Пересечение водотоков

Водотоки бывают постоянные (реки, ручьи), отмеченные на карте синей линией, и периодически действующие. Для установления положения периодически действующих анализируют все понижения черного профиля с помощью карты местности. Если на рассматриваемом понижении возможен сток воды в обе стороны, то такое понижение является седловиной и не требует устройства водопропускного сооружения. Над таким понижением на профиле обозначается отвод воды в обе стороны трассы (точка со стрелками вверх и вниз от нее).

Если же по понижению местности к дороге подходит вода, то ее пропускают под дорогой с помощью труб или мостов.

У труб контрольная отметка равна:

а) по засыпке над трубой (не менее 0,5м):

Нпр = Нч + d + t + 0,5 + Н + (0,5b+c) in,

где Нч - отметка черного профиля;

d - внутренний диаметр круглой трубы или высота прямоугольной;

t - толщина стенки трубы;

Н - толщина дорожной одежды (по заданию);

b – ширина проезжей части дорог II – VI категорий или одного направления I категории;

c – ширина укрепительной полосы;

in – уклон проезжей части.

б) по возвышению бровки земляного полотна над уровнем воды (УПВ), равное 0,5м при безнапорном режиме и 1,0м - при напорном:

Нпр = УПВ + 0,5(1,0) + (0,5b + c) in + (a - c) io,

где а, iо – ширина и поперечный уклон обочины.

У мостов через несудоходные реки контрольная отметка равна:

Нпр = РУВВ + Z + С,

где РУВВ - расчетный уровень высокой воды, назначается условно на 1-2м выше отметки бровки русла;

Z - расстояние от расчетного уровня высокой воды РУВВ до низа пролетного строения (1,0 в РБ);

С - строительная высота пролетного строения .

Полученные значения контрольных отметок являются лишь минимальными по условиям проектирования , проектная линия может пройти выше их.

Руководящие рабочие отметки:

Проектную линию (ось проезжей части) следует стремиться проектировать по обертывающей (в насыпях). Руководящие рабочие отметки hр (минимальные высоты насыпи) вычисляют:

Ø по обеспечению снегонезаносимости дороги на открытых участках:

,

где hCН.5% - высота снега в данной местности с вероятностью превышения 5%;

∆h - запас высоты насыпи над снежным покровом для размещения сбрасываемого с дороги снега и увеличения скорости снежного потока над дорогой.

Ø по обеспечению хорошего водного режима земляного полотна на участках 2-го и 3-го типов местности по увлажнению

,

где - минимальное возвышение низа дорожной одежды над поверхностью земли с необеспеченным стоком ( ) или над уровнем грунтовых вод ( ).

Нд.о – толщина дорожной одежды;

- ширина и поперечный уклон проезжей части;

- глубина залегания грунтовых вод

Проектная линия может состоять из прямо- и криволинейных участков. Криволинейные участки могут проектироваться по круговым кривым и с помощью сплайнов. При ручном проектировании используют круговые кривые при применении ЭВМ – сплайны.

При ручном проектировании проектную линию прокладывают с помощью гибкой линейки или лекал вертикальных кривых с учетом руководящих рабочих отметок и контрольных отметок. Полученную проектную линию заменяют ломаной.

 

Определяют графически пикетное положение и отметки точек А, В, С, D ломаной. Вычисляют уклоны прямых АВ, ВС, CD и т.д., округляют до целого значения промилле и корректируют отметки точек или их пикетное положение. В переломы проектной линии вписывают вертикальные кривые, если переломы более 2 ‰ – на дорогах I-а, I-б, I-в, II категорий; 5 ‰– на дорогах III, IV, V категорий с усовершенствованными дорожными одеждами; 20 ‰ – на дорогах IV, V категорий с переходными и низшими типами дорожных одежд. При этом длина прямой должна составлять не менее 150 м.