Билет №87

Формы брака и отношения между супругами
Брак понимался как союз мужа и жены, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права. Различались браки по цивильному праву и по праву народов. История римского семейного права знает два вида брака, совершавшегося в различных формах, порождавшего разные по содержанию имущественные и личные отношения супругов и даже неодинаковое правовое положение матери в отношении детей и прекращавшегося в разном порядке. 1. Первым видом был брак cum manu, брак, устанавливавший власть мужа над женой. Вступление в такой брак неизбежно означало capitis deminutio(умаление правоспособности) жены: если до брака жена была persona sui iuris(никому не подвластное лицо), то, вступив в брак cum manu, она становилась persona alieni iuris(лица, состоящие в чужой власти). Если до брака она была под властью своего отца и агнаткой его и всех членов его семьи, то, вступив в брак, она подпадала под власть мужа или его paterfamilias(домовладыки), если муж был in patria potestate(подвластным), и, став юридически чужой своей старой семье, становилась членом агнатической семьи мужа. 2. Второй вид брака - это брак sine manu, не порождавший власти мужа над женой и первоначально не устанавливавший вообще юридической связи между мужем и женой: юридически чужая мужу и своим детям, жена пребывает в том же семейном положении, в каком она была до вступления в брак; только со старой семьей ее связывает агнатическая связь. Однако возможно было «превращение» брака sine manu в брак cum manu. Существовало понятие своеобразной «приобретательной давности»: мужняя власть устанавливалась над женщиной, в случае непрерывного проживания женщины в доме мужчины сроком более года. Но женщина, вступившая в брак без совершения брачных формальностей, может предупредить возникновение manus посредством так называемой usurpatio trinoctii - покинув на три ночи дом мужа, она прерывает "давность", в силу которой возникла бы по истечении года manus mariti. Можно сделать вывод, что, ежегодно повторяя usurpatio trinoctii, жена может превратить брак на все время его существования в брак sine manu. Условия вступления в брак: согласие жениха и невесты (в случае, если жених или невеста являлись подвластными, необходимо было согласие домовладельцев) совершеннолетие (для мальчиков- 14 лет, для девочек- 12 лет) лицо, вступающее в брак, не должно состоять в другом браке ius conubil (возможность вступать в брак – дополнительное условие только для римских граждан) будущие супруги не должны быть родственниками по прямой линии, а так же по боковой линии, если один из них находится с предком в первой степени родства) для брака cum manu – соблюдение дополнительных формальностей: confarreatio (обряд поедания хлебов)- жених и невеста должны были разделить трапезу в присутствии 10 свидетелей и пантифика coemptio (выкуп невесты у домовладельца) usus (фактическое длительное проживание женщины в доме мужчины) для брака sine manu – только согласие жениха и невесты, после чего жених отводит невесту в свой дом. Заключение брака. Совершению брака обыкновенно предшествовало обручение (sponsalia). В древнейшее время обручение лиц alieni iuris совершалось их patresfamilias без участия брачующихся. Позднее обручение совершали жених и невеста с согласия patresfamilias обоих. Обручение совершалось в форме двух стипуляций: по одной - patresfamilias невесты обязывался передать ее жениху, а по другой – жених обязывался принять невесту в качестве жены. В древнейшее время нарушение sponsalia давало другой стороне право потребовать возмещения причиненного ущерба. По преторскому праву нарушение sponsalia влекло за собою только infamia(бесчестие, позор) и ограничение права выступать в суде в качестве представителя чужих интересов. В период империи было установлено, что сторона, без серьезных оснований нарушившая sponsalia, теряла право на возвращение сделанных ею по случаю обручения подарков; другой стороне сделанные ею подарки возвращались. В законодательстве IV в. в случае смерти жениха osculo interveniente невеста или ее наследники сохраняли половину предбрачных подарков. Брак прекращался в случае: смерти одного из супругов потери свободы одним из супругов развода Основания прекращения брака: супруг нарушил верность один супруг совершил покушение на жизнь другого супруга желание одного из супругов поступить в монастырь неспособность к половой жизни одного из супругов Понятно, что глубоко различен был и порядок прекращения того и другого брака: в браке cum manu, в котором юридическая личность жены поглощалась личностью мужа, развод мог иметь место только по инициативе мужа и был, в сущности, "отторжением" жены от мужа. Брак sine manu мог быть расторгнут не только по соглашению супругов (divortium), но и односторонним волеизъявлением как мужа, так и жены (repudium). Вдова, вступающая в новый брак, обязана соблюсти так называемый траурный год, целью которого является отчасти соблюдение пиетета по отношению к покойному мужу, а главным образом предотвращение так называемой turbatio sanguinis, т.е. затруднений в определении отца ребенка, который родился бы в течение десяти месяцев со дня прекращения первого брака. В случае развода жена обязана заявить о своей беременности мужу, который вправе потребовать проверки в определенном порядке этого заявления. Несоблюдение траурного года не влечет за собою недействительности нового брака, а лишь утрату женою lucra nuptialia, ограничение ее прав в сфере наследования, а также infamia жены. Личные отношения между супругами: места жительства мужа – обязательное место жительства жены в случае развода имущество жены оставалось у мужа (cum manu) раздельное имущество (sine manu) Существовали так же так называемые внебрачные союзы (фактическое сожительство мужчины и женщины, никак формально не закрепленное): Мужчина и женщина не состоят в браке Ведут совместное хозяйство Мужчина и женщина не радственники Dos. Уже со времени появления брака sine manu вошло в обычай давать мужу особое приданое, dos, в целях облегчения ему бремени семейных расходов. Приданое – вещи, предоставляемее мужу женой, ее домовладыкой или третьим лицом для облегчения материального положения семьи. По обычаю муж завещал жене приданое. В случае необоснованного развода муж возвращал жене часть приданого. Когда в конце республики семейная жизнь сильно расшаталась, создавалась как бы законная возможность спекуляции с dos: вступив в брак только с целью получения dos, муж мог потом, воспользовавшись неограниченной свободой развода, расторгнуть свой брак, сохранив dos за собою. Поэтому, для устранения этого положения, жена и лица, устанавливавшие dos, начали требовать от мужа обещания, в силу которого он обязывался обеспечить возвращение dos жене либо установителю dos, если брак будет прекращен разводом или смертью мужа. Обеспечение это называлось cautio rei uxoriae. В случае невозвращения dos, жена или установитель dos могли предъявить иск. Иногда прибегали к другому приему: dos при самом установлении ее оценивалась в известной сумме денег и рассматривалась как проданная мужу за эту сумму, которую муж и обязан был в соответствующих случаях вернуть. Когда обычай таких cautiones укрепился, претор счел справедливым давать жене иск о возврате ей приданого даже в тех случаях, когда cautio не была установлена, если муж давал развод жене без всяких с ее стороны поводов. В ходе разработки условий предоставления и сущности этого иска юристы и создали то, что впоследствии стали называть римским детальным правом, отдельные положения которого до сих пор определяют правовую судьбу приданого в некоторых капиталистических странах. Основные черты правового положения dos сводились к следующему. В случае прекращения брака смертью жены, dos оставалась у мужа или возвращалась еще находившемуся в живых отцу жены, если dos была им установлена. Если брак прекращался смертью мужа, dos возвращалась жене или ей совместно с ее тцом. Dos возвращалась жене и в том случае, когда брак прекращался разводом по почину мужа или по его вине. Наоборот, dos оставалась у мужа, если жена брала на себя инициативу развода или вызвала развод своим поведением. В праве Юстиниана это единственный случай, когда dos оставалась у мужа. Таким образом dos стала служить орудием борьбы со злоупотреблениями свободой развода и с ненадлежащим отношением к супружеским обязанностям. Но эта роль dos значительно ослаблялась тем, что муж при существовании брака продолжал считаться собственником dos и, следовательно, мог ее законно отчуждать. Понятно, что обязательственное требование жены о выдаче ей денежного эквивалента отчужденной dos оставалось безрезультатным в случае несостоятельности мужа. Поэтому в целях охраны интересов жены lex Iulia de adulteriis в особой главе de fundo dotali запретила отчуждение без согласия жены детальных недвижимостей. Практика стала подводить под понятие отчуждения всякую сделку, которая могла привести к отчуждению, например залог, а в праве Юстиниана дотальные недвижимости стали неотчуждаемыми даже и с согласия жены. Требование жены о возврате ей приданого удовлетворялось уже в классическом праве преимущественно перед требованиями других личных кредиторов мужа. Это преимущество превратилось в праве Юстиниана в законную ипотеку жены на все имущество мужа. Таким образом, хотя муж еще и в праве Юстиниана признается собственником приданого, однако правы были римские юристы, когда говорили: хотя приданое находится в имуществе мужа, однако оно принадлежит жене. В сущности муж только пользовался dos во время брака и оставлял ее у себя в качестве штрафа за ненадлежащее отношение жены к вытекавшим из брака обязанностям. Существовало, однако, и другое имущество, выполнявшее такую же штрафную функцию, но уже в интересах жены. Это был предбрачный дар, который в праве Юстиниана мог устанавливаться также и во время брака. «Предбрачный дар» - имущество, которое дарил муж жене, получая приданое (размеры равны).