Вопрос. Понятие и виды систематизации нормативных правовых актов.
Систематизация –это упорядочение нормативных актов, приведение их в определённую систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранение устаревших и неэффективных норм права, разрешение юридических конфликтов, ликвидация пробелов.
Выделяют такие виды систематизации как:
1. Инкорпорация – это деятельность по объединению правового материала, при котором он полностью или частично размещается в различных сборниках в установленном порядке. Инкорпорацией могут заниматься как государственные органы, так и общественные организации и отдельные граждане, поэтому различают инкорпорацию официальную, неофициальную, официозную.
Официальная инкорпорация предполагает принятие унифицированных сборников и собраний, а также инкорпорированных актов теми органами, которые издали эти акты. Данная инкорпорация осуществляет подготовку и издание соответствующих систематических собраний и сборников специальными, уполномоченными на такую деятельность государственными органами.
Неофициальные систематические собрания формируются различными ведомствами, научными и учебными заведениями, а также частными лицами без поручения и контроля правотворческого органа. Одним из видов систематизации является хронологическая систематизация документов по официальной дате их опубликования.
Предметная инкорпорация – это такой вид систематизации, который позволяет выделить действующие нормативные акты высших органов государственной власти и управления, расположенных по предметному принципу со строго тематической направленностью. Предметная инкорпорация является результатом глубокого изучения и анализа материала, который объединяют по отраслевому признаку.
2. Кодификация – это одна из разновидностей систематизации, осуществляющая деятельность по основательной (внешней и внутренней) переработке действующего законодательства через подготовку и принятие нового кодификационного акта, который приводит правовые нормы к единой юридической силе, которая сообщается новому акту законодательным государственным органом.
Существуют следующие виды кодификации:
– всеобщая кодификация (формирование сводных кодифицированных актов по главным отраслям законодательства;
– отраслевая кодификация (систематизация норм права по какой-либо отрасли или подотрасли права);
– специальная кодификация, соединяющая нормы права института или группы институтов права.
3. Консолидация – это систематизация нормативных актов, которая создается путем устранения и преобразования нормативных актов, их унификации и создания законодательства крупных однородных блоков как важного промежуточного звена между текущим правотворчеством и кодификацией.
Таким образом, все виды систематизации – это процедуры по обработке, а также упорядочению законодательства, его улучшению, устранению противоречий, несогласованностей. Это также обоснованная, необходимая и определенная деятельность уполномоченных лиц и органов, через которую осуществляется упорядочение законодательства в целях использования и применения ее на практике.
21- Вопрос. Понятие и структура системы права. Система права и система законодательства.
Система права – это нормативное образование, включающее в себя нормы права, правовые институты и отрасли права, которые тесно взаимодействуют между собой и которые обусловлены системой общественных отношений.
Право, кроме внешней формы, имеет и внутреннюю, под которой понимается её строение. Система права – это его внутренняя структура, состоящая из взаимосогласованных структурных элементов норм, субинститутов, институтов, подотраслей и отраслей права.
Системное устройство права означает, что оно представляет собой целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определённой иерархической связи.
Системная организация права имеет важное значение как для законодателя, который принимая НПА обязан гармонично включить его в существующую систему права, не нарушая её целостности, так и для правоприменителя системный принцип права в сфере правоприменительной деятельности позволяет правильно истолковать и применить норму права. Существенно влияние системности права и на процесс систематизации законодательства.
Первичным элементом системы права выступают нормы права, которые объединяются в более крупные образования – институты, подотрасли, отрасли.
Система права характеризуется тем, что :
-обусловлена социально-экономическими, политическими, национальными, религиозными, культурными, историческими факторами
-имеет объективный характер, так как она зависит от объективно существующих общественных отношений и не может создаваться по чисто субъективному усмотрению людей
-её элементы непротиворечивы, внутренне согласованы, взаимоувязаны, что придаёт ей целостность и единство.
Понятие система права не следует отождествлять с понятием правовая система. Последнее шире по объёму и включает в себя по мимо системы права, юридическую практику и правосознание. Таким образом правовая система и система права соотносятся как целое и часть.
Основные структурные элементы системы права:
-отрасль права
-подотрасль права
-институт права
-субинститут права
-норма права.
Под системой законодательства понимается совокупность нормативных правовых актов, в которых объективируются содержательные и структурные характеристики права. Иначе говоря, законодательство служит внешней формой выражения права. Система права и система законодательства тесно взаимосвязаны. И то и другое определяются социальными факторами – экономическими, политическими, духовно-культурными и др.
Между системой права и системой законодательства существует связь. Так, система права требует, чтобы источники права систематизировались по отраслевому признаку, нормы одной отрасли права или института объединялись в единый кодифицированный акт или сборник законодательства. Следовательно, система права служит основой систематизации нормативных актов. Часть отраслей права имеет совпадающие с ними отраслями законодательства.
Законодательство является, прежде всего, местом закрепления правовых норм и средством придания им определенности и объективности, их организации и объединения в правовые акты.
Вместе с тем система права и система законодательства различаются между собой.
Обычно называются следующие различия между системой права и системой законодательства.
1. Система права складывается объективно, в соответствии со сложившимися в каждой стране общественными отношениями, в то время как система законодательства носит во многом субъективный характер, поскольку складывается по воле законодателя, в результате целенаправленной деятельности.
2. Система права, представляя собой внутреннюю его структуру, является структурой содержания права, в то время как система законодательства выражает структуру формы права.
3. Исходным элементом системы права служит норма права, а первичным элементом системы законодательства – нормативный правовой акт.
4. Система права является определяющим фактором в построении системы законодательства. Опираясь на объективно существующие закономерности общественного развития, система права выступает как первичное, исходное начало по отношению к системе законодательства. Последняя должна в максимальной степени соответствовать системе права: процессы, происходящие в системе права, в том числе интеграция, дифференциация, расширение или сужение сферы правового регулирования, неизменно отражаются и на законодательстве. Иначе говоря, система права служит важнейшим ориентиром для законодателя при принятии, изменении или отмене тех или иных законодательных актов.
5. Система законодательства по объему шире, чем система права. Она включает не только материал, дифференцированный по предмету и методу правового регулирования, но и предписания и другой материал, который комплексно регулирует различные виды общественных отношений, используя одновременно различные методы регулирования или комбинацию этих методов. Одним словом, система права строится строже, чем система законодательства.
6. В отличие от системы права, построенной главным образом на горизонтальных связях между входящими в нее элементами, т. е. на отраслевых различиях, система законодательства имеет не только отраслевые различия, но и иерархические – по юридической силе нормативных правовых актов, а также федеративную систему законодательства, которая включает акты федерального законодательства и акты субъектов Федерации.