К Приказу о принятии учетной политики
На предприятии от ___________ №___.
Порядок осуществления внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни
Внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни - непрерывный процесс, осуществляемый руководством и сотрудниками предприятия, направленный на получение достаточной уверенности в том, что организация обеспечивает эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов, а также соблюдение применимого законодательства при совершении фактов хозяйственной жизни.
Контрольная среда – совокупность принципов и стандартов деятельности предприятия, которые определяют общее понимание внутреннего контроля и требования к внутреннему контролю на уровне организации в целом.
Положения, касающиеся контрольной среды, закреплены в следующих документах:
- «Миссия компании»;
- «Кодекс корпоративного управления и деловой этики»;
- «Кадровая политика»;
- «Положения об отдельных подразделениях и службах»;
- «Учетная политика»;
- другие аналогичные внутренние документы и регламенты.
3. Процедуры внутреннего контроля, применяемые на предприятии:
а) Документальное оформление (осуществление записей в регистрах бухгалтерского учета на основе первичных учетных документов, в том числе бухгалтерских справок; включение в бухгалтерскую (финансовую) отчетность существенных оценочных значений исключительно на основе расчетов);
б) Контроль взаимосвязанных фактов хозяйственной жизни (например, соотнесение перечисления денежных средств в оплату материальных ценностей с получением и оприходованием этих ценностей);
в) Санкционирование (авторизация) сделок и операций, обеспечивающее подтверждение правомочности совершения их. Выполняется персоналом более высокого уровня, чем лицо, осуществляющее сделку или операцию (например, утверждение авансового отчета сотрудника его руководителем);
г) Сверка данных (например, сверка расчетов экономического субъекта с поставщиками и покупателями для подтверждения сумм дебиторской и кредиторской задолженности; сверка остатков по счетам бухгалтерского учета наличных денежных средств с остатками денежных средств по данным кассовой книги);
д) Разграничение полномочий и ротация обязанностей (например, возложение полномочий по составлению первичных учетных документов, санкционированию (авторизации) сделок и операций и отражению их результатов в бухгалтерском учете на разных лиц на ограниченный период с целью уменьшения рисков возникновения ошибок и злоупотреблений);
е) Процедуры контроля фактического наличия и состояния объектов, в том числе физическая охрана, ограничение доступа, инвентаризация;
ж) Надзор, обеспечивающий оценку достижения поставленных целей или показателей (например, точности составления бюджетов (смет, планов), соблюдения установленных сроков составления бухгалтерской (финансовой) отчетности);
з) Процедуры, связанные с компьютерной обработкой информации и информационными системами:
- процедуры общего компьютерного контроля включают правила и процедуры, регламентирующие доступ к информационным системам, данным и справочникам, правила внедрения и поддержки информационных систем, процедуры восстановления данных и другие процедуры, обеспечивающие бесперебойное использование информационных систем;
- процедуры контроля, осуществляемые в отношении отдельных функциональных элементов системы, включают, в частности, логическую и арифметическую проверку данных в ходе обработки информации о фактах хозяйственной жизни (например, проверку правильности оформления реквизитов документов, контроль введенных сумм, автоматическую сверку данных, отчеты об операциях и ошибках).
4. Распределение полномочий и функций по организации и осуществлению внутреннего контроля:
А) Генеральный директор отвечает за организацию и осуществление внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом.