Виды и характеристики расчетных нагрузок. Методика приведения автомобилей к расчетному.

Расчетная нагрузка - виртуальная ось с определенными параметрами. Выбор конкретных параметров и вида расчетной нагрузки зависит от принятых в различных странах подходах и расчетов. Данные параметры могут существенно отклоняться в зависимости от принятых расчетных подходах, уровня развития науки и квалификации научных и инженерных кадров. Имеются определенные отличия при выборе расчетной нагрузки для загородных дорог и городских улиц

1 При проектировании дорожных одежд в качестве расчетных принимают нагрузки, соответ­ствующие предельным нагрузкам на ось расчетного двухосного автомобиля, которые представлены
в таблице В.1.

Таблица В.1 — Предельные нагрузки на ось расчетного двухосного автомобиля

Группа расчетной нагрузки Нормативная статическая нагрузка на покрытие от колеса расчетного автомобиля Qрасч, кН Расчетные параметры нагрузки
р, МПа D, м
А1 50,0 0,60
А2 57,5
А3 65,0
Примечания 1 В числителе приведены значения для движущегося колеса, в знаменателе — для неподвижного колеса. 2 Данные о нагрузках, передаваемых на дорожное покрытие серийно выпускаемыми автотранспортными средствами, принимают по специальным справочникам.

 

Для приведения реального потока транспортных средств к расчетной нагрузке используют коэффициенты приведения. Суммарный коэффициент приведения нагрузки Smсум определяют по формуле

(В.1)

где n — число осей у данного транспортного средства, для приведения которого к расчетной нагрузке определяется коэффициент Smсум;

Sп — коэффициент приведения номинальной динамической нагрузки от колеса каждой из n осей транспортного средства к расчетной динамической нагрузке.

Коэффициент приведения нагрузки Sп определяют по формуле

Sп = (Qдп/Qрасч)Р, (В.2)

где Qдп — номинальная динамическая нагрузка от колеса на покрытие, кН;

Qрасч — нормативная статическая нагрузка от колеса на покрытие, кН;

Р — показатель степени, принимаемый равным:

4,4 — для дорожных одежд капитального типа;

3,0 — для дорожных одежд облегченного типа;

2,0 — для дорожных одежд переходного и низшего типов.

Номинальную динамическую нагрузку Qдп, кН, определяют по паспортным данным на транспортное средство с учетом распределения статических нагрузок на каждую ось по формуле

Qдп = Кдин × Qп, (В.3)

где Кдин — коэффициент динамичности, Кдин = 1,3;

Qп— паспортная статическая нагрузка на колесо данной оси, кН.

При определении расчетного значения номинальной статической нагрузки для многоосных автомобилей фактическую номинальную нагрузку на колесо, определяемую по паспортным данным, следует умножать на коэффициент Кс, вычисляемый по формуле

Кс = аb , (В.4)

где Бm — расстояние между крайними осями автотранспортного средства, м;

a, b, c — параметры, определяемые в зависимости от капитальности дорожной одежды и числа осей тележки

Суммарный коэффициент приведения определяют в следующей последовательности:

— назначают расчетную нагрузку и определяют ее параметры: Qрасч, р и D;

— для каждой марки автомобилей в составе перспективного движения по паспортным данным устанавливают величину номинальной статической нагрузки на колесо для всех осей транспортного средства Qп;

— умножив полученные значения Qп и расчетную нагрузку Qрасч на коэффициент динамичности, находят величины номинальных динамических нагрузок Qдп от колеса для каждой оси и величину расчетной динамической нагрузки Qдрасч;

— по формуле (В.2) вычисляют коэффициент приведения номинальной нагрузки от колеса каждой из осей Sп к расчетной;

— по формуле (В.1) вычисляют суммарный коэффициент приведения нагрузки от рассматриваемого типа автомобиля к расчетной нагрузке.

Допускается принимать суммарный коэффициент приведения Smсум по данным таблицы В.3 ТКП 45-3.03-112 АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ. НЕЖЕСТКИЕ ДОРОЖНЫЕ ОДЕЖДЫ Правила проектирования