Организационные структуры бюрократического типа.

Понятие бюрократии, введенное в начале XX столетия, известным немецким социологом М.Вебером, означает идеальную модель построения организации.

Бюрократическое построение предполагает отлаженную работу всех звеньев управления, четкое разделение труда, строгую регламентацию деятельности каждого служащего и подбор кадров в соответствии с их компетентностью.

Бюрократическая модель построения организации банков имеют три основные вариации:

1. Функциональные организационные структуры.

2. Дивизиональные организационные структуры.

3. Организационные структуры банков, действующих на международных рынках (внешнее подразделение банка).

Рассмотрим последовательно эти модели.

1. Функциональные организационные структуры. Структура этого типа предполагает деление банковской деятельности на отдельные части, представляющие собой до некоторой степени обособленные отрасли деятельности или функции, осуществление которых служит достижению целей, стоящих перед банком. К таким сферам деятельности банков обычно относятся: управление банковскими операциями, маркетинг, бухгалтерский учет и отчетность, и хозяйственные управления. В зависимости от характера и объема задач, решаемых банком, могут создаваться дополнительные, более мелкие подразделения.

Функционально организованные подразделения и службы банка, выполняющие массивы однотипных задач, в свою очередь, можно разделить на следующие две подгруппы.

Основные (функциональные) подразделения, выполняющие задачи, образующие саму природу банковской деятельности, т.е. либо непосредственно создающие банковские продукты, оказывающие соответствующие услуги клиентам банка, либо опосредованно участвующие в создании и реализации продуктов банка. К ним можно отнести, например, такие подразделения как департаменты, управления, отделы пассивных операций; активных операций; валютных операций; операций с ценными бумагами; бухгалтерского учета и отчетности; маркетинга и др.

Обеспечивающие подразделения. Они в технологическом отношении не участвуют в основных операциях банка, выполняя задачи вспомогательного, обслуживающего характера, направленные на создание условий для надежного и эффективного функционирования подразделений 1-й подгруппы. Имеются в виду такие, например, подразделения как департаменты, управления, отделы, службы кадров по работе с персоналом; нормативно-правового обеспечения; безопасности; информационного обеспечения; технического обеспечения; хозяйственное.

Если объемы задач, решаемых данными и прочими подразделениями, достаточно большие, то внутри них могут создаваться дополнительные, более мелкие подразделения. К примеру, подразделение активных операций на самом деле всегда представлено несколькими подразделениями, центральным из которых считается кредитное. Но и это последнее часто разделяют на более дробные подразделения, отвечающие соответственно за кратко- и среднесрочное кредитование (а в нем еще организационно может быть разделено кредитование юридических и физических лиц, а также межбанковское кредитование) и долгосрочное (инвестиционное) кредитование.

Подразделения функционального типа создают необходимые условия для поддержания оправданного уровня специализации подразделений банка и повышения качества его услуг (хотя в большинстве случаев им все равно никакой альтернативы не существует). Вместе с тем данный тип построения организационных структур не всегда позволяет эффективно координировать действия подразделений при решении комплексных и «стыковых» проблем развития банка. Такие проблемы возникают при попытках банков активно и адекватно реагировать на существенные изменения параметров спроса со стороны клиентуры на банковские услуги, в том числе для того, чтобы сохранить и даже расширить свою клиентскую базу, а также при внедрении в практику новых банковских продуктов, освоении нетрадиционных услуг, особенно если они будут носить комплексный характер.

Как свидетельствует опыт отечественных и зарубежных банков, узкая внутренняя специализация подразделений может препятствовать внедрению прогрессивных банковских технологий и повышению качества обслуживания клиентов. При функциональной организации это приводит к тому, что клиенту для решения своих проблем приходится обращаться в несколько банковских подразделений, каждое из которых действует только в пределах собственной зоны компетентности. В подобных условиях процесс оказания клиенту той или иной услуги носит дискретный характер, отвлекает много времени, а сам клиент не получает полного представления обо всех доступных вариантах решения его проблемы и не может сориентироваться в выборе лучшего из них.

Для применения функциональной структуры необходимо, прежде всего, стабильность ситуации. Поскольку на практике стабильность устанавливается достаточно редко, то банки чаще используют другие типы организационных структур.

2. Дивизиональные организационные структуры. Структуры этого типа предполагают деление банка не по функциональному признаку, а в соответствии с видами предлагаемой банковской продукции, группами потребителей или региональным признаком. Соответственно, выделяются три вида дивизиональных организационных структур:

· структуры, ориентированные на предоставление различных видов банковской продукции;

· структуры, ориентированные на различные группы потребителей;

· региональные организационные структуры. (Внешнее подразделение банка).

Рассмотрим кратко каждый из таких видов структур.

1. Структуры, ориентированные на предоставление различных видов банковской продукции. Структуры такого типа охотно внедряют банки, оказывающие своим клиентам большие объемы отдельных видов услуг. В этих условиях для целей эффективного управления становится целесообразным осуществлять руководство предоставлением каждого продукта отдельно, так что функции управления оказанием отдельных услуг сосредотачиваются в руках специалистов по конкретным продуктам. Такой подход и составляет основу организационных структур, построенных по продуктовому принципу. Управления, специализирующиеся на конкретных услугах, могут создавать подведомственные отделения, которые занимаются оказанием отдельных услуг.

В крупных банках обычно в составе отделений создаются также секции, где сосредотачиваются служащие, занимающиеся узкоспециализированными операциями. Например, выдача краткосрочного кредита предполагает сбор информации о клиентах, оценку их кредитоспособности, заключение кредитных договоров. Эта операция подразделяется на отдельные этапы, реализация которых входит в круг функциональных обязанностей служащих различных секций. Сталкиваясь с необходимостью осуществления большого многообразия функций, банки включают в штат различных специалистов с инженерным образованием, которые могли бы квалифицированно оценить различные проекты, проводить инженерно-экономическую экспертизу и контрольные обмеры, специалистов, имеющих опыт в оценке недвижимости и др.

2. Структуры, ориентированные на различные группы потребителей. При таком способе построения банка акцент делается на нуждах целевых потребителей услуг. Банк сосредотачивает основное внимание на определенных группах клиентов. Все предоставляемые банком услуги концентрируются в отдельных подразделениях, предоставляющих банковские услуги и обслуживающих конкретные группы потребителей. Например, услуги клиентам оптового рынка; управлениями операций на рынке капиталов и обслуживания корпораций.

Необходимо специально выделить организационные модели банков, специализирующиеся на обслуживании оптовых клиентов. В мировой практике получили распространение шесть моделей, в соответствии с которыми организуются банки, занимающиеся обслуживанием клиентов-корпораций:

· Модель на базе управляющего отделением, здесь делается акцент на ответственности управляющего за обслуживание корпоративных клиентов в рамках географического региона своей деятельности.

· Модель на базе отделений, обслуживающие головные корпорации. Подобные отделения специально создаются для работы с головными корпорациями и имеют расширенные права в области оказания услуг и, в частности, предоставления кредитов.

· Модель на базе служащих, отвечающих за ведение счетов. Она предполагает ответственность конкретных служащих за полное обслуживание отдельных корпоративных счетов. За одним служащим может закрепляться даже несколько сравнительно небольших корпораций, а за обслуживание крупных клиентов, как правило, отвечают несколько банковских работников, из которых один главный. Такая модель на практике обеспечивает максимальный учет всех запросов корпоративных клиентов и поэтому быстро завоевала популярность во многих европейских банках. Однако из-за высоких затрат на содержание большого штата работников в круг клиентов, обслуживаемых с помощью данной системы, обычно включаются крупные предприятия, приносящие банку солидную прибыль.

· Модель на базе менеджера по продуктам. Такая модель позволяет значительно расширить спектр предлагаемых услуг и распространяется даже на системные продукты. В обязанности менеджеров по продуктам входят разработка планов маркетинга по продуктам, обеспечение постоянного расширения перечня предлагаемых услуг.

· Модель на базе менеджера по связям с общественностью. Это усовершенствованный вариант модели на базе служащих, отвечающих за ведение счетов. Менеджер по связям с общественностью выполняет функции связующего звена между банком и наделен полномочиями выступать от имени банка. Через него осуществляются все операции.

· Смешанные модели. Перечисленные модели постоянно совершенствуются и модифицируются, что приводит к возникновению смешанных моделей. В них сочетаются наиболее подходящие в данных рыночных условиях свойства других известных моделей. Это позволяет улучшить качество других корпоративных счетов, расширить набор оказываемых услуг и увеличить объем операций.

3. Региональные организационные структуры (внешнее подразделение банка). Если для деятельности банка характерен широкий охват различных регионов, то в ее основу может быть положен принцип региональной организационной структуры. В этом случае вся работа банка строится через сеть отделений, предлагающих свои услуги клиентам в различных регионах. Чтобы задача выполнялась успешно, необходимо хорошее знание характерных особенностей различных регионов, клиентов, которых банк обслуживает.

3. Организационные структуры банков, действующих на международных рынках (внешнее подразделение банка).Когда банк выходит на международный уровень, он должен реорганизовать свою структуру. Она значительно усложняется. Наряду с отделениями внутри страны, организуются новые отделения, расположенные в других странах, имеющие известную степень независимости. Руководитель отделения непосредственно подчиняется высшему руководству банка. Деятельность банковских отделений может строиться как по географическому принципу, то есть иметь региональную ориентацию, так и в соответствии с производственной специализацией, то есть иметь продуктовую ориентацию.

Действуя на международном уровне, банк может выступать в следующих организационных формах: отделения, представительства, филиалы.

Дивизиональная организация предполагает разделение банка на ряд крупных «дивизионов» или прибыльных центров. В результате этого внутри банка возникают новые крупные объекты управления своеобразные мини-банки. Каждый из таких центров во многом напоминает специализированное линейное подразделение, однако имеет собственный внутренний менеджмент (в лице особого управляющего, который должен так организовать управление объектом, чтобы обеспечить его рентабельную работу), а в качестве критерия эффективности его функционирования используется величина прибыли. Дивизиональный вариант организации подразделений банков в российской практике пока не получил широкого распространения.