Технические, режиссерские и центральные аппаратные

Каждая студия на телевизионном центре имеет свою техническую аппаратную. В аппаратной находится оборудование для усиления, синхронизации и окончательного формирования полного цветового телевизионного сигнала, а также оборудование для низкочастотного звукового сопровождения. В аппаратную также подаются сигналы от телекинопроектора (телекинопроекционная аппаратная, см. рис. 14.1), от устройств видеозаписи и т.д.

Рис. 14.4. Структурная схема блока камерного канала

 

От каждой из камер в блок камерного канала (рис. 14.4) поступают по коаксиальным парам сигналы ЕW с полосой частот 6,5 МГц, ЕB и ER с полосой частот 1,5 МГц. Сигнал ЕW подается непосредственно в усилительный тракт, а ЕB и ER — через блок уплотнения. В усилительном тракте производится установочная регулировка усиления, замешивание и ограничение гасящих импульсов для удаления с площадки обратного хода флуктуационных помех, а также паразитных сигналов строчной частоты, предусмотрена схема коррекции авторассеяния, возникшая из-за рассеяния светового потока в оптической части камеры и в передающих трубках, а также осуществляется коррекция неравномерности фона изображения по полю замешиванием в видеосигнал сигналов параболической и пилообразной формы частоты строк и полей и модуляция видеосигнала изменением коэффициента усиления. Далее сигналы ЕB, ER и EW поступают в цветокорректор, причем сигнал EW сначала проходит через апертурный корректор. Цветокорректор из трех сигналов формирует три новых, каждый — как линейное уравнение с тремя неизвестными, где в качестве неизвестных используются сигналы на входе, а коэффициенты, называемые коэффициентами цветокоррекции, могут регулироваться в процессе настройки таким образом, что каждый из трех выходных сигналов цветокорректора представляет собой сумму, в которую в разном соотношении и с разными знаками входят все три входных сигнала. В цветокорректоре осуществляется как коррекция ошибки цветоанализа, вызванной несоответствием спектральных характеристик камеры кривым смешения основных цветов приемника, так и формирование сигналов ER, EG и ЕB.

Апертурный корректор предназначен для коррекции искажений, возникающих из-за конечного размера развертывающего элемента (например, электронного луча). Эти искажения имеют место, когда размер изображения, спроецированного на фоточувствительную поверхность преобразователя оптического изображения в электрический сигнал, соизмерим с размером развертывающего элемента.

После прохождения гамма-корректора (в обозначение сигналов, прошедших гамма-корректор, добавляется штрих) в выходном усилителе в сигнал изображения замешиваются гасящие импульсы приемной трубки и происходит ограничение гасящих импульсов на уровне гашения. С выхода усилителя сигналы поступают на кодирующее устройство и цветные мониторы. На микшер приходят также сигналы от других камерных каналов.

В технической аппаратной располагаются также осциллографы, измерительная аппаратура и другое вспомогательное оборудование. Синхрогенератор технической аппаратной может работать как в режиме централизованной синхронизации, так и в автономном или ведомом режиме. В режиссерской аппаратной, которая для создания наилучших условий работы творческому и техническому персоналу располагается отдельно от технической аппаратной, размещаются пульты режиссера и звукорежиссера, мониторы, акустическое оборудование. Пульты режиссера и звукорежиссера находятся непосредственно у смотрового окна, соединяющего студию с режиссерской аппаратной, причем так, чтобы удобно было вести наблюдение за игрой артистов в студии и за телевизионными изображениями, поступающими на мониторы, на которые подаются также сигналы от всех источников, в том числе и из центральной аппаратной.

Создание художественных передач требует широкого выбора технических возможностей телецентра. Для этого используется несколько передающих камер, формирующих изображение под разными углами (ракурсами) и с разными масштабами (планами), а также специальное оборудование для создания комбинированных изображений. Сюда относится аппаратура спецэффектов и видеоэффектов, электронная и оптическая рирпроекция, датчики электрических сигналов различных заставок, надписей и т.д.

Блок спецэффектов входит в состав видеоусилительных трактов всех студий и в простейшем случае помогает формировать комбинированное изображение, состоящее из двух составных частей с разными сюжетами. Для передачи этих сюжетов могут применяться любые датчики ТВ сигналов. Расположение, относительные размеры и конфигурация составляющих комбинированного изображения могут меняться во времени с помощью ручной регулировки или автоматически. В настоящее время в распоряжение режиссера предоставляется несколько десятков различных фигур спецэффектов: прямоугольные, треугольные, ромбические, круглые и др. Подобные комбинированные изображения формируются с помощью быстродействующего коммутатора, переключающего ТВ сигналы от двух датчиков во время активной части строки. Переключение сигналов производится импульсами с переменной длительностью, формирующимися в специальном генераторе. Длительность импульсов изменяется по определенному закону в соответствии с выбранной фигурой спецэффекта и ее изменением во времени.

Блок видеоэффектов создается на базе запоминающего устройства (ЗУ) на кадр или на несколько кадров с предварительным преобразованием аналоговой формы телевизионного сигнала в цифровую. В ЗУ записывается цифровой ТВ сигнал с тактовой частотой, определяемой строчной частотой сигнала записи. Генератор этих сигналов управляется синхронизирующими импульсами входного сигнала.

Информация считывается с ЗУ с произвольной выборкой по закону, определяемому формой, частотой и фазой сигнала считывания. Последний формируется специальным генератором, управляющимся импульсами от синхрогенератора, и обеспечивает соответствующий выбор последовательности адресов. Считанный ТВ сигнал преобразуется в аналоговую форму в цифро-аналоговом преобразователе, смешивается с сигналами синхронизации и поступает на выход устройства. Наиболее просто реализуется режим передачи неподвижного — «остановленного» изображения. Для этого запись входного сигнала прекращается и считывается сигнал одного и того же изображения.

Использование цифровых методов обработки сигналов и возможности записи и считывания информации по разным (любым) законам открывают широкие возможности для создания многочисленных оригинальных сюжетов и трансформации ТВ изображений. Например, в настоящее время организованы следующие видеоэффекты:

· остановка изображения (стоп-кадр);

· электронное увеличение или уменьшение масштаба изображения и изменение формы изображения;

· переворот изображения (зеркальный эффект);

· формирование «следов» за объектами, движущимися в кадре;

· «размножение» изображения;

· формирование бесконечной галереи из первичного изображения;

· разделение первичного изображения на части и перемещение этих частей или всего сжатого изображения по кадру по любому закону;

· создание полиэкранных изображений из нескольких сжатых первичных изображений и др.

Центральная аппаратная предназначена для контроля, коммутации и распределения сигналов телевизионных программ на радиопередатчик и телецентры, транслирующие центральные и создающие собственные программы. В центральной аппаратной коммутируют сигналы из кинопроекционных аппаратных, приемной аппаратной внешних программ, АСБ, от собственных датчиков (электронно-испытательной таблицы УЭИТ и устройства показа времени). Из перечисленных источников сигнала программный режиссер составляет выходные программы, которые затем передаются на телевизионные радиостанции и междугородные линии связи. Сигналы датчиков ПЦТВС через центральную аппаратную могут подаваться в АСБ для использования их в студийных программах, в аппаратных видеозаписи, центральном пункте контроля. В центральной аппаратной располагаются два блока синхрокомплекта — рабочий и резервный.

 

Контрольные вопросы

1. Назначение АСБ?

2. Функции центральной аппаратной?

3. Как устроен цветоделительный блок телевизионной камеры?

4. Какие блоки входят в камерный канал?



r.php"; ?>