Белорус. философская и общественно-полит. мысль

Философия является формой осмысления нац. культурных традиций. Развитие философской мысли неразрывно связано с историей того или иного народа. Начала общечеловеческой духовности утверждались на Руси, Украине и Беларуси с принятием христианства от Византии (9 в.) и имели общие черты. Этапы белор. философской и общественно-полит. мысли:

1) Предфилософский этап (X-XII вв.): распространение христианства (К. Туровский, Е. Полоцкая), просвещение и издание рукописных книг, формирование комплекса философских, общественно-полит., этических и эстетических идей. Соединение религиозных и античных мотивов проявилось у К. Туровского. Он подчеркивал взаимодействие души и тела. Разум - высшая ценность человеческой жизни, наряду с молитвой.

2) Гуманистическое и реформационное движение (XVI-XVII вв.): влияние Ренессанса и Реформации, формирование белор. народности и языка (Скорина, Гусовский, Будный, Тяпинский, Сапега).

Возрождение. В 15-16 вв. Белоруссия входила в состав Великого Княжества Литовского, а затем Речи Посполитой. В 16 в. Беларусь захватило общеевропейское движение, способствовавшее становлению гуманист. идеологии. Особенно активной оказалась ересь антитринитариев, не принимавших догмата троицы: Христос - творение бога-отца и стоит ниже его. Шла и борьба с антитринитариями. С. Будный использовал идеи реформации в борьбе за белор. культуру. Он подчеркивал роль знаний, индивидуального разума, говорил о разумности общества, основанного на частной собственности. Библию можно познать с помощью разума. Представителем реформации является и М. Литвин. Одна из самых крупных фигур - Ф.Скорина. Он рассуждал о привязанности живых существ к родным местам, о человеколюбии и справедливости. Скорина перевел Библию на белорусский язык. Сама идея перевода на понятный обычным людям язык шла в русле идей гуманизма и просветительства, была созвучна идеям Реформации церкви:

3) Схоластика (конец XVII - первая половина XVIII века): господство ордена иезуитов (Смотрицкий, Тылковский, Залусский). В противовес – атеизм Лыщинского.

Новое время 17-18 вв. - эпоха Просвещения. Одной из идеологических форм национально-освободит. борьбы против господства польской шляхты в 17 в. стала полемика с идеологией католицизма и униатства. 17 в. выдвигает таких мыслителей как К.Лыщинский, С.Полоцкий, К.Нарбут и др.

Казимир Лыщинский отрицал бессмертие души, рай и ад. Бога называл химерой человеческого сознания. Свои взгляды он изложил в работе «О несуществовании Бога». За атеистические взгляды был казнен. Симеон Полоцкий сыграл большую роль как просветитель белорусский и, после отъезда в Москву, как просветитель российский. Один из основателей славяно-греко-латинской академии - первое высшее образовательное учреждение в России. Был наставником царских детей. Основал большую библиотеку, знакомившую с античными и др. зарубежными философами.

4) Просвещение (вторая половина XVIII в. – первая половина XIX в.): рационалистические философии, образование и воспитание, стремление к справедливому обществу, тайные студенческие общества (Нарбута, Стройновский, Чечот, А. Мицкевич).

19 в. Русская философская мысль оказала сильное влияние на белорусских мыслителей. Вместе с тем, оживилась борьба за нац. независимость, отстаивание самобытности белорусской культуры. Развиваются идеи нац. освобождения, либеральные идеи республики, свободы. Представители: К.Калиновский, Ф.Богушевич и др. Им х-на приверженность идеям соц. равенства и справедливости, неприятие угнетения, унижающего человеческое достоинство.

5) Национально-демократический этап (вторая пол. XIX в. – начало XX в.): примат нац. возрождения, темы национального самосознания, самоидентичности (Купала, Колос, Богушевич, Абдиралович).

Нац. идеи сформулированные Я. Купалой, Я. Коласом воспевавшими такие национальные черты как трудолюбие, коллективность, толерантность были развиты в начале XX в. др. мыслителями - это братья И. и А. Луцкевичи, И. Буйницкий, В. Ластовский и др. Они выступали за социально-эконом., полит., культурное возрождение белор. земель, за развитие белор. языка, просвещение народа, создание собственной государственности.

6) Марксизм-ленинизм (20-80 гг. XX в.): белор. философы особо отличились в истории философии, методологии науки, диалектике, социологии, философии культуры.

После революции 1917 г. начинается советский период философской мысли на Беларуси. Имели место националистические тенденции, но официальная философия шла в рамках марксистской философии.

7) В 1990-е гг. начался новейший этап: расширение проблемного поля, глубокий и детальный анализ путей развития РБ.