Структура органов управления Сберегательного банка РФ

Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ (открытое акционерное общество) является кредитной организацией[3]. Его учредителем выступает Центральный банк РФ, которому принадлежит контрольный пакет акций Сбербанка. Это обуславливает особое положение Сбербанка на рынке финансовых ресурсов. Так, благодаря гарантии государства по частным вкладам более 62% депозитов населения размещено в Сбербанке.

Организационная структура банка представлена следующим образом:

· Сбербанк (как головная контора)

· Территориальные банки

· Отделения

· Филиалы и агентства.

Сбербанк РФ как головная контора организует работу низовых подразделений банка. При этом осуществляются: исследование и анализ деятельности учреждений банка, разработка предложений по определению приоритетных направлений развития, текущее и стратегическое планирование, бюджетирование, управление рисками, активами и пассивами банка; изучение экономики и финансового рынка страны; обеспечение системы Сбербанка РФ информацией о деятельности его учреждений; управление кредитными ресурсами и внутрисистемными финансовыми потоками. Кроме того, Сбербанк РФ совместно с другими службами осуществляет маркетинговый анализ, ориентированный на изучение конъюнктуры региональных рынков, потребностей и запросов клиентов, разработку и совершенствование банковских продуктов и услуг.

Территориальные банки проводят анализ деятельности своих учреждений исходя из их подчиненности и экономики отдельных регионов с целью определения наиболее выгодного для кредитования сектора экономики и оценки конкурентной среды. В настоящее время происходит укрупнение территориальных банков, основанное на переходе от существующего административно-территориального деления к делению по сложившимся крупным экономико-географическим зонам. Укрупнение позволяет усилить инвестиционный потенциал банков, добиться соответствия между уровнем развития территориального банка и экономическим потенциалом региона, участвовать в крупных региональных программах экономического развития. Это даст новые возможности для совершенствования расчетной сети банка, внедрения современных технологий и средств автоматизации, повышения эффективности управления отделениями и филиалами, активами и пассивами банка.

Процесс консолидации и укрепления банковской сети затронет также отделения и филиалы. Наряду с отделениями и филиалами, которые будут выполнять функции предложения стандартного набора услуг клиентам, будут выделяться специализированные филиалы, ориентированные как на комплексное и индивидуальное обслуживание клиентов, так и на развитие отдельных направлений бизнеса (по обслуживанию крупных корпоративных клиентов, по работе с ценными бумагами, валютой и др.).

Низовым звеном в структуре являются агентства. Они создаются при крупных предприятиях или организациях либо в отдельных уголках страны, где имеются малонаселенные районы, и выполняют узкий круг операций, например, по выплате заработной платы, приему коммунальных платежей. Поэтому в дальнейшем будут проводиться замена нерентабельных агентств на передвижные операционные кассы с учетом как экономических, так и социальных факторов и др.

Таким образом, проведенная в последние годы централизация управления учреждениями Сбербанка обеспечит усиление контроля и координацию работ его структурных подразделений.

Органами управления Банком являются:

Общее собрание акционеров;

Наблюдательный совет;

коллегиальный исполнительный орган — Правление банка;

единоличный исполнительный орган — Президент, Председатель Правления Банка.

Рис 1.1. Организационная структура Сбербанка

 

 


Секретариат выполняет роль организатора информационных потоков, связанных с работой руководства банка. Секретариат, кроме привычных функций (работа с почтой, передача поручений руководства, обеспечение связи по телефону) осуществляет:

· целенаправленный поиск информации по направлениям, определенным председателем, ее, концентрацию, фильтрацию, распределение по отделам, используя как компьютерные, так и «бумажные» технологии;

· организационное, информационное и психологическое обеспечение совещаний и собеседований у председателя, встреч с клиентами, деловых переговоров;

· обеспечение оптимального режима работы председателя, осуществляя фильтрацию потока посетителей, идущих к руководству, а также потока сотрудников.

Управление по работе с персоналом занимается подбором и наймом сотрудников, изучением рынка труда (уровень оплаты, наполнение социального пакета и т.д.) Также решаются вопросы обучения и повышения квалификации собственных работников.

Управление рисками связано срешением вопросов, связанных с анализом общих рисков Банка и выработкой политики в отношении их управления.В службу по управлению рискамивходят отделы, занимающиеся кредитными рисками, рыночными рисками. В их задачи входит анализ рыночной конъюнктуры, установка лимитов на контрагентов, на осуществление операций, анализ, оценка, оптимизация, мониторинг и контроль рисков, определение полномочий сотрудников (ограничение на объем сделки, которую может заключить руководитель того или иного уровня). Служба готовит специальные прогнозы экономического развития отдельных отраслей. В состав службы может быть включен отдел, занимающийся контролем за легализацией незаконно полученных доходов, так как согласно действующему законодательству банки обязаны предоставлять информацию о подозрительных операциях специальному органу исполнительной власти – Федеральной службе по финансовому мониторингу. Например, управление операционным риском Банка осуществляется в соответствии с рекомендациями Банка России по организации управления операционным риском и определяется действующей «Политикой Сбербанка России по управлению операционными рисками». В качестве основных, подлежащих контролю операционных рисков Банк выделяет риск бизнес-процессов, информационный риск, риск персонала, риск противоправных действий («риск мошенничества»), риск утраты или повреждения имущества, правовой риск.

Управление общественных связей направлено на реализацию рекламной и PR-стратегии банка, курирование вопросов взаимодействия со средствами массовой информации.

Юридическое управление банка разрабатывает типовые договоры для текущих операций, проводит юридическую экспертизу соглашений и сделок, ведет судебные дела от имени банка, занимается вопросами оформления различных разрешений, свидетельств и лицензий.

Управление внутреннего контроля, ревизий и аудита отвечает за соблюдение подразделениями банка внутренних инструкций, требований законов и нормативных актов Банка России. При непосредственном участии этой службы проводятся регулярные проверки и ревизии. В случае выявления нарушений к виновным могут применяться санкции, а нарушения подлежат устранению.

К ведению управления безопасности относится охрана помещений и собственности банка. При этом в службу безопасности могут входить подразделения, занимающиеся проверкой заемщиков, работой с проблемными кредитами, информационной безопасностью, а также проверкой сотрудников при приеме на работу.

Комитет по предоставлению кредитов и инвестиций занимается решением вопросов, связанных с управлением кредитным портфелем Банка, оценкой состояния кредитных рисков, рассматривает и принимает решения по кредитным заявкам, включает подразделения по кредитованию юридических лиц, субъектов малого бизнеса, населения, сюда же могут входить подразделения по оценке бизнеса заемщиков и залогов, по работе с проблемными кредитами, отдел лизинговых операций.

Комитет по процентным ставкам и лимитам устанавливает предельный уровень процентных ставок по операциям с юридическими лицами, как на уровне центрального аппарата, так и для отделений Сбербанка России г. Москвы и территориальных банков. Территориальные банки привлекают и размещают ресурсы с учетом установленных лимитов и ограничений под ставки, обеспечивающие эффективное проведение активно-пассивных операций. Комитет по процентным ставкам и лимитам также утверждает ограничения на долгосрочные активные операции, т.е. операции, которым свойственен наибольший процентный риск.

Комитет по работе с клиентами. Различают отделы по работе с крупными частными клиентами (управление средствами таких клиентов иногда называют «частным банкингом»), отделы по привлечению депозитов, по работе с пластиковыми картами. При выполнении внутри банка направлений по работе с разными группами клиентов клиентский блок может быть представлен подразделениями по работе с крупными корпоративными клиентами, субъектами среднего и малого бизнеса, розничными клиентами.

Комитет по информационным технологиям определяет общую стратегию развития и использования в Банке информационных и коммуникационных технологий, включая ресурсы, контролирует направление современных технологий, применяемых в Банке структурными подразделениями для обслуживания клиентов на высоком уровне, определяет важность внедрения информационных технологий, приобретения необходимого оборудования и программного обеспечения.

Блок розничный бизнес будет отвечать за разработку и реализацию стратегии развития розничного бизнеса в Москве и в регионах, постановку задач и контроль их исполнения, обеспечение предоставления клиентам всего комплекса банковских продуктов и услуг.

Блок казначейство и финансовые рынки включает отделы операций на рынке межбанковского кредитования, валютном рынке, фондовом рынке, операций с драгоценными металлами. В состав казначейства могут входить отдел по работе с собственными векселями и депозитными сертификатами.

Операционный блок. В его обязанности входит прием платежных поручений клиентов, открытие расчетных счетов и вкладов, проведение валютообменных операций, выдача и прием наличных денежных средств. Кроме того, в операционной службе предусматривается подразделение, которое занимается валютным контролем, проверяя на соответствие валютному законодательству операций нерезидентов и валютных операций резидентов (российских юридических лиц). Также сюда относится оказание услуг по хранению ценностей клиентов в сейфовых ячейках в хранилище банка, где банк держит наличные денежные средства в рублях и иностранной валюте, а также драгоценные металлы.

Блок финансы и планирование. Планирует объем прибыли, показатели по кредитному портфелю, привлечению средств, бюджетирование, формирует и контролирует бюджеты расходов, отбирают исполнителей по хозяйственным договорам. В составе финансовой службы предусматривается экономический отдел, который обеспечивает исполнение обязательных нормативов, подразделения по управлению активами и пассивами, ликвидностью.

Блок международные отношения и дочерние банки предполагают подготовку и сопровождение зарубежных кредитов, организации взаимоотношений с иностранными банками.

Административный блок. В его состав входит, прежде всего, отдел кадров (управление персоналом), который обеспечивает набор сотрудников, отбор кандидатов, желающих работать в банке на определенных должностях, повышение квалификации работников, продвижение по службе и увольнение персонала. В условиях межбанковской конкуренции формирование персонала высокого уровня является неотъемлемой частью стратегии банка как коммерческого предприятия.

Блок безопасность и инкассация. Перемещение больших сумм наличности в пространстве без охраны небезопасно. Инкассация исполняет две дополняющие друг друга функции: обеспечивает деятельность банковской системы и работает с клиентами банка, предоставляя базовый вид услуг. Инкассация в банке - это внутрисистемные перевозки, которые обеспечивают функционирование филиальной сети, выдачу денег клиентам в учреждениях банка (вклады, проценты по ним, суммы переводов, обмен валюты и т.д.), работа с наличностью и ценностями клиента и доставка заработной платы непосредственно в кассу обслуживаемых организаций. Основные принципы - безопасность, гарантия сохранности, доставка и заезды точно в срок. Здесь должны быть оформившаяся служба безопасности и абсолютное доверие в коллективе. В целях совершенствования профессиональной подготовленности Управлением банка постоянно проводится обучение сотрудников на основе специально разработанных методик, планов подготовки и переподготовки в трех ведущих направлениях - специальная подготовка, рукопашный бой, огневая подготовка - в расчете на действия в различных условиях повседневной работы и в экстремальных ситуациях. Перед каждым выездом инкассаторы проходят обязательный инструктаж. Большое значение в обеспечении безопасности имеет экипировка инкассаторов, а также специализированный автотранспорт, который оснащается всеми средствами защиты.