­ния — зарубежный опыт позволяет принимать более эффективные решения в той или иной ситуации, учитывать возможные ошибки. В странах с большим опытом антикризисного управления выработана база, которая дает возмож­ность проводить его оперативно и эффективно. Опыт эко­номически развитых стран особенно полезен для развива­ющихся стран и стран с переходной экономикой.

Все основные части концепции взаимосвязаны, и толь­ко в совокупности они позволяют понять сущность и про­цесс антикризисного управления, сделать его результаты наиболее эффективными.