Анализ использования фонда оплаты труда. Анализ и диагностика состава и структуры фонда оплаты труда.
Анализ направлен на оценку использования фонда оплаты труда и других расходов работодателя на содержание рабочей силы по отдельным элементам затрат или необоснованного снижения (повышения) заработной платы по сравнению с рыночной ценой труда. Он должен проводиться периодически, чтобы убедиться в соответствии фактических данных запланированным показателям. Объективная оценка складывающейся ситуации с расходованием средств на оплату труда требует комплексного подхода, предполагающего анализ всей системы взаимосвязанных показателей.
Для оценки результатов действия факторов внешней и внутренней среды используется совокупность методов и приемов анализа, выбор которых зависит от специфики влияния конкретного фактора на заработную плату.
Выбор объекта и периодичности анализа зависит от решаемых задач в области планирования и расходования средств на оплату труда, а также от степени охвата и глубины намеченного изучения. В зависимости от этого выделяют три вида анализа, связанного с доходами работников: предварительный, текущий и ориентированный на перспективу.
Предварительный анализ предшествует разработке плановых показателей. Его проведение предполагает использование информации об уровне заработной планы, затратах на социальное страхование, социальные выплаты и льготы, предоставляемые работникам организациям. Сопоставление собственных данных с внешними показателями дает возможность определить стратегию дальнейшего развития организации, установить ориентиры и предельно допустимые показатели при планировании средств на оплату труда.
Текущий анализ направлен прежде всего на изучение внутренних факторов деятельности организации, определение отклонений фактических показателей от запланированных и выявление причин этих отклонений. Он проводится как в постатейном разрезе так и по уровням управления.
Ориентированный на перспективу анализ выявляет динамику и тенденции изменения оплаты труда во взаимосвязи с оценкой влияния различных экономических факторов и временных параметров. Результаты данного анализа служат основой для получения прогнозных оценок и разработки перспективных планов.
В структурных подразделениях анализ целесообразно проводить один раз в месяц или квартал. По предприятию в целом целесообразно анализировать не реже, чем один раз в квартал. Ежегодно в организации должен проводиться многоцелевой анализ планирования и использования фонда оплаты труда.
Анализ эффективности использования средств фонда оплаты труда и выплат социального характера необходимо проводить по следующим обязательным направлениям использования средств:
– выплаты за отработанное время;
– оплата за неотработанное время;
– единовременные поощрительные выплаты;
– выплаты социального характера.
Анализ использования фонда заработной платы труда предполагает изучение его состава и структуры по каждой категории работников. Анализ структуры и состава оплаты труда позволяет вскрыть причины образования перерасхода средств и выявить резервы сокращения расходов на оплату труда.
Фонд заработной платы анализируется по категориям и видам выплат. При зависимости выплат от объема и структуры выпуска продукции необходимо сравнение их в динамике не только в абсолютном, но и в относительном выражении.
Различают две основные формы оплаты труда: повременную, при которой заработная плата сотрудника зависит от количества отработанного времени, и сдельную, при которой заработок зависит от количества произведенной продукции. Кроме того, на разных предприятиях могут применяться различные их комбинации и разновидности. Как и для полных затрат, в полном объеме ФЗП предприятия можно выделить ее постоянную составляющую, которую можно отождествить с заработной платой сотрудников, работающих повременно, и переменную часть, зависящую от выработки рабочих-сдельщиков. Соотношение переменной и постоянной частей на предприятиях различных отраслей может сильно варьировать, их отношение всегда меньше единицы, поскольку на любом предприятии часть сотрудников работает с повременными условиями оплаты труда.
Широкое распространение получили премиальные и прогрессивные разновидности двух основных форм оплаты труда. Так, сдельно-премиальная форма подразумевает, что к прямой сдельной оплате добавляется премия за достижение определенного уровня выработки, сдельно-прогрессивная - что при выполнении нормированных заданий сверхнормативная продукция оплачивается по более высоким расценкам, а при повременно-премиальной системе к заработной плате за отработанное время добавляется премия за качество работы или достигнутые результаты.
Приступая к анализу использования ФЗП, необходимо рассчитать абсолютное и относительное отклонение его фактической величины от плановой (базовой).
Абсолютное отклонение рассчитывается как разность между фактически использованными средствами на оплату труда и базовым ФЗП в целом по предприятию, производственным подразделениям и категориям работников:
Однако абсолютное отклонение рассчитывается без учёта степени выполнения плана по производству продукции. Учесть этот фактор поможет расчёт относительного отклонения фонда заработной платы.
Относительное отклонение рассчитывается как разность между фактически начисленной суммой зарплаты и плановым фондом, скорректированным на коэффициент выполнения плана по производству продукции.
Однако при этом необходимо учитывать, что корректируется только переменная часть фонда заработной платы, которая изменяется пропорционально объему производства продукции. Это зарплата рабочих по сдельным расценкам, премии рабочим и управленческому персоналу за производственные результаты и сумма отпускных, соответствующая доле переменной зарплаты. Постоянная часть оплаты труда не изменяется при увеличении или спаде объема производства (зарплата рабочих по тарифным ставкам, зарплата служащих по окладам, все виды доплат, оплата труда работников непромышленных производств и соответствующая им сумма отпускных).
37. Основные показатели, используемые при анализе производства и реализации продукции.
Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях.
Основными показателями объема производства и реализации продукции являются.
Валовая продукция промышленного предприятия. Она представляет собой общий объем продуктов основной деятельности предприятия за определенный период времени в денежном выражении. В показателе валовой продукции учитываются все произведенные в данном периоде продукты, отпущенные за пределы предприятия и предназначенные для собственного потребления, а также продукты различной степени готовности.
Валовая продукция предприятия может рассчитываться двумя способами:
1. исходя из валового оборота,
2. на основе поэлементного подсчета.
Первый способ базируется на том, что валовая продукция отличатся от валового оборота на величину внутризаводского оборота:
ВП = ВО - ВЗО, (1.1)
где ВП - валовая продукция,
ВО - валовой оборот,
ВЗО - внутризаводской оборот.
При элементном подсчете объема валовой продукции рассчитывается величина каждого элемента без внутризаводского оборота и результаты по всем элементам суммируются. В валовую продукцию входят:
- стоимость готовых изделий, выработанных за отчетный период основными, подсобными и побочными цехами.
- стоимость полуфабрикатов собственного производства и изделий вспомогательных цехов, отпущенных за пределы предприятия,
- стоимость работ промышленного характера, выполненных по заказам со стороны или для непромышленных предприятий и организаций данного хозяйства,
- стоимость прироста или убыли полуфабрикатов собственного производства,
- стоимость изменения остатков инструментов, штампов, моделей,
- изготовленных для собственных нужд,
- стоимость изменения остатков незавершенного производства.
В настоящее время валовая продукция не является показателем, по которому оценивается деятельность предприятия. Однако он оценивается предприятиями, так как данные о произведенной валовой продукции необходимы для исчисления чистой продукции и для выяснения динамики производства [4, 68-84].
Товарная продукция, или, как ее называют в настоящее время, объем продукции представляет собой показатель, характеризующий объем продукции, произведенной для реализации на сторону.
Товарную продукцию составляют следующие три элемента:
1. стоимость готовых изделий, произведенных в отчетном периоде основными, подсобными и побочными предприятиями,
2. стоимость полуфабрикатов собственного производства и изделий вспомогательных цехов, отпущенных на сторону,
3. стоимость работ промышленного характера, выполненных по заказам со стороны или для непромышленных подразделений и организаций данного предприятия.
Таким образом, товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не входят те результаты производственной деятельности, которые остаются на самом предприятии и не предназначены к отпуску за его пределы.
Стоимость полностью законченных готовых изделий и отпущенных за пределы производства полуфабрикатов составляет готовую продукцию. От товарной продукции готовая продукция отличается тем, что не включает в свой состав стоимость работ промышленного характера, выполненных по заказам со стороны или непромышленных хозяйств и организаций данного предприятия [6, 219-226].
Реализованная продукция представляет собой отсуженную продукцию, оплаченную в данном периоде. Следовательно, товарная продукция считается реализованной, при выполнении двух условий:
товарная продукция отпущена заказчикам за пределы предприятия,
- денежные средства в оплату отгруженной продукции поступили на расчетный счет или кассу предприятия - изготовителя.
Под чистой продукцией понимается вновь созданная стоимость, или часть национального продукта, произведенная в некоторой отрасли промышленности. Она рассчитывается как разность затрат между валовой продукцией (ВП) и суммой материальных затрат на ее производство (МЗ), то есть стоимостью сырья, материалов, топлива, энергии, амортизации и прочих материальных затрат:
ЧП=ВП-МЗ, (1.2)
Показатели объема произведенной продукции характеризуют масштабы предприятия. На основе этих показателей заключаются хозяйственные договора на поставку продукции, они служат основой для исчисления отраслевой структуры, размера чистой продукции и добавленной стоимости, определения темпов роста и прироста объема продукции и т.д. [7, 75-80].
Однако показатели общего объема произведенной продукции и показатели производства не отражают практическую полезность и необходимость произведенной продукции. Только при реализации выявляется общественное признание изделий и их настоящая цена. В условиях рыночной экономики объем продаж стимулирует высокопроизводительный труд, повышение качества продукции, получение прибыли.
Предприятие планирует объем выпуска валовой или товарной продукции, объем производства по нормативной стоимости обработки. Надо иметь в виду, что показатели объема производства продукции взаимосвязаны с показателем объема реализованной продукции и дают возможность анализа выполнения плана или динамики реализации продукции
Приведенный рисунок иллюстрирует взаимосвязь показателей продукции. Для перехода от объема производства к валовой продукции следует присоединить те элементы валовой продукции, которые не относятся к объему производства. В зависимости от избранного показателя объема производства эти элементы могут быть различными.
Для перехода от валовой продукции к товарной надо исключить внутризаводские элементы валовой продукции, которые могут быть представлены как положительной, так и отрицательной величиной.