Знаки, надписи и нумерация пассажирских вагонов

Все пассажирские вагоны РЖД приписаны к железным дорогам и определенным вагонным депо (ЛВЧД), вагонным участкам (ВЧ) и дирекциям по обслуживанию пассажиров (ДОП), которые проводят техническое обслуживание вагонов.

На каждом пассажирском вагоне внутреннего и межгосударственного сообщения на боковых и торцовых стенах и внутри вагона наносятся утвержденные ОАО «РДЖ» знаки и надписи. Снаружи вагона посередине боковой стены нанесены герб Российской Федерации, знак РЖД и восьмизначный номер. Около входной двери указывается число мест, а внизу кузова - тара вагона и место установки домкрата при подъемке вагона. Маршрут вагона в поезде указывается на маршрутной доске, навешиваемой проводником на наружной стороне вагона (либо пластмассовая внутри вагона). Если вагон обращается в фирменных поездах, то на кузове могут быть нанесены название фирмы и рекламные надписи. На раме тележки и внизу кузова наносится надпись «160 км/ч», если вагон может обращаться в поездах с указанной скоростью.

t8

На торцовых стенах вагона указываются дата и место постройки, последнего вида ремонта (КР-капитальный, ДР-деповской), дата ТО-3 (единая шестимесячная техническая ревизия). В зоне торцовой лестницы подъема на крышу нанесены предупреждающая надпись и знак высокого напряжения, под вагоном на подвагонном ящике - также знак высокого напряжения, а на резервуарах тормозов - дата последнего испытания. Фирменная табличка завода-изготовителя с указанием типа вагона и даты выпуска устанавливается на входной ступеньке рабочего тамбура и внутри вагона. Около мест вагонов, а также около двери каждого купе в купейных вагонах находятся таблички с указанием номеров мест. В вагонах имеются также следующие надписи: в рабочем тамбуре (в зоне штурвала ручного тормоза) «Тормозить», в нерабочем - «Место для курения», соответствующие таблички в зоне служебного отделения, где находится охладитель питьевой воды, на дверях туалета, около ящика для мусора. Около каждого стоп-крана должны находиться таблички «Стоп-кран».

Для систематизации и удобства передачи информации на железных дорогах введена восьмизначная система нумерации подвижного состава. Для обеспечения считывания номер пассажирского вагона записывают в виде дроби. ЧИСЛИТЕЛЬ: первая цифра номера 0 означает, что вагон пассажирский. Вторая и третья цифры - цифровой индекс дороги приписки пассажирского вагона (Октябрьская-01-07; Калининградская-10; Московская-17-23; Горьковская-24-27; Северная -28-31; Северо-Кавказская-51-53; Юго-Восточная-58-60; Приволжская-61-62; Куйбышевская-63-65; Свердловская-76-79; Южно-Уральская-80-82; Западно-Сибирская-83-87; Красноярская-88-89; Восточно-Сибирская 90-93; Забайкальская-94-95; Дальневосточная-96-98; Сахалинская-99).

ЗНАМЕНАТЕЛЬ: перваф цифра определяет род вагона (0-мягкий; 1-купейный; 2-некупейный; 3-межобластного сообщения; 4-почтовый; 5-багажный; 6-вагон-ресторан; 7-служебно-технический; 8-вагон, не принадлежащий РЖД). Вторая, третья, четвертая цифры указывают на разновидность типов вагонов, их конструктивные особенности (тип планировки, тормозов, вид отопления и т. д.). Пятая цифра-контрольный знак, или кодовая защита, номера, Служит для проверки считывания номера и учета номера в персональном компьютере. Она определяется расчетом. Каждая четная цифра номера умножается на 1, а нечетная-на 2, и все произведения суммируются.

При постройке каждого пассажирского вагона завод-изготовитель составляет технический паспорт вагона. Паспорт хранится в вагонном участке или вагонном депо приписки вагона в течение всего срока его службы вплоть до списания кузова, но не менее 28 лет (минимальный срок службы вагона). В техническом паспорте вагона указываются место и время постройки и приписки, тип вагона или его модель, род вагона, тара, длина рамы, автосцепные устройства, база вагона, типы тележек, тормозов, подшипников буксколесных пар и привода генератора, система водоснабжения, отопления, электрооборудование, данные каждой колесной пары, планировка. При модернизации в паспорт вписываются все изменения вагона, указываются также дата, место проведения и вид ремонта вагона (деповский, капитальный).