II. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Своеобразие теоретической мысли

Важной чертой философии Древнего Востока является акцент на изначальном единстве природы и человека.

Человек, с одной стороны, представляется как мельчайшая песчинка мироздания. С другой стороны, он вплетен в картину мироздания тысячью невидимых нитей, устанавливающих теснейшее взаимодействие между человеком и Космосом.

Другую черту данной философии составляет ее прочнейшая связь с мифологией. Многообразные философские школы Индии и Китая до предела насыщены необычными, порой невероятными образами, призванными отразить все богатство красок Вселенной.

Не меньшее значение в теоретической мысли Востока имеет натурфилософия (философия природы), поиск истоков мира и человека.

Вместе с тем философские традиции Индии и Китая глубоко своеобразны. Античный Запад, Древняя Индия и Древний Китай сформировали три разных типа философствования, три различающихся между собой способа перехода от мифологического мышления к философскому. Для античного типа философствования характерно стремление к построению целостной рационалистической картины мира.

В древнеиндийском варианте формирования философии мифологические образы совмещены с рационально понимаемым Единым (индуизм).

В Китае философия внутренне взаимосвязана и с мифом, и со строгой ритуалистикой, которая пронизывает все стороны жизни, уровни культуры. Первичным способом философского осмысления мира и человека в Индии и Китае являются комментарии к древнейшим священным текстам.