Российской Федерации.

 

Статья 1 Конституции РФ характеризует ее как феде­ративное государство. Прежде чем дать характеристику федеративного устройства России, нужно рассмотреть не­которые черты, характеризующие федерацию в целом.

Каждое государство имеет определенную форму госу­дарственного устройства. Государственное устройство- это его территориальная или национально-территориальная организация, форма государственных связей между госу­дарством в целом и его частями, их правовое положение и административно-территориальное деление.

Существуют две формы государственного устройства: унитарное и федеративное. Унитарное государство- это единое государство, состоящее из административно-территориальных единиц. Федеративное государство(федерация) -это союзное государство, состоящее из двух и более государств, являющихся его членами. Образование федеративного государства возможно посредством объеди­нения нескольких государств в союзное государство или выделения из состава единого государства нескольких го­сударств (государственных образований), взаимодействую­щих па основе федерализма.

Федерализм- это принцип взаимоотношений федера­тивного государства и его составных частей (субъектов), для которого характерна значительная децентрализация

и определенная конституцией самостоятельность субъектов федерации в осуществлении государственной власти.

Федерацию следует отличать от конфедерации. Феде­рация - союзное государство, понятие государственно-правовое. Конфедерация - союз государств, понятие между народно-правовое. Федерация как форма государ­ственной организации в наше время широко распростра­нена, а конфедераций не существует, хотя в прошлом они встречались. Объяснение этой закономерной эволюции в том, что конфедерация значительно больше, чем федера­ция обособляет объединенные в ней государства. Поэтому конфедерация является переходной формой, которая ведет либо к полному распаду союза, либо к федеративной фор­ме государственного устройства. Конфедерации с однона­циональным составом населения переросли в федерации (Германия, США), а конфедерации с многонациональным составом (Австро-Венгрия) распались.

Федерация отличается от конфедерации рядом черт:

· конфедерация создается посредством заключения договора. Федерация может быть создана путем за­крепления этой формы государственного устройства в конституции (Конституция РСФСР 1918 г.);

· конфедерация обязательно предполагает возможность одностороннего выхода каждого ее члена из конфеде­рации. В федерации такое право, как правило, не за­крепляется;

· конфедерация не обладает суверенитетом. Каждый член конфедерации остается суверенным государ­ством. Федерация является суверенным государством, а ее субъекты, как правило, не обладают суверени­тетом;

· предметы ведения конфедерации (вопросы войны и мира, внешней политики, формирования единой армии, разрешения споров между субъектами кон­федерации) значительно уже, чем предметы ведения федерации;

· в конфедерации по сравнению с федерацией созда­ется узкий круг государственных органов (парламент, правительство), необходимых для осуществления ее задач;

· постоянно действующие органы конфедерации не об­ладают властными полномочиями. Для их действий необходимо согласие парламентов субъектов конфе­дерации, которые могут отказать в их признании;

· бюджет конфедерации формируется за счет добро­вольных взносов субъектов конфедерации,

· в конфедерации нет единой системы, денежного обра­щения, нет союзного гражданства, нет единых воору­женных сил,

· субъекты конфедерации вправе устанавливать тамо­женные и иные ограничения, препятствующие пере­движению лиц, товаров, услуг и капиталов.

В науке конституционного права предлагается класси­фикация существующих федераций по различным крите­риям.

Федерации принято подразделять на федерации, субъек­ты которых создаются: по национальному принципу, с учетом расселения на территории определенной национальности (ранее - СФРЮ, ЧССР), по территориальному принци­пу (США, ФРГ и др.). по национально-территориальному принципу (Российская Федерация).

С точки зрения способа создания федеративные госу­дарства делят на договорные и конституционные федера­ции. Договорными принято считать федерации, созданные на основе заключения договора двух и более суверенных государств о создании нового союзного государства. Приме­ром может служить заключение Договора между РСФСР, ЗСФСР, УССР и БССР и принятие Декларации об образо­вании СССР, которые были подписаны 30 декабря 1922 г.

Конституционными считают федерации, созданные в ре­зультате принятия конституции или поправок к ней. Та­ковой является Российская Федерация, провозглашенная федерацией Конституцией РСФСР 1918 г.

По способу взаимоотношений федерации и ее субъектов выделяют федерации на основе союза (СССР, США) и фе­дерации на базе автономии (Российская Федерация, Бель­гия, Австрия).

В зависимости от способа распределения и осуществле­ния властных полномочий бывают централизованные (Рос­сийская Федерация, Индия, Пакистан) и относительно децентрализованные федерации (ФРГ, США).

Довольно новой является классификация федераций на симметричные и асимметричные. Симметричные фе­дерации характеризуются тем, что субъекты федерации имеют одинаковое название и равный правовой статус.

Асимметричные федерации имеют две разновидности: 1) федерация с относительной асимметрией, когда субъ­екты федерации имеют одинаковое наименование, но раз­ный правовой статус (Индия); 2) федерации с абсолютной асимметрией, когда субъекты федерации имеют различные наименования и разный правовой статус (Российская Фе­дерация).

Россия до Октября 1917 г. была единым унитарным многонациональным государством и оставалась таковой до начала 1918 г. Решениями III Всероссийского съезда Со­ветов в январе 1918 г. она была провозглашена федерацией «на основе свободного союза свободных наций».

РСФСР стала новым типом федерации, основанной на автономии. Ее субъектами были автономные респу­блики, автономные области и национальные округа, пе­реименованные в 1978 г. в автономные округа. При этом территории, населенные русским народом, составляющим примерно 86% всего населения России, остались вне феде­ративных отношений, являясь обычными административно-территориальными единицами.

После распада СССР в 1991 г. процесс создания новой российской государственности был непоследовательным и эклектичным. Российская Федерация вобрала в себя обломки старой советской государственности в том виде, в каком они ей достались. Федеральная власть была не на­столько сильна, чтобы диктовать свою политическую волю, и была вынуждена идти на уступки автономным образо­ваниям. В 1990–1991 гг. Верховные Советы большинства автономных республик провозгласили себя суверенными государствами. Советы народных депутатов Адыгейской, Горно-Алтайской, Карачаево-Черкесской автономных обла­стей приняли решение о преобразовании своих автономий в суверенные республики в составе России. Соответствую­щие изменения в их правовом статусе были зафиксированы в Конституции РСФСР 1978 г.

31 марта 1992 г. был подписан Федеративный дого­вор, распределивший предметы ведения и полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Фе­деративный договор признал бывшие административно-территориальные единицы (края, области, города Москву и Санкт-Петербург) субъектами РФ.

Дальнейшее развитие российского федерализма связано с принятием Конституции РФ 1993 г., которая в качестве субъектов Федерации закрепила республики, края, области, города федерального значения, автономную область, авто­номные округа.

В качестве конституционной основы федеративного устройства Российской Федерации закреплены такие принципы, как:

· государственная целостность;

· единство системы государственной власти;

· разграничение предметов ведения полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов;

· равноправие и самоопределение народов Российской Федерации.

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации равноправны между собой. Закрепляя принцип равноправия всех субъектов Российской Федерации, Конституция в качестве одного из важнейших принципов закрепляет принцип единого и равного гражданства Российской Федерации, независимо от оснований его приобретения, а каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и имеет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

Важнейшее значение для нормального функционирования российского федерализма имеет принцип установления единого государственного языка на всей территории Российской Федерации, коим является русский язык. Свои государственные языки могут устанавливать и республики. Они используются наряду с государственным языком Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления и государственных учреждениях этих республик. Вместе с тем, Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка и создание условий для его изучения и развития и гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.