Вопрос 62. Значение звука в аудиовизуальном произведении.
Звук как физическое явление - это волнообразно распространяющиеся колебания частиц упругой среды. Звук в кинофильмах состоит из диалогов, музыки и звуковых эффектов (фоны, шумы). 90% фильма - это звук.
Звуковой образ фильма - совокупность звуковых (речевых, музыкальных, шумовых) элементов, создающих посредством ассоциаций в обощенном виде представление о фильме. В звуковом образе все элементы равнозначимы, так как способны нести сюжетообразующую нагрузку. Поиск оптимального их сочетания в каждом отдельном случае и составляет суть создания кинофильма, который стремится достичь наиболее доходчивой и выразительной формы для передачи своих творческих мыслей и жизненных наблюдений в аудиовизуальном формате.
Примеры звука в кино:
- «Шерлок Холмс и доктор Ватсон»: у миссис Хассон своя музыкальная тема;
- «Покидая Лас-Вегас»: Николас Кейдж играючи заполняет продуктовую тележку алкоголем, при этом за кадром играет грустная музыка, что сразу дает зрителю понять психологическое состояние героя;
- «Жизнь прекрасна», где по принципу контрапункта кинокадры, изображающие атомный гриб, сопровождаются джазовыми ритмами, а сцены в концлагере — сентиментальными итальянскими шлягерами.
Результатом серьезного и творческого осмысления режиссерской разработки сценария фильма является графа «ЗВУК». В ней заложена звуковая драматургия. Здесь указываются отдельные звуковые детали, целые звуковые композиции и характер их звучания. В режиссерском сценарии решается вопрос построения музыки, принципы ее построения в фильме, характер тем, кульминация. От сцены к сцене, от эпизода к эпизоду в прямой зависимости от диалога, музыки и шумов разрабатывается монтажный ритм фильма, метраж эпизодов, связанных с музыкой. В сценарии указывается характер звукозаписи кадров, отдельных сцен и эпизодов.
С приходом звука на экран палитра художественно-выразительных средств значительно обогатилась. Следует подчеркнуть еще раз, что экранное искусство — искусство временное, а категория времени всегда задействует звук . Поскольку все, что имеет протяженность во времени, воспринимается посредством не только зрения, но и слуха. Вот почему, несмотря на все опасения своих противников, звук занял подобающее ему место в системе художественно-выразительных средств экрана. Звук на экране существует в трех формах: слово, музыка и шумы.
Звуковое сопровождение можно разбить на звуковой фон сцены, создающий эффект присутствия зрителя в местах разворачивания событий, речь, дающую однозначное понимание происходящего на экране, и музыку, придающую фильму особое настроение. Звуковое решение фильма включает в себя два аспекта – музыкальный и шумовой.
Голливудские режиссеры, сотрудничая с композиторами и шумовиками, отталкиваются в своих решениях от желания создать ту или иную эмоциональную атмосферу, воздействующую на восприятие зрителя подсознательно. Ключевое различие в том, что звуковое решение в отличие от сопровождения подразумевает творческую работу по соединению всех звуковых элементов в единую систему, вместе с изображением создающими единое произведение, не похожее на другие. Звуковые эффекты всегда нужно добавлять уже в пост-производственный период. Реальный звук, записанный вами на локации, никогда не будет звучать так же реалистично, как хороший звуковой эффект, записанный с помощью профессионального оборудования и скорректированный до максимального результата. В западной терминологии имеется термин "фоли" (foley), означающий процесс живой записи звуковых эффектов, которые будут добавлены в постпроизводственный период для улучшения качества звука для фильмов, телевидения, а также для радио и компьютерных игр. Специалист по записи шумовых эффектов, применяющихся для кино, - это шумовик (footstepseditor, или foleyartist).
Наиболее реалистичные звуковые эффекты - это те, которые происходят из оригинальных источников; Менее реалистичные звуки - это те, которые синтезированы цифровым способом или сэмплированы и секвенцированы (одна и та же запись воспроизводится несколько раз с помощью секвенцера).