Боковая видимость.


5. Проектирование плана трассы автомобильной дороги.

Трасса - положение оси автомобильной дороги на местности.

Проектирование плана трассы включает:

Ø выяснение препятствий трассированию и контрольных точек;

Ø проложение вариантов плана трассы;

Ø подбор радиусов и длин переходных кривых закруглений;

Ø пикетаж и составление ведомости углов поворота, прямых и кривых;

Ø составление чертежа "План трассы".

Перед проложением трассы выясняют препятствия трассированию и контрольные точки. Препятствиями являются озера, населенные пункты, запретные зоны. Контрольными точками могут быть места пересечения с железными и автомобильными дорогами, реками.

Автомобильные дороги I-III категорий пересекаются с железными дорогами в разных уровнях всегда, а дороги IV категории - в отдельных случаях водном уровне. При этом острый угол пересекающихся дорог должен быть не менее 60°.

Автомобильные дороги Iа категории пересекаются в разных уровнях с дорогами I-V категорий, Варианты плана трассы рекомендуется проектировать методом упругой линии с помощью гибкой линейки с учетом контрольных точек и препятствий

Полученное криволинейное очертание плана трассы представляет примерное положение трассы (предварительный вариант). Для обеспечения возможности выно­ски этой трассы на местность кривую заменяют ломаной прямой (рис.1).

После этого измеряют углы поворота трассы (α1, α2, α3) в местах изменения направления прямых, расстояние между вершинами углов (П2, П3), расстояние от начала (точка А) и конца (точка В) участка трассы до ближайших ВУ, а также биссектрисы закруглений Б1, Б2, Б3.

Рис.1. Схема замены криволинейного плана трассы ломаным очертанием

Вписывают в углы поворота закругления таким образом, чтобы новое положение трассы примерно соответствовало положению предварительного варианта трассы, выдерживались нормативы плана трассы (радиусы и длины переходных кривых и прямых вставок), не было накладки соседних закруглений. Радиус кривых назначают, как правило, не менее рекомендуемого. Если его невозможно вписать, то целесообразно изменить положение вершины угла с целью снятия ограничения, вынудившего уменьшать радиус. Ориентировочные радиусы закруглений определяют по величине биссектрисы Бi и угла поворота αi: (1)

Если хотя бы один из полученных по (1) радиусов меньше минимального, то следует изменить план трассы с целью уменьшения αi, увеличения Бi, и повторно вычислить RБiпо (1). Вычисляют ориентиро­вочные тангенсы круговых кривых, принимая сдвижку p = 0,

Принимают смещение начала закругления равным:ti = 0,5 ∙Li.

Проверяют достаточность длин прямых П1, П2, П3, П4 (рис.1) для размещения общих тангенсов . Так, крайние прямые П1, П4 должны быть не меньше общего тангенса крайних закруглений, а промежуточные П2, П3 - суммы общих тангенсов соседних закруглений.Если,например,П3< , то необходимо уменьшить радиус второго или третьего закругления так, чтобы он был не меньше минимального, определить новые значения общих тангенсов и проверить условие

П3 .Пикетаж включает нанесение пикетов и плюсовых точек на трассе с помощью измерителя и установление пикетного положения вершин углов поворота. Пикетное положение (рис.1):

· первой вершины - ВУ1 = НХ + П1;

· второй вершины - ВУ2 = ВУ1 + П2 – Д1

· конец хода - КХ =∑Пi - ∑Дi

В формулах длины участков ломаной трассы измеряются по карте, а домер Д, вычисляется по формуле.На каждом закруглении при известных значениях a, R, L вычисляют остальные элементы закругления с точностью до 0,01 м, пикетные положения основных точек закругления. По трассе определяют длины оставшихся прямых участков трассы и их румбы. Румб (магнитный или истинный) – острый угол между ближайшим концом меридиана (магнитного или истинного) и направлением прямой.

Дирекционный угол – угол между вертикальной линией 1 километровой сетки карты и направлением прямой (рис.2).

Так, для прямой ВУ1-ВУ2 дирекционный угол равен ДУ2 (рис.2).

 

.

Далее в вычисляют магнитный азимут:

где γ- угол между вертикальной линией сетки карты и магнитным меридианом (рис. 2) указан внизу карты местности. По полученной величине азимута А1, вычисляют значение магнитных азимутов и румбов остальных линий. Так, азимут линии П2 будет А2 = А1 α1.В формуле знак «+» принимают, если трасса поворачивает вправо на угол α, и знак «-» , если она поворачивает влево на угол α.

По величине азимутов вычисляют румбы линии по условию:

0 ≤ А ≤ 90 - румб СВ:А

90 < А ≤ 180 - румб ЮВ:(А-90)

- румб ЮЗ:(А-180)

- румб СЗ:(А-270)

Далее составляется ведомость углов поворота, прямых и кривых.

Правильность составления ведомости прямых и кривых проверяют:

по длине трассы

На основе чертежа местности, полученного путем ксерокопирования карты местности, вычерчивается ситуация в полосе не менее 100 м в каждую сторону от трассы автомобильной дороги по вариантам. На ватмане формата А4 ∙ n наносится ломаная трасса по вариантам, вписываются закругления на основе ведомости углов поворота, прямых и кривых. На каждом закруглении приводятся основные его параметры