Социально-эконом. и идейные предпосылки философии марксизма. Социальная философия марксизма

Возникновение марксизма было подготовлено всем предшествующим развитием общества. Важнейшей истор. предпосылкой формирования марксистского мировоззрения явилось крушение феодализма и быстрое развитие капитализма в ряде стран Западной Европы и в Северной Америке. Промышленный переворот, существенно ускорившийся в начале Х1Х в., ознаменовал небывалое на протяжении всей предшествующей истории развитие производительных сил, означал создание адекватной капитализму материально-технической базы в форме крупной машинной индустрии и достижения нового уровня обобществления про-ва и труда. Важным условием возникновения марксизма явилось также то, что капитализм уже показал к тому времени не только свои эконом. преимущества перед феодализмом, но также противоречивость своего развития, испытал удары первых глубоких кризисов. Этот процесс сопровождался обострением общественных противоречий, нарастанием конфликта между трудом и капиталом.

Соц. базой генезиса марксизма явилось появление на истор. арене в качестве самостоятельной общественной силы рабочего класса. В рассматриваемый период времени происходил рост рабочего движения, которое прошло путь от незрелости и стихийности до организованности и самостоятельности. Наиболее известными проявлениями революционной активности рабочего класса были восстания лионских ткачей в 1831 и 1834 гг. во Франции, силезских ткачей в 1844 г. в Германии, чартистское движение 30-40 гг. в Англии.

Важное значение в подготовке возникновения марксизма имело развитие общественной мысли. Его идейно-теоретическими предпосылками явились немецкая классическая философия, классическая английская полит. экономия и французский утопический социализм. Именно в них состояли идейные истоки марксизма. Унаследовав ряд важнейших положений классической школы, марксизм вместе с тем критически переработал ее идейно теоретическое наследие, используя его научные элементы и отбрасывая ненаучные и незрелые положения и выводы.

Основу жизни общества Маркс усматривая в материальном про-ве, формы которых обусловливаются формами собственности. При капитализме – это собственность на средства про-тва и рабочую силу. Общественное разделение труда ведет к ускорению прогресса производительных сил и, как следствие, к формированию соответствующих производственных отношений, которые всегда должны соответствовать уровню развития этих сил. Противоречие между уровнями их развития является источником развития общества. Когда эти противоречия достигают наибольшей остроты, тогда их разрешение возможно лишь путем революционного переустройства общества.

Социальная философия марксизма. Одним из первых в истории философии Маркс разрабатывает весьма развернутое представление об обществе как системе. Это представление воплощено, прежде всего, в его понятии общественной формации. Общественная формация – это соц. система, состоящая из взаимосвязанных элементов и находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия. В ее основании лежит способ про-ва материальных благ. Именно способ про-ва создает качественную определенность общественной формации и отличает одну формацию от другой. Но помимо производительных сил и производственных отношений, которые составляют «реальный базис», структуру общества, формация включает в себя и надстройку. В нее Маркс включает, прежде всего, юридические и полит. отношения и институты и остальные сферы соц. жизни, которые, как и право и политика, относятся к области «общественного сознания», или «идеологии»: мораль, науку, религию, искусство. Маркс понимал относительную автономию надстройки по отношению к базису и ее обратное воздействие на него. Но в целом он был убежден в том, что подлинной реальностью обладает, прежде всего, экономика; все же остальные сферы обладают лишь ограниченным собственным бытием.

Широко известна его классификация формаций: 1. первобытная; 2. рабовладельческая; 3. феодальная, буржуазная; 4. коммунистическая. В основу этой классификации были положены различия в способе про-ва. Каждая последующая формация является более прогрессивной в области экономики, культуры, быта и др. сторон человеческой жизни по сравнению с предыдущей. Силой развития общества всегда был и будет народ. А результаты присваивали себе те или другие классы эксплуататоров. Первобытнообщинный строй – первая неантагонистическая формация. Последующие три формации являются классовыми и антагонистическими. Буржуазные производственные отношения Маркс считал последней антагонистической формацией. На смену ей должна прийти коммунистическая фармация, которая по мысли Маркса и Энгельса открывает подлинно человеческую историю. Переход от одной общественно-экономической фармации к последующей осуществляется революционным путем, т. е. путем насилия. Мера насилия зависит от силы сопротивления свергаемого господствующего класса и строя.

Для Маркса общественные формации – не просто соц. системы различного масштаба и сложности. Это следующие друг за другом периоды всемирной истории; этапы, «ступени» общественного прогресса, ведущие от «предыстории» к «подлинной» истории человечества, т. е. к земному раю.