Российской Федерации.
Статья 1 Конституции РФ характеризует ее как федеративное государство. Прежде чем дать характеристику федеративного устройства России, нужно рассмотреть некоторые черты, характеризующие федерацию в целом.
Каждое государство имеет определенную форму государственного устройства. Государственное устройство- это его территориальная или национально-территориальная организация, форма государственных связей между государством в целом и его частями, их правовое положение и административно-территориальное деление.
Существуют две формы государственного устройства: унитарное и федеративное. Унитарное государство- это единое государство, состоящее из административно-территориальных единиц. Федеративное государство(федерация) -это союзное государство, состоящее из двух и более государств, являющихся его членами. Образование федеративного государства возможно посредством объединения нескольких государств в союзное государство или выделения из состава единого государства нескольких государств (государственных образований), взаимодействующих па основе федерализма.
Федерализм- это принцип взаимоотношений федеративного государства и его составных частей (субъектов), для которого характерна значительная децентрализация
и определенная конституцией самостоятельность субъектов федерации в осуществлении государственной власти.
Федерацию следует отличать от конфедерации. Федерация - союзное государство, понятие государственно-правовое. Конфедерация - союз государств, понятие между народно-правовое. Федерация как форма государственной организации в наше время широко распространена, а конфедераций не существует, хотя в прошлом они встречались. Объяснение этой закономерной эволюции в том, что конфедерация значительно больше, чем федерация обособляет объединенные в ней государства. Поэтому конфедерация является переходной формой, которая ведет либо к полному распаду союза, либо к федеративной форме государственного устройства. Конфедерации с однонациональным составом населения переросли в федерации (Германия, США), а конфедерации с многонациональным составом (Австро-Венгрия) распались.
Федерация отличается от конфедерации рядом черт:
· конфедерация создается посредством заключения договора. Федерация может быть создана путем закрепления этой формы государственного устройства в конституции (Конституция РСФСР 1918 г.);
· конфедерация обязательно предполагает возможность одностороннего выхода каждого ее члена из конфедерации. В федерации такое право, как правило, не закрепляется;
· конфедерация не обладает суверенитетом. Каждый член конфедерации остается суверенным государством. Федерация является суверенным государством, а ее субъекты, как правило, не обладают суверенитетом;
· предметы ведения конфедерации (вопросы войны и мира, внешней политики, формирования единой армии, разрешения споров между субъектами конфедерации) значительно уже, чем предметы ведения федерации;
· в конфедерации по сравнению с федерацией создается узкий круг государственных органов (парламент, правительство), необходимых для осуществления ее задач;
· постоянно действующие органы конфедерации не обладают властными полномочиями. Для их действий необходимо согласие парламентов субъектов конфедерации, которые могут отказать в их признании;
· бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов субъектов конфедерации,
· в конфедерации нет единой системы, денежного обращения, нет союзного гражданства, нет единых вооруженных сил,
· субъекты конфедерации вправе устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов.
В науке конституционного права предлагается классификация существующих федераций по различным критериям.
Федерации принято подразделять на федерации, субъекты которых создаются: по национальному принципу, с учетом расселения на территории определенной национальности (ранее - СФРЮ, ЧССР), по территориальному принципу (США, ФРГ и др.). по национально-территориальному принципу (Российская Федерация).
С точки зрения способа создания федеративные государства делят на договорные и конституционные федерации. Договорными принято считать федерации, созданные на основе заключения договора двух и более суверенных государств о создании нового союзного государства. Примером может служить заключение Договора между РСФСР, ЗСФСР, УССР и БССР и принятие Декларации об образовании СССР, которые были подписаны 30 декабря 1922 г.
Конституционными считают федерации, созданные в результате принятия конституции или поправок к ней. Таковой является Российская Федерация, провозглашенная федерацией Конституцией РСФСР 1918 г.
По способу взаимоотношений федерации и ее субъектов выделяют федерации на основе союза (СССР, США) и федерации на базе автономии (Российская Федерация, Бельгия, Австрия).
В зависимости от способа распределения и осуществления властных полномочий бывают централизованные (Российская Федерация, Индия, Пакистан) и относительно децентрализованные федерации (ФРГ, США).
Довольно новой является классификация федераций на симметричные и асимметричные. Симметричные федерации характеризуются тем, что субъекты федерации имеют одинаковое название и равный правовой статус.
Асимметричные федерации имеют две разновидности: 1) федерация с относительной асимметрией, когда субъекты федерации имеют одинаковое наименование, но разный правовой статус (Индия); 2) федерации с абсолютной асимметрией, когда субъекты федерации имеют различные наименования и разный правовой статус (Российская Федерация).
Россия до Октября 1917 г. была единым унитарным многонациональным государством и оставалась таковой до начала 1918 г. Решениями III Всероссийского съезда Советов в январе 1918 г. она была провозглашена федерацией «на основе свободного союза свободных наций».
РСФСР стала новым типом федерации, основанной на автономии. Ее субъектами были автономные республики, автономные области и национальные округа, переименованные в 1978 г. в автономные округа. При этом территории, населенные русским народом, составляющим примерно 86% всего населения России, остались вне федеративных отношений, являясь обычными административно-территориальными единицами.
После распада СССР в 1991 г. процесс создания новой российской государственности был непоследовательным и эклектичным. Российская Федерация вобрала в себя обломки старой советской государственности в том виде, в каком они ей достались. Федеральная власть была не настолько сильна, чтобы диктовать свою политическую волю, и была вынуждена идти на уступки автономным образованиям. В 1990–1991 гг. Верховные Советы большинства автономных республик провозгласили себя суверенными государствами. Советы народных депутатов Адыгейской, Горно-Алтайской, Карачаево-Черкесской автономных областей приняли решение о преобразовании своих автономий в суверенные республики в составе России. Соответствующие изменения в их правовом статусе были зафиксированы в Конституции РСФСР 1978 г.
31 марта 1992 г. был подписан Федеративный договор, распределивший предметы ведения и полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Федеративный договор признал бывшие административно-территориальные единицы (края, области, города Москву и Санкт-Петербург) субъектами РФ.
Дальнейшее развитие российского федерализма связано с принятием Конституции РФ 1993 г., которая в качестве субъектов Федерации закрепила республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.
В качестве конституционной основы федеративного устройства Российской Федерации закреплены такие принципы, как:
· государственная целостность;
· единство системы государственной власти;
· разграничение предметов ведения полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов;
· равноправие и самоопределение народов Российской Федерации.
Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации равноправны между собой. Закрепляя принцип равноправия всех субъектов Российской Федерации, Конституция в качестве одного из важнейших принципов закрепляет принцип единого и равного гражданства Российской Федерации, независимо от оснований его приобретения, а каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и имеет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.
Важнейшее значение для нормального функционирования российского федерализма имеет принцип установления единого государственного языка на всей территории Российской Федерации, коим является русский язык. Свои государственные языки могут устанавливать и республики. Они используются наряду с государственным языком Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления и государственных учреждениях этих республик. Вместе с тем, Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка и создание условий для его изучения и развития и гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.