VII. ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Социальные и теоретические истоки
В истории духовной культуры Просвещением называют идейное течение эпохи крушения феодализма и утверждения капиталистического общества, связанное с борьбой буржуазии против феодализма и выполнившее в истории роль идеологического обоснования ряда буржуазных революций (особенно Великой Французской революции 1789–1794 гг.). Представители этого движения общественной мысли видели свою основную задачу в борьбе с суевериями и невежеством, в распространении научных знаний о природе человека и общества, о нравственно-этических отношениях.
Просвещение имело свою специфику в Англии (XVII в.), Франции (XVIII в.), Германии (XVII–XVIII вв.), России (XIX в.), выражая особенности экономического, социально-политического и духовного развития этих стран. Наиболее ярко выраженным Просвещение было во Франции в творчестве таких мыслителей, как Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах. Франция шла навстречу буржуазной революции, насущные вопросы которой требовали активной деятельности философов, ясных и быстрых опровержений устаревших феодальных идей и клерикализма (лат. clericalis церковный – политическое направление, которое исходит из главенствующей роли церкви и духовенства в политической и культурной жизни).
Философия, выступающая ядром, сердцевиной Просвещения, понимается как Разум, противопоставляющий себя неразумию феодального общества. Все ставилось под критический свет разума. Философия выходит на страницы десятков и сотен запрещенных изданий, становится делом идеологов и политиков. Показательна в этой связи философская деятельность Вольтера и Руссо.
Философия французского Просвещения имеет теоретические истоки в развитии самой философской мысли, прежде всего, в философских системах XVII в. – Декарта, Локка, Гоббса. Заметное влияние оказали социальные идеи Гоббса и Локка и в особенности концепция общественного договора Гоббса и идеи Локка о естественно-правовом идеале равенства с неотчуждаемыми правами человека на жизнь, свободу, собственность.
В философии французского Просвещения различают деистическое направление, в котором допускается бытие Бога как Творца, но отвергается Его участие в судьбах мира (Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо) и материалистическое, атеистическое направление (Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах).