Перечень докладов, сообщений и рефератов
1. Проблемы формирования среднего класса в России.
2. Теория элит. Особенности формирования элиты в современном российском обществе.
3. Социология бедности.
4. Маргиналы как объект социологии.
5. Безработные в структуре общества.
6. Динамика социальных изменений молодежи.
Тема 6. Социология культуры
Методические рекомендации для курсантов и слушателей
По изучению темы
При подготовке к данной теме необходимо выписать в тетрадь определения следующих понятий: культура, ценности, культурные нормы, обычаи, традиции, субкультура и контркультура. Обратите внимание на характеристику культуры как социальной системы, основные функции культуры, социокультурные институты (наука, образование, искусство, религия). При анализе специфики массовой и элитарной культур необходимо привлечь примеры из современного социокультурного пространства.
Задания для самостоятельной работы
1. Из художественной литературы (русской и зарубежной классики) найдите и прокомментируйте образцы элитарной культуры.
2. Каков характер взаимодействий субкультуры и контркультуры с доминирующей культурой? Приведите примеры таких взаимодействий.
3. Как связаны между собой изменения в культуре и изменения в структуре общества?
Рекомендуемые источники
Основные источники
Кравченко А. И. Социология: учебник. – М., 2012.
Татидинова Т. Г. Социология: курс лекций. – М., 2008.
Дополнительные источники
Ильин А. Н. Массовая культура и субкультура: общее и особенное // Социологические исследования. – 2010. – № 2.
Петрунина Л. Я. Публика художественных музеев // Социологические исследования. – 2010. – № 2.
Попов Е. А. Что изучает социология культуры // Социологические исследования. – 2011. – № 1.
Хорошкевич Н. Г. Неоднозначность массовой культуры // Социологические исследования. – 2011. – № 11.
Тема 7. Социология личности
Семинар – 2 часа (для курсантов)
Учебные вопросы
1. Феномен личности. Социологическое понятие личности, ее структура.
2. Статусно-ролевая теория личности. Ролевые конфликты.
3. Социализация как процесс возникновения идентичности человека и освоения социальных ролей. Этапы и институты социализации.
Методические указания для курсантов