Анализ имущества предприятия.

Анализ буквально означает расчленение, разложение изучаемого объекта на части, элементы, на внутренние присущие этому объекту составляющие.

Анализом в более широком смысле занимается теория эк. анализа; в профессиональном - эк. анализ хозяйственно-финансовой деятельности в соответствующих отраслях: в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, общественном питании и сфере социально-бытовых услуг.

Анализ - важнейший инструмент воздействия на повышение эффективности использования имущества, приведения в действие резервов роста производительности труда, повышения качества продукции, услуг, снижения себестоимости, улучшения всех показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

На современном этапе развития народного хозяйства технические, экономические и социальные процессы тесно взаимосвязаны, взаимозависимы. Установление взаимосвязей, взаимозависимостей - наиболее важный момент анализа. Причинная связь опосредует все хозяйственные факты, явления, ситуации, процессы. Один и тот же фактор будучи причиной одного явления, часто выступает следствием другого. Выявление таких причинно следственных связей, степени из взаимного влияния на деятельность предприятия служит факторный анализ.

Факторный анализ позволяет выделить влияние тех или иных факторов на имущественный потенциал предприятия, развития социально-экономических технических процессов.

Технические приемы анализа позволяют облегчить и ускорить аналитическую работу по оценки имущества и обеспечивают рассмотрение различных факторов влияющих на деятельность предприятия во взаимосвязи. Выбор технических приемов определяется целью анализа и характером используемых источников.

Деятельность предприятия многогранна и характеризуется различными показателями. Результативность деятельности предприятия может оцениваться с помощью абсолютных и относительных показателей. Так, с помощью показателей первой группы можно проанализировать динамику показателей прибыли (балансовой, чистой, нераспределенной) за ряд лет. Вторая группа показателей практически не подвержена влиянию инфляции представляет собой различные соотношения прибыли и вложенного капитала (собственного, заемного). Экономический смысл значений указанных показателей (их принято называть рентабельности) состоит в том, что они характеризуют прибыль, полученную с каждого рубля средств, вложенных в предприятие.

Анализируемые показатели необходимо организовать в таблицах, графиках, диаграммах, показывающих их динамику за определенные периоды, зависимость плановых и фактических данных.

В настоящее время возникла необходимость в анализе стоимости предприятия и объектов недвижимости. Оценка имущества предприятий имеет очень широкую область применения. Это приватизация государственной и муниципальной собственности, акционирование, сдача имущества в аренду и необходимость обоснования арендной платы при лизинговых операциях, продажа имущества всех форм собственности юридическим, российским, иностранным лицам, определения базы для налогообложения, определения уставного фонда, при акционировании или создании совместных предприятий, подготовка бизнес-плана развития и анализ производственной деятельности предприятия, страхование имущества и другие операции. Во всех перечисленных операциях фигурирует понятие - имущества предприятия.

Имущество предприятия - это то, чем оно владеет: основной капитал и оборотный капитал, выраженное в денежной форме и отраженное в самостоятельном балансе предприятия.

В процессе анализа может быть использована такая классификация имущества по категориям риска:

- минимальный риск - наличные денежные средства, легко реализуемые краткосрочные ценные бумаги;

- малый риск - дебиторская задолженность предприятия с устойчивым финансовым положением, запасы товаров материальной ценности, готовая продукция, пользующаяся спросом;

- средний риск - продукция производственно - технического назначения, незавершенное производство, расходы будущих периодов;

- высокий риск - дебиторские задолженности предприятий, находящихся в тяжелом финансовом положении, запасы готовой продукции, вышедшей из употребления, неликвиды.

Наиболее простая и доступная следующая классификация имущества (активов):

- текущие оборотные мобильные:

1) оборотные средства;

2) затраты;

3) запасы;

4) денежные средства;

5) готовая продукция;

6) дебиторская задолженность;

7) расходы будущих периодов;

- иммобилизованные внеоборотные активы:

1) основные фонды;

2) нематериальные активы;

3) краткосрочные вложения.

В промышленно развитых странах сложилось несколько подходов к оценке имущества предприятий.

Первый подход - имущественный. В его основе лежит оценка составляющих элементов имущества.

Второй подход включает в себя не только оценку имущественных элементов, но и предприятие в целом как единого функционирующего комплекса. Наиболее простым и доступным методом оценки имущества предприятия является имущественный подход. С помощью которого можно определить стоимость имущества. Более точно можно рассчитать стоимость имущества по величине нетто-активов, но с применением инфляционного баланса. Инфляционный баланс составляется по данным переоценки материальных активов предприятия. Техника этого метода заключается в определении стоимости имущества предприятия как суммы стоимости основных средств - нетто (Ан) и оборотных средств, финансируемых из собственных источников, скорректированных на уровень инфляции (Аи)

С=Ан+Аи

Этот метод оценки имущества предприятия на основе нетто-активов в наибольшей мере подвергается критике с позиции теории и связи с его обобщенностью и упрощенностью, но одновременно чаще всего применяется на практике.

Наиболее точной, по мнению практиков, считается оценка предприятий по методу внутренней стоимости. В этом случае имущество разделяется на группы - основной капитал, запасы, денежные активы и пассивы. В свою очередь группы подразделяются на подгруппы - оборудование, векселя, акции и т.д. На основании полученных оценок проводится экономический анализ эффективности использования имущества, главным образом его рентабельности. Что дает ключ к определению финансовых возможностей предприятия.

Существует и используется система показателей эффективности деятельности, среди них коэффициент рентабельности активов (имущества):

Где Ра - коэффициент рентабельности активов (имущества); П - прибыль в распоряжении предприятия (фр. №2); Ас - средняя величина активов.

Этот коэффициент показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы.

В аналитических целях определяется как рентабельность всей совокупности активов, так и рентабельность текущих активов.

Где Рма - рентабельность текущих активов; Ам - средняя величина текущих активов (расчетно по данным баланса).

Необходимо отметить, что анализ расчетных коэффициентов рентабельности имеет практическую полезность лишь в том случае, если полученные показатели сопоставляются с данными предыдущих лет или аналогичными допустимой величине того или иного показателя рентабельности в нашей стране не публикуется, единственной базой для сравнения является информация о величине показателей за предыдущие годы.

Существует взаимосвязь между показателями рентабельности имущества, оборачиваемостью активов и рентабельности реализованной продукции, которая может быть представлена в виде формулы:

Где Оа - оборачиваемость активов; Р - рентабельность реализованной продукции.

Где В - выручка от реализации.

Иными словами, прибыль предприятия, полученная с каждого рубля средств, вложенных в активы, зависит от скорости оборачиваемости средств и от того, какова доля чистой прибыли в выручке от реализации. Оборачиваемость активов от объема реализации и средней величины активов.

49. Общая характеристика материальных ресурсов предприятия.

Общая характеристика материальных ресурсов предприятия может быть дана на основе анализа первичной отчетности прошлых периодов и на перспективу. В процессе анализа определяется общий расход материальных ресурсов по стоимости и отдельных видов материальных ресурсов в натуральном выражении. Далее ведется анализ фактического расхода конкретных материальных ресурсов.

Материальные ресурсы должны использоваться в финансово-хозяйственной деятельности предприятия на основе производственной программы, в соответствии с технологическими схемами производства на основе утвержденной технической или иной документации.

Общая потребность в материальных ресурсах определяется исхо­дя из норм их расхода на единицу продукции (работ, услуг) или на операцию, процесс.

Анализ использования материальных ресурсов обычно проводят на основе специальных материальных балансов. Для детального ана­лиза использования материальных ресурсов разрабатываются мате­риальные балансы по каждому виду ресурсов в натуральном или стоимостном выражении. Дадим характеристику основ­ных материальных балансов.

Баланс топлива может составляться по всем видам топлива и по отдёльным его видам (каменному углю, нефтетопливу, торфу, дровам, горючим сланцам и газу) в натуральном (условных еди­ницах) и стоимостном выражении.

Баланс электроэнергиипоказывает источники поступления (единая энергосистема, конкретные электростанции, автономные ди­зельные электростанции) и направления расходования электроэнергии. В натуральном выражении этот баланс разрабатывается в киловатт-часах.

Баланс удобрений включает различные виды минеральных, органических и синтетических удобрений и отражает направления их использования для выращивания сельскохозяйственных культур.

Баланс отражает взаимосвязь между растениеводством и животноводством.

Баланс металла позволяет отразить каналы поступления металла и направления его использования.

Балансы лесных и строительных материалов разрабатываются по деловой древесине, пиломатериалам, цементу, стеклу, мягкой кровле и т.п.

Анализ использования материальных ресурсов основан на изу­чении количества, структуры и особенностей применения отдельных видов материальных ресурсов.

Межотраслевой ба­ланс отражает взаимосвязи в процессе производства и позволяет определить общую величину материальных затрат (пол­ные затраты) на выпуск определенной продукции (работ, услуг).

Удовлетворение потребности предприятия в материальных ресурсах может обеспечиваться двумя путями: экстенсивным и интенсивным.

Экстенсивный путь предполагает увеличение добычи и производства материальных ресурсов и связан с дополнительными затратами. Рост потребности предприятия в материальных ресурсах должен осуществляться за счет более экономного их использования в процессе производства продукции или интенсивным путем.

Изыскание внутрипроизводственных резервов экономии материальных ресурсов может проводиться по следующим этапам:

1. Оценка качества планов материально-технического снабжения и анализ их выполнения;

2. Оценка потребности предприятия в материальных ресурсах;

3. Оценка эффективности использования материальных ресурсов;

4. Факторный анализ общей материалоемкости продукции;

5. Оценка влияния стоимости материальных ресурсов на объем производства продукции.

 

Источники информациидля анализа, материальных ресурсов:

- план материально-технического снабжения;

- заявки, спецификации, договоры на поставку сырья и материалов;

- формы статистической отчетности о наличии и использовании материальных ресурсов и его затратах на производство и реализацию продукции;

- плановые и отчетные калькуляции себестоимости выпускаемых изделий;

- данные о нормативах и нормах расходов материальных ресурсов.

Для оценки эффективности материальных ресурсов используется система обобщающих и частных показателей.

Применение обобщающих показателей в анализе позволяет получить общее представление об уровне эффективности использования материальных ресурсов и резервах ею повышения.

Частные показатели используются для характеристики эффективности потребления отдельных элементов материальных ресурсов, а также для установления снижения материалоемкости отдельных изделий (удельной материалоемкости).

 

50. Факторный анализ и диагностика прибыли от продаж, изыскания резервов и прогнозирования.

обое внимание в процессе анализа и оценки динамики финансовых результатов следует обратить на наиболее значимый показатель их формирования - прибыль (убыток) от продаж. В "Отчете о прибылях и убытках" имеются аналитические возможности, которые позволяют полнее учесть взаимосвязь между показателями формирования прибыли, точнее измерить силу и направление влияния факторов и на основании этого эффективнее управлять процессом формирования финансовых результатов. Так, в процессе анализа финансовых результатов на основе данных этой формы годового отчета и других учетных регистров следует определить влияние на изменение прибыли от продаж следующих факторов:

■ объема продаж;

■ структуры продаж;

■ себестоимости проданных товаров, продукции, работ и услуг;

■ коммерческих расходов;

■ управленческих расходов;

■ цен реализации.

Методику расчета влияния перечисленных факторов рассмотрим, используя информацию, представленную в табл. 10.4.

Данные табл. 10.4 показывают, что прибыль от продаж в отчетном году, но сравнению с базисным периодом, увеличилась на 3817 тыс. руб. Определение влияния перечисленных факторов на изменение прибыли от продаж осуществляется следующим образом.

Таблица 10.4. Данные для факторного анализа изменения прибыли от продаж, тыс. руб.

Показатель Предыдущий год Отчетный год в ценах и тарифах предыдущего года Отчетный год
Выручка от продаж товаров, 135 468 124 090 136 500
продукции (работ, услуг)      
Себестоимость проданных товаров 131 383 115 980 127 578
продукции (работ, услуг)      
Коммерческие расходы
Управленческие расходы
Прибыль (убыток) от продаж 3 035 6 229 6 852

Во-первых, рассчитывают прирост прибыли от продаж в отчетном году но сравнению с базисным периодом. В нашем примере он составил 3817 тыс. руб. (6852 - 3035 = 3817). Затем определяют теми роста (снижения) объема продаж в сопоставимых ценах (124 090 : 135 468 х 100 = 91,6%). Темп сокращения объема продаж составил 91,6 - 100 = -8,4%. Следовательно, снижение суммы прибыли от продаж за счет уменьшения объема продаж: (-8,4) х 3035/ 100 = -254,94 тыс. руб. Итак, влияние первого фактора - изменение объема продаж - составило -254,94 тыс. руб.

Во-вторых, определяют влияние себестоимости проданных товаров, продукции, работ и услуг на изменение прибыли от продаж (127 578 - 115 980 = 11 598 тыс. руб.). Это означает, что под влиянием роста себестоимости проданных товаров, продукции и услуг прибыль от продаж снизилась на 11 598 тыс. руб.

В-третьих, рассчитывают влияние изменения коммерческих расходов (200 - 181 = 19 тыс. руб.). Этот фактор также оказал отрицательное влияние на прибыль от продаж и уменьшил ее на 19 тыс. руб.

В-четвертых, определяют влияние изменения управленческих расходов (1870 - 1700 = 170 тыс. руб.). За счет увеличения суммы коммерческих расходов прибыль от продаж уменьшилась на 170 тыс. руб.

В-пятых, влияние на прибыль от продаж изменения цен на продукцию и услуги определяется следующим образом: 136 500 -- 124 090 = 12 410 тыс. руб. Это свидетельствует о том, что рост цен в отчетном периоде, по сравнению с предыдущим годом, обеспечил прирост прибыли от продаж на сумму 12 410 тыс. руб.

Расчет влияния изменения структурных сдвигов (увеличение или уменьшение доли более рентабельных товаров, продукции и услуг в общем объеме реализации) на изменение прибыли от продаж осуществляется следующим образом: 6229 - 3035 х 0,916 = 3448,94 тыс. руб. Это означает, что за счет изменения структуры продаж прибыль от продаж в организации увеличилась на 3446,94 тыс. руб.

Обобщим результаты факторного анализа изменения прибыли от продаж в табличной форме (табл. 10.5).

Таблица 10.5. Результаты факторного анализа прибыли от продаж

Фактор Влияние, тыс. руб.
Объем продаж -254,94
Себестоимость проданных товаров, продукции и услуг -11 598
Коммерческие расходы -19
Управленческие расходы -170
Цена реализации 12 410
Структура продаж 3 448,94
Итого 3 817

Данные факторного анализа прибыли от продаж наглядно показывают, что на рассматриваемом предприятии имеются значительные резервы для увеличения прибыли от реализации и прежде всего за счет снижения себестоимости реализованной продукции, коммерческих и управленческих расходов, а также за счет наращивания объема продаж. Рассмотренная методика анализа базируется в основном на открытой, т.е. доступной для любого пользователя, бухгалтерской отчетности. Между тем в рамках внутреннего анализа, когда аналитик имеет доступ к дополнительным источникам информации, аналитические процедуры могут быть значительно расширены. Анализ в этом случае касается идентификации и оценки внутренних факторов роста прибыли.