Боковая видимость.


5. Проектирование плана трассы автомобильной дороги.

Трасса - положение оси автомобильной дороги на местности.

Проектирование плана трассы включает:

Ø выяснение препятствий трассированию и контрольных точек;

Ø проложение вариантов плана трассы;

Ø подбор радиусов и длин переходных кривых закруглений;

Ø пикетаж и составление ведомости углов поворота, прямых и кривых;

Ø составление чертежа "План трассы".

Перед проложением трассы выясняют препятствия трассированию и контрольные точки. Препятствиями являются озера, населенные пункты, запретные зоны. Контрольными точками могут быть места пересечения с железными и автомобильными дорогами, реками.

Варианты плана трассы рекомендуется проектировать методом упругой линии с помощью гибкой линейки с учетом контрольных точек и препятствий

Полученное криволинейное очертание плана трассы представляет примерное положение трассы (предварительный вариант). Для обеспечения возможности выно­ски этой трассы на местность кривую заменяют ломаной прямой (рис.1).

После этого измеряют углы поворота трассы (α1, α2, α3) в местах изменения направления прямых, расстояние между вершинами углов (П2, П3), расстояние от начала (точка А) и конца (точка В) участка трассы до ближайших ВУ, а также биссектрисы закруглений Б1, Б2, Б3.

Рис.1. Схема замены криволинейного плана трассы ломаным очертанием

Вписывают в углы поворота закругления таким образом, чтобы новое положение трассы примерно соответствовало положению предварительного варианта трассы, выдерживались нормативы плана трассы не было накладки соседних закруглений. Радиус кривых назначают, как правило, не менее рекомендуемого. Если его невозможно вписать, то целесообразно изменить положение вершины угла с целью снятия ограничения.Если,например,П3< , то необходимо уменьшить радиус второго или третьего закругления так, чтобы он был не меньше минимального, определить новые значения общих тангенсов и проверить условие

П3 .Пикетаж включает нанесение пикетов и плюсовых точек на трассе с помощью измерителя и установление пикетного положения вершин углов поворота. Пикетное положение (рис.1):

· первой вершины - ВУ1 = НХ + П1;

· второй вершины - ВУ2 = ВУ1 + П2 – Д1

· конец хода - КХ =∑Пi - ∑Дi

Дирекционный угол – угол между вертикальной линией 1 километровой сетки карты и направлением прямой (рис.2).

Так, для прямой ВУ1-ВУ2 дирекционный угол равен ДУ2 (рис.2).

 

Рис. 2. Схема к вычислению дирекционного угла и азимута

1 – вертикальная линия километровой сетки на карте; 2 - нижний край карты; 3 – направление магнитного меридиана; 4 – направление истинного меридиана.

Далее в вычисляют магнитный азимут:

где γ- угол между вертикальной линией сетки карты и магнитным меридианом (рис. 2) указан внизу карты местности. По полученной величине азимута А1, вычисляют значение магнитных азимутов и румбов остальных линий. Так, азимут линии П2 будет А2 = А1 α1.В формуле знак «+» принимают, если трасса поворачивает вправо на угол α, и знак «-» , если она поворачивает влево на угол α.

По величине азимутов вычисляют румбы линии по условию:

0 ≤ А ≤ 90 - румб СВ:А

90 < А ≤ 180 - румб ЮВ:(А-90)

- румб ЮЗ:(А-180)

- румб СЗ:(А-270)

Далее составляется ведомость углов поворота, прямых и кривых.

Правильность составления ведомости прямых и кривых проверяют:

по длине трассы

наносится ломаная трасса по вариантам, вписываются закругления на основе ведомости углов поворота, прямых и кривых. На каждом закруглении приводятся основные его параметры