Проблема источника общественного развития. Факторы общественного развития

Проблема источника истор. развития связана с решением вопроса о том, что движет историю, т. е. о тех глубинных причинах, которые определяют качественное изменение общества и его переход к новому состоянию. В решении этой проблемы на сегодняшний день выделяют 3 основные модели: теории соц. противоречия, концепции солидаризма и теории конфликта.

Теории соц. противоречия исходят из общедиалектических установок, в соответствии с которыми именно единство и борьба противоположностей (противоречие) являются источниками развития как в природе, так и в обществе. Согласно этой концепции, не столько единство как взаимообусловленность и дополнительность, сколько война противоборствующих сил определяет внутреннюю динамику прогресса. В качестве предтеч данной теории можно выделить Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Г. Гегеля, наиболее яркое развитие она получила в философии марксизма. Рассматривая соц. противоречия как «вечный двигатель» истории, марксизм видит их высшую форму проявления в классовой борьбе, где непримиримая вражда классовых интересов ведет к соц. революции и смене формации. В современной философии теория соц. противоречия получила развитие в геополитике (Ф. Ратцель, К. Хаусхофер, X. Маккиндер и др.), рассматривающей историю в контексте борьбы этногеографических образований за политическое пространство.

Солидаризм (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс и др.) делает акцент на соц. сплоченности как гаранте сбалансированного развития общества. Основанием солидарности является разделение труда и стратификационная структура общества. Неизбежно возникающие конфликты и противоречия рассматриваются здесь как отклонение от нормы и существенное препятствие для прогресса. Говоря об усложнении соц. структур, классики этой концепции рассматривали индустриальное общество как переход к новым, более высоким формам солидарности (переход от военной к промышленной солидарности у Спенсера, от механической солидарности к органической у Дюркгейма). В контексте этой теории м.т б. рассмотрен также ряд философских проектов глобализации (Р. Робертсон, И. Валлерстайн, Ф. Фукуяма), акцентирующих усиление интеграционных процессов и общечеловеческий статус ценностей либерализма и демократии в условиях «постсовременного» состояния общества.

Теории конфликта (Р. Парк, Л. Козер, Р. Дарендорф) выступают как синтетические по отношению к вышеназванным моделям. По сравнению с соц. противоречием конфликт является более узким понятием и определяется как осознанное противостояние двух или более сторон. В формах соревнования и конкуренции конфликты способствуют соц. инновациям, являясь источником истор. развития. Вместе с тем специфика интерпретации конфликта в данной теории состоит в направленности на поиск консенсуса, а задача конфликтологии - выявление механизмов его рационального регулирования. Попытки насильственного подавления конфликтов, х-ные для закрытых обществ, как правило, чреваты революционными взрывами и гражданскими войнами. Открытые общества, напротив, имеют все резервы для мирного разрешения конфликтов и достижения социального согласия.

Факторы общественного развития принято делить на 1) объективные и 2) субъективные.

К объективным факторам относят те движущие силы, которые непосредственно связаны с материальными отношениями и естественными условиями жизни общества (экономика, наука и технология, географическая среда и природные богатства, народонаселение).

Субъективный фактор охватывает активную, целенаправленную деятельность, которая непременно осмысливается, осознается человеком. Деятельность субъективного фактора без наличия хотя бы минимальных объективных условий и материальных факторов невозможна. Что же касается объективных факторов, то они в отрыве от субъективного фактора остаются нереализованной возможностью.

Особенно ярко проявляется действие субъективного фактора в критические, переломные и судьбоносные моменты истории. Объединяясь в соц. группы, классы, партии и т.п., индивиды превращаются в реальную, а в благоприятных условиях - решающую силу истории.

Некоторые философы связывали процесс соц. развития с изменениями в культурной жизни, системе духовных ценностей (О. Конт, П. Сорокин и др.). Сторонники натуралистических концепций связывали развитие общества с изменением природных основ соц. жизни, климатическими, биолог. и даже космическими факторами (Ш. Л. Монтескье, В. Вернадский, Л. Гумилев). Последователи марксистской теории и философы-технократы (У. Ростоу и др.) определяющую роль в общественном развитии отводят материальному про-ву, прогрессу техники и технологий. Все перечисленные факторы, несомненно, влияют на развитие общества. Причем эконом., духовные и природные факторы теснейшим образом переплетены и не могут рассматриваться независимо друг от друга.