Историческая закономерность и сознательная деятельность людей. Свобода и необходимость

Соц. законы в отличие от природных реализуются лишь благодаря деятельности людей. История есть и закономерный процесс, не зависящий от желания, воли человека, и результат деятельности людей, руководствующихся своими собственными интересами и целями. Соотношение между сознательной деятельностью людей и обстоятельствами, в которых они действуют, х-ют категории "объективные условия" и "субъективный фактор", "свобода" и "необходимость".

Субъективный фактор - это более или менее осознаваемая деятельность общества, направленная на достижение определенных целей. Сознательная деятельность людей осуществляется в различных формах, которые не всегда связаны с пониманием законов развития общества. Тот факт, что люди в общественной жизни выступают как сознательные существа, вовсе не означает, что вся их деятельность в истории является сознательной. По этой причине в структуре субъективного фактора следует различать не только сознательную деятельность людей, но и стихийные действия (сознательным является то, что осуществляется людьми с заранее поставленной целью, а то, что не контролируется ими, является стихийным).

Понятие объективных условий означает совокупность обстоятельств, не зависящих от сознания и воли субъекта и определяющих реальные возможности, цели, средства и результаты деятельности людей. Это понятие отвечает на вопрос, что определяет деятельность людей.

Если взять общество в целом, то субъективным фактором будет деятельность людей с их сознанием, волей, а объективным фактором - материальные условия их жизни. В данном случае общественное сознание входит в субъективный фактор. Но по отношению к отдельной личности, взятой в качестве субъективного фактора, общественное сознание вместе с общественным бытием и политическим строем общества должны войти в объективные условия.

Объективный и субъективный факторы - необходимые стороны исторического процесса, находящиеся в тесном взаимодействии. Объективные факторы определяют направление и результаты деятельности субъективного фактора. Субъективный же фактор обычно реализует назревшие потребности объективного развития общества.

Более высокую форму соотношения между объективными законами общества и деятельностью людей выражают категории "необходимость" и "свобода". Необходимость означает объективную обусловленность человеческой деятельности. Объективные условия детерминируют эту деятельность и носят характер всеобщности, объективности и закономерности, так как соц. законы действуют во всех сферах жизни общества. Во всех этих сферах проявляется историческая необходимость: необходимость развития экономики, науки, культуры и т.д.

Поскольку жизнедеятельность людей определяется необходимостью, возникает вопрос, совместима ли свобода с необходимостью? Сторонники фатализма отвечают на этот вопрос отрицательно, утверждая, что в мире существует только необходимость, которая с неизбежностью определяет поведение людей. При этом необходимость может выступать как сверхъестественная и божественная воля или как изначальный соц. порядок, как естественное устройство мира с господством природной необходимости. Столь же ошибочна и др. крайность - волюнтаризм, противопоставляющая свободу необходимости и утверждающая полную независимость человеческой воли от объективной действительности.

Свобода не отменяет необходимость, а является специфической формой отношения людей к объективной необходимости. Свобода есть прежде всего осознанная необходимость.

Конкретно-исторический анализ понятия свободы включает 3 аспекта: овладение законами развития природы и гармоническое взаимодействие с ней, господство над общественными отношениями, личную свободу. Люди, конечно, не вольны в выборе объективных условий своей деятельности, однако они обладают известной свободой выбора и несут ответственность за результаты этого выбора. Они более или менее свободны также в выборе средств достижения цели. Реализуя на практике требования объективных законов, люди тем самым прокладывают путь к свободе. Мера свободы, которой в каждую истор. эпоху располагают они, зависит в конечном счете от уровня развития про-ва, от соц. отношений, полит. строя общества, культурного менталитета, традиций, нац. особенностей и др. факторов.

Таким образом, свободу следует рассматривать как исторический процесс развертывания субъективного фактора, сознательной деятельности людей в соответствии с закономерностями общественного развития.

 

42. Идея единства и многовариантности исторического развития. Формационный и цивилизационный подходы к анализу истории общества

Впервые понятие философия истории ввел Вольтер. Понимание смысла и направленности человеческой истории: христианская философия (Аврелий Августин): единство исторического процесса, отправной пункт – явление Христа.

Просветительский подход: сущностное содержание смысла истории неизменно сопрягалось с прогрессом человеческого разума, а история – движение по ступеням этого прогресса. Немецкая классика – Кант: в поисках смысла истории следует исходить из ее предполагаемых результатов, которые природа наметила своей высшей целью. Гегель: основополагающая субстанция – разум; утверждение целостности исторического процесса.

Культурологический подход: Данилевский, Шпенглер, Тойнби, Сорокин: неприятие европоцентристской однолинейной схемы общественного прогресса; утверждение существования множественности культур и цивилизаций, их локальности и разнокачественности; внедрение биологизаторских, антропологизаторских и др. схем в объяснении истории становления и развития культур. Шпенглер отрицает целостность и единство всемирной истории. Различает расцветающие и стареющие культуры. Каждая из культур исполнена глубочайшего смысла, но судьба их ждет одна – «своя собственная цивилизация» как «завершение и исход культуры». Шпенглер отвергает схему, согласно которой все высокие культуры совершают свои пути вокруг западной культуры как «предполагаемого центра всего мирового процесса», и утверждает одинаковое значение всех культур.

Экзистенциальный подход: Ясперс стремится очень тесно увязать смысл истории с целью и смыслом человеческого существования. Ясперс выделяет в истории человечества 3 св-ва: 1) история обладает границами, отделяющими ее от др. реальностей, – природы и космоса; 2) история – переход от одной эпохи к другой. В этом смысле традиция составляет «историческую субстанцию человеческого бытия»; 3) "история становится идеей целого" при выяснении места человека в обществе и смысла его жизни.

Для объяснения исторического единства вводит понятие «осевой эпохи» (середина последнего тысячелетия до н.э.), когда мировая история человечества обрела свою собственную структуру. С этого времени история движется под знаком единства, которое никогда не является завершенным. Человечество имеет единое происхождение и единый истор. путь. Допущение этого единства называет постулатом веры. Вера – основа и смысл истории. Общая для человечества вера не существует, это просто философская вера. История имеет свое начало и конец. Исторические эпохи отличаются друг от друга ситуациями, возможно формирование близких ситуаций, тогда они порождают родственные эпохи и процессы.

Формационный и цивилизационный подход к истории. Материалистическое объяснение истории базируется на формационном подходе. Если человечество закономерно, поступательно развивается как единое целое, то все оно должно проходить в своем развитии определенные этапы - общественно-экономические формации. Основу общественно-экономической формации, по Марксу, составляет тот или иной способ про-ва, который х-ся определенным уровнем и х-ром развития производительных сил и соответствующими этому уровню и х-ру производственными отношениями. Главные производственные отношения - это отношения собственности. Совокупность производственных отношений образует его базис, над которым надстраиваются полит., правовые и иные отношения и учреждения, которым в свою очередь соответствуют определенные формы общественного сознания: мораль, религия, искусство, философия, науки и т. д. Таким образом, общественно-экономическая формация включает в свой состав все многообразие жизни общества на том или ином этапе его развития.

С точки зрения формационного подхода, человечество в своем истор. развитии проходит 5 основных стадий - формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую (социализм - первая фаза коммунистической формации).

Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется на основе соц. революции. Эконом. основой соц. революции является углубляющийся конфликт между вышедшими на новый уровень и приобретшими новый х-р производительными силами общества и устаревшей, консервативной системой производственных отношений. Этот конфликт в полит. сфере проявляется в усилении соц. антагонизмов и обострении классовой борьбы между господствующим классом, заинтересованным в сохранении существующего строя, и угнетенными классами, требующими улучшения своего положения. Революция приводит к смене господствующего класса. Победивший класс осуществляет преобразования во всех сферах общественной жизни и таким образом создаются предпосылки для формирования новой системы социально-эконом., правовых и иных общественных отношений, нового сознания и т. д. Так образуется новая формация. Классовая борьба объявлялась важнейшей движущей силой истории, а революции К. Маркс называл «локомотивами истории».

Недостатки: 1) формационный подход предполагает однолинейный характер истор. развития. 2) для формационного подхода х-на жесткая привязка любых истор. явлений к способу про-ва, системе эконом. отношений. 3) формационный подход абсолютизирует роль конфликтных отношений, в том числе и насилия, в истор. процессе. Истор.процесс в этой методологии описывается преимущественно через призму классовой борьбы. 4) формационный подход содержит элементы провиденциализма и соц. утопизма.

Цивилизационный подход в объяснении истор. процесса начал складываться еще в XVIII в. Однако свое наиболее полное развитие он получил лишь в конце XIX-XX вв. (М. Вебер, А. Тойнби, О. Шпенглер и др.). В российской истор. науке его сторонниками были Н. Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, П.А. Сорокин.

Основной структурной единицей истор. процесса, с точки зрения этого подхода, является цивилизация. Первоначально термином «цивилизация» обозначали определенный уровень развития общества, наступающий в жизни народов после эпохи дикости и варварства. Однако для цивилизационного подхода к истор. процессу более существенное значение имеет понимание цивилизации как целостной общественной системы, включающей в себя различные элементы (религию, культуру, эконом., полит. и соц. организацию и т. д.), которые согласованы друг с другом и тесно взаимосвязаны. И хотя под влиянием определенных внешних и внутренних воздействий в цивилизации происходят определенные изменения, их некая основа, их внутреннее ядро остается неизменным. Такой подход к цивилизации зафиксирован в теории культурно-исторических типов цивилизации Н. Я. Данилевского, А. Тойнби, О. Шпенглера и др. Культурно-исторические типы - это исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои характерные только для них особенности культурного и социального развития. Н.Я. Данилевский насчитывает 13 типов или «самобытных цивилизаций», А. Тойнби - 6 типов, О. Шпенглер - 8 типов.

Цивилизационный подход имеет ряд сильных сторон:

1) его принципы применимы к истории любой страны или группы стран;

2) ориентация на учет специфики предполагает представление об истории как многолинейном, многовариантном процессе;

3) цивилизационный подход предполагает целостность, единство человеческой истории;

4) выделение определенных критериев развития цивилизации позволяет историкам оценить уровень достижений тех или иных стран, их вклад в развитие мировой цивилизации;

5) цивилизационный подход отводит подобающую роль в истор. процессе человеческому духовно-нравственному и интеллектуальному факторам. В этом подходе важное значение, для х-ки и оценки цивилизации имеют религия, культура, менталитет.

Слабость же методологии цивилизационного подхода состоит в аморфности критериев выделения типов цивилизации. В одних цивилизациях довлеет эконом. начало, в других - политическое, а третьих - религиозное, в четвертых - культурное. Еще большие трудности при анализе типов цивилизации возникают перед исследователем, когда главным элементом рассматривается тип ментальности. Ментальность, менталитет - это некий общий духовный настрой людей той или иной страны или региона, фундаментальные устойчивые структуры сознания, совокупность социально-психолог. установок и верований личности и общества. Руководствуясь этими установками, человек действует во всех сферах своей жизнедеятельности - творит историю. Интеллектуальные и духовно-нравственные структуры человека, несомненно, играют важнейшую роль в истории, но их индикаторы плохо уловимы, расплывчаты.

Оба подхода - формационный и цивилизационный - дают возможность рассмотреть истор. процесс под разными углами зрения..