Понятие «арт-индустрия».

Арт-индустрия- это произ-во продуктов иск-ва: объектов жив-си,ДПИ,народ-го тв-ва, шоу-проектов,выставок и т.д. Товаром на арт-рынке явл. произ-е иск-ва, эстет-я инф-я и худ.сервис. Примером совр-ой арт-ин-и может служить тв.инд-ии. Ку-е (творч) инд-и-д-ть,в основе кот лежит индив творч нач- о,навык,талант,и кот несет в себе потен-л созд-я добавленной стоимо-и и раб мест путем произв-а и эксплуат-и интелл- ой собств-и".(Прав-о Великоб,Деп-нт к-ры,СМИ и спорта)КИ складся: Рекл, Арха,Ремесла,дизайн мебели,одежды, Кино, муз и пр.4 ключ-х элем-а конц-и КИ: 1 базир-я на творч,худ спос-ях инд-в 2действ-их в союзе с мен-ми и технологами 3 создающих рыноч прод-ы 4экон ценность кот закл-на в их культ-ых "интеллект-ых"св-х.Важ хар-ой ТИ явл то,что их основа-предпр-кий этнос.развит предп-ва в ф-е ТИ—попытка вернуть тв-во в сферу к-ры.когда-то к-ра и иск-во обладали мон-ей на тв-во,но now тв-ий подход активно разв-ся и в др сферах:в бизнесе,науке,технике. Возникает ощущ- е,что к-ра в ее традиц-ых формах в наши дни уже не явл гл источ-ом творч энергии.В совр ку-ом проц всяк прод-т (текст,картина, театр пост-а ипр)проходит 3 осн стадии, связ-их его произ-во и пот-ие: 1Созд ку-го прод-а(произ- я)осуще-ся худ-м или предст-т собой элем наследия.2этот прод стан-ся пред-м менеджмента в орг-циях к-ры и встреч-я с публ в усл-х, формир-ых мен-ми.3 благодаря соврем медийным технол и методам трансляции и тиражия (полиг-ия, звукозапись,видео, paflHO,TV),K-Hbm прод, как га1е,в трансфор-ом виде,стан-ся достоян еще более шир-й ауд-и.Именно налич Зей,медийной стадии (по крайней мере,как возможности)явл той отличит чертой our t,KOT заставл говорить о ТИ,а не просто о к-ре и ис-ве.

 

13.Место Российского арт-менеджмента в мировой арт-индустрииВозникший в постперестроечный период шоу-бизнес в нашей стране соединил в себя накопленный опыт дореволюционной и советской эстрады, претерпев идеологический прессинг государства; он развивается в новых условиях, по правилам рыночных отношений.

До перестройки руководство всей отраслью было в руках государства - все регламентировано законами, положениями, инструкциями, что оказало большое влияние на идеологическую направленность творчества исполнителей. Особенно это стало заметно в области эстрадного искусства. Были созданы специальные государственные учреждения, которые занимались организацией концертной деятельности артистов всех жанров, в том числе и эстрады.

В эту систему под эгидой министерства культуры входили такие компании как "Госконцерт", "Союзконцерт", "Росконцерт", республиканские, областные и городские филармонии, концертные объединения, осуществлявшие руководство всей сложнейшей концертной жизнью в нашей стране. Понятно, что вся эта разветвленная структура опиралась в своей работе на принципы крайней централизации, заложенные коммунистической партией в основу всей структуры советского государства. Свободное предпринимательство каралось законом как нелегальная деятельность. Вместе с тем нужно отметить, что в этот период на первое место выдвигается музыкально-просветительская и культурная работа. Существовали жесткие требования к постоянному обновлению репертуара художественных коллективов и исполнителей и к исполнительскому мастерству. Борьба против неоправданного исполнения под фонограмму. Государственный план концертно-гастрольной деятельности по всей стране включал, практически, все жанры исполнительского искусства. Финансирование гастрольных планов осуществлялось из государственного бюджета. Отлаженным механизмом было проведение регулярных концертов артистов по трем номинациям эстрады: речевого и оригинального жанра, эстрадной песни (фестивали и конкурсы), дни национальных культур в Москве и др.

Программы ЦТВ и Всесоюзного радио не предусматривали большого количества музыкальных и развлекательных программ, отличающиеся жесткой цензурой, высоким нравственно-эстетическим уровенем программ.

Огромное влияние на развитие отечественной арт-индустрии оказала рок-музыка. В 60-70-е годы наряду с официальной эстрадой под влиянием английской группы "Beatles" и не только ее появляются коллективы, в основном любительские, исполнявшие музыку в стиле рок. Это направление получило название "молодежная музыка". Именно ее легализация и выход на большую сцену, а также расцвет так называемой "магнитофонной культуры" создали предпосылки для возникновения и развития настоящего шоу-бизнеса в России. История его весьма интересна и поучительна.

Рок, с одной стороны, привлекал тем, что по своим выразительным средствам был очень доступен для восприятия, с другой, он представлял широкой зрительской аудитории возможность "соучаствовать". На концертах рок-групп публика всегда активна, она моментально реагирует на выступление своих кумиров, включается в действие. Исполнение рок-музыки диктует особые требования к сценической площадке, в партере отсутствуют кресла для непосредственного общения со зрителем, что превращает концертный зал в огромную танцевальную площадку (своеобразный дансинг), где можно не только слушать музыку, но и танцевать, подпевать, скандировать. Но, пожалуй, самой существенной причиной популярности рока является социальная направленность творчества рок-музыкантов. Не случайно в свое время его называли "музыкой бунта".

Рок-музыка в нашей стране, пройдя волну чистого подражательства, к середине 70-х годов обрела свое, совершенно самостоятельное лицо. Ее основой стали не музыка, не ритм, а текст, русское живое слово.

Характерные особенности рок-музыки. Соединение функций композитора и антрепренера. Единый организм стиля, исполнения. Приоритет исполнителя. Взаимоотношения исполнителя и зрителя: зритель - соучастник действия. Создание имиджа группы. Характерные атрибуты "металлических групп": перчатки, мерцающие заклепки, угрюмые трафареты на майках, кожаные безрукавки, вызывающие прически и т.д.

С возникновением рыночной экономики на официальной эстраде начинают развиваться альтернативные направления. Появляются проблемы, связанные с реорганизацией этой деятельности. Сформировалось главное противоречие: между личным характером таланта и практикой присвоения государством его труда. Появление многочисленных фирм и компаний, работающих в музыкальной эстраде, стало объективным ответом нового времени на возросший интерес, как потребителей, так и предпринимателей к эстраде в целом и ее направлениям. Результат этого процесса очевиден: крушение старой структуры, упразднение "Росконцерта" и всех структур в области культуры и искусства, становление нового концертного мира, переход на экономическое обеспечение в сфере культуры и искусства, появление пиратства, отъезд квалифицированных специалистов за рубеж, возникновение "двойников" известных коллективов и отдельных исполнителей.

Демократизация общественной жизни привела к приобретениям, но и к существенным потерям. К первым следует отнести избавление от идеологического пресса, преследований композиторов и исполнителей за их творческие позиции, от ограничений в передвижении по миру и обретение подлинной свободы творчества. Но вместо идеологической цензуры пришла экономическая. Так, Союз композиторов, лишившись государственной дотации (2% от всех сборов за любое исполнение музыки), оказался в тяжелейшем положении, будучи не в состоянии оплачивать концерты и фестивали новой музыки; проведение каждой "Московской осени" или "Петербургской весны" превращается в трудно разрешимую проблему. Музыкальная культура страны вновь оказалась отрезанной от музыкальных достижений остального мира. Гастроли выдающихся зарубежных артистов стали крайне редкими, к тому же почти недоступными для рядовых музыкантов и любителей музыки из-за цен на билеты. Это повлекло за собой изменение социального состава зрительской аудитории и замену подлинных ценителей музыки теми, для кого посещение подобных концертов стало вопросом личного престижа.

Становление законодательства, регулирующего проблемы шоу-бизнеса: закон о защите авторских прав.

Становление профессиональных объединений ведущих компаний-производителей арт-продукции. Анализ деятельности Ассоциации производителей кинопродукции Америки "АПКА". Российская антипиратская организация "РАПО". Национальная ассоциация производителей аудио продукции России НАПА. Национальное объединение культурных сообществ "НОКС". Основные идеи "НОКС": сохранение и развитие национальных и отечественных культур; пропаганда культурного наследия; объединение людей путем культурного взаимообмена; укрепление дружеских и братских связей между народами; утверждение гордости человека за свою нацию; содействие и укрепление России как многонационального государства.