Продолжение билета

Признаки индивидуального субъекта подразделяются на две группы:

- общие - такие признаки, которыми должно обладать любое лицо, при­влекаемое к административной ответственности (достижение 16-летнего возраста и вменяемость);

- специальные - признаки, отражающие особенности конкретного физического лица.

Поэтому в числе индивидуальных субъектов правонарушения административное законодательство наряду с гражданами выделяет особую группу субъектов, которыми являются лица, обладающие специальным административно-правовым статусом. Для специальныхсубъектов характерны не только общие признаки признания лица субъектом правонарушения, но и специальные признаки отражающие: = особенности труда (машинист тепловоза, водитель, продавец), служебного положения (дипломатический работник, должностное лицо администрации, сотрудник МВД); = прошлое противоправное поведение (нахождение под надзором, ранее привлекавшееся к административной ответственности); = иные особенности правового статуса (военнослужащие, иностранные граждане, сотрудники налоговой и таможенной служб).Специальным субъектом административного проступка высту­пают должностные лица, родители несовершеннолетних детей, на­ходящиеся на территории нашей страны иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, и лица без гражданства. В связи с особенностями общественных отношений в сфере государственного управления законодатель в качестве субъектов административных правонарушений выделил должностных лиц (ст.2.4. КоАП), под которыми понимаются лица, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющие функции представителей власти, т.е. наделенные распорядительными полномочиями, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных, муниципальных органах и организациях, в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. К этой же категории относятся и ПбОЮЛ, если законом не установлено иное. Необходимо отметить, что совокупность признаков административного правонарушения и его юридичес­кий состав — понятия не тождественные, поскольку них различное назначение. С помощью признаков адми­нистративного правонарушения мы получаем общую социально-психологическую и юридическую характеристику того или иного деяния. Юридический состав решает задачу, связанную с право­вой квалификацией действия либо бездействия и привлечением нарушителя к ответственности. Его назначение — быть основани­ем этой ответственности, поскольку если нет основания, то нет и ответственности. Установление признаков административного правонарушения не ведет автоматически к наличию юридического состава этого деяния. Например, противоправное посягательство, совершенное лицом, не достигшим 16-летнего возраста, может характеризо­ваться всеми признаками административного правонарушения. Однако оно не влечет административной ответственности, ибо в нем отсутствует юридический состав правонарушения, поскольку субъектом административного проступка может быть только лицо, достигшее 16 лет.