Пересечение водотоков
Водотоки бывают постоянные (реки, ручьи), отмеченные на карте синей линией, и периодически действующие. Для установления положения периодически действующих анализируют все понижения черного профиля с помощью карты местности. Если на рассматриваемом понижении возможен сток воды в обе стороны, то такое понижение является седловиной и не требует устройства водопропускного сооружения. Над таким понижением на профиле обозначается отвод воды в обе стороны трассы (точка со стрелками вверх и вниз от нее).
Если же по понижению местности к дороге подходит вода, то ее пропускают под дорогой с помощью труб или мостов.
У труб контрольная отметка равна:
а) по засыпке над трубой (не менее 0,5м):
Нпр = Нч + d + t + 0,5 + Н + (0,5b+c) in,
где Нч - отметка черного профиля;
d - внутренний диаметр круглой трубы или высота прямоугольной;
t - толщина стенки трубы;
Н - толщина дорожной одежды (по заданию);
b – ширина проезжей части дорог II – VI категорий или одного направления I категории;
c – ширина укрепительной полосы;
in – уклон проезжей части.
б) по возвышению бровки земляного полотна над уровнем воды (УПВ), равное 0,5м при безнапорном режиме и 1,0м - при напорном:
Нпр = УПВ + 0,5(1,0) + (0,5b + c) in + (a - c) io,
где а, iо – ширина и поперечный уклон обочины.
У мостов через несудоходные реки контрольная отметка равна:
Нпр = РУВВ + Z + С,
где РУВВ - расчетный уровень высокой воды, назначается условно на 1-2м выше отметки бровки русла;
Z - расстояние от расчетного уровня высокой воды РУВВ до низа пролетного строения (1,0 в РБ);
С - строительная высота пролетного строения .
Полученные значения контрольных отметок являются лишь минимальными по условиям проектирования , проектная линия может пройти выше их.
Руководящие рабочие отметки:
Проектную линию (ось проезжей части) следует стремиться проектировать по обертывающей (в насыпях). Руководящие рабочие отметки hр (минимальные высоты насыпи) вычисляют:
Ø по обеспечению снегонезаносимости дороги на открытых участках:
,
где hCН.5% - высота снега в данной местности с вероятностью превышения 5%;
∆h - запас высоты насыпи над снежным покровом для размещения сбрасываемого с дороги снега и увеличения скорости снежного потока над дорогой.
Ø по обеспечению хорошего водного режима земляного полотна на участках 2-го и 3-го типов местности по увлажнению
,
где - минимальное возвышение низа дорожной одежды над поверхностью земли с необеспеченным стоком ( ) или над уровнем грунтовых вод ( ).
Нд.о – толщина дорожной одежды;
- ширина и поперечный уклон проезжей части;
- глубина залегания грунтовых вод
Проектная линия может состоять из прямо- и криволинейных участков. Криволинейные участки могут проектироваться по круговым кривым и с помощью сплайнов. При ручном проектировании используют круговые кривые при применении ЭВМ – сплайны.
При ручном проектировании проектную линию прокладывают с помощью гибкой линейки или лекал вертикальных кривых с учетом руководящих рабочих отметок и контрольных отметок. Полученную проектную линию заменяют ломаной.
Определяют графически пикетное положение и отметки точек А, В, С, D ломаной. Вычисляют уклоны прямых АВ, ВС, CD и т.д., округляют до целого значения промилле и корректируют отметки точек или их пикетное положение. В переломы проектной линии вписывают вертикальные кривые, если переломы более 2 ‰ – на дорогах I-а, I-б, I-в, II категорий; 5 ‰– на дорогах III, IV, V категорий с усовершенствованными дорожными одеждами; 20 ‰ – на дорогах IV, V категорий с переходными и низшими типами дорожных одежд. При этом длина прямой должна составлять не менее 150 м.