ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ МНЕНИЕ

Теория противоположного мнения (contrary opinion) исходит из того, что всякий раз, когда подавляющее большинство участников рынка ожидает роста цен, те, кто хотел открыть позиции, уже сделали это. Следовательно, новых потенциальных покупателей будет мало, и ры­нок окажется предрасположенным к понижательной коррекции. Ана­логичная интерпретация применима к ситуации, когда большинство трейдеров играет на понижение. Оценки противоположного мнения основываются либо на обзорах рекомендаций инвестиционных компа­ний, либо на поведении трейдеров и основаны на предположении, что указанные мнения являются достаточно репрезентативными по отноше­нию к настроениям рынка в целом. Пороги перекупленности/перепро­данности в индикаторах противоположного мнения, как правило, за­висят от источников, публикующих тот или иной индекс.

Хотя противоположное мнение, несомненно, является здравой тео­ретической концепцией, ахиллесовой пятой этого метода остается труд­ность точного замера рыночных настроений. Оценки противоположно­го мнения, публикуемые существующими службами, слишком часто сиг­нализируют о крупных поворотных пунктах. С другой стороны, отнюдь не редкость, когда индекс противоположного мнения является высоким, а рынок продолжает лезть в гору, или индекс низкий, а рынок по-преж­нему падает. В целом, данный метод дает полезную информацию в тех случаях, когда не является единственным руководством к действию.

СЛЕДЯЩИЕ ОСТАНОВКИ

Следящие остановки (trailing stops), возможно, относятся к разряду наи­менее сложных, зато наиболее благоразумных методов определения пунктов закрытия позиций. Хотя, опираясь на этот метод, никогда не продашь по максимуму и не купишь по минимуму, он ближе других к старому принципу биржевой торговли: стараться не закрывать позицию, пока она приносит прибыль. Следящие остановки были детально рас­смотрены в гл. 9.

ПЕРЕМЕНА МНЕНИЯ О РЫНКЕ

Это еще один метод, лишенный внешнего блеска, но зато наделенный большим здравым смыслом. Тут трейдер вообще обходится без заранее установленных целей, а просто сохраняет позицию до тех пор, пока его мнение о рынке не изменится по крайней мере на нейтральное.


Самое важное правило графического анализа

Рынок похож на вирус гриппа — как только вы подумали, что победили его, он мутирует в нечто иное.

Уэйн X. Вагнер