Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, виды.
Конституционное право России состоит из норм. Конституционно-правовая норма-это правило поведения субъектов конституционно-правового отношения. Конституционно-правовая норма, будучи разновидностью правовой нормы, характеризуется признаками, присущими всем правовым нормам. Во-первых, она представляет собой правило поведения участников конституционно-правового отношения. Во-вторых, конституционно-правовая норма устанавливается уполномоченным на то органом государственной власти или органом местного самоуправления. В-третьих, исполнение конституционно-правовой нормы обеспечивается при необходимости принудительной силой государства.
Вместе с тем конституционно-правовая норма обладает определенной спецификой. Прежде всего специфика конституционно-правовых нормвытекает из основного источника конституционного права, которым является Конституция РФ. Все нормы Конституции являются конституционно-правовыми нормами, которые одновременно выступают д качестве принципов для других отраслей российского права. Следовательно, конституционно-правовые нормы занимают ведущее место в системе норм российского права.
Специфика конституционно-правовой нормы проявляется в своеобразии ее структуры. Образцом структуры правовой нормы является наличие в ней трех элементов: гипотезы, диспозиции, санкции. Этому образцу, например, соответствуют нормы уголовного права. Что касается конституционно-правовых норм, то они, как правило, не имеют всех трех перечисленных элеменгов. Большинство конституционно-правовых норм состоят только из диспозиции. Например, ч. 1 ст. 5 Конституции РФ гласит: «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов -равноправных субъектов Российской Федерации «.
Конституционно-правовые нормы могут состоять из гипотезы и диспозиции. Так, ч. 4 ст. 105 Конституции РФ устанавливает, что федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты. Гипотеза этой нормы -«если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты». Диспозиция -«федеральный закон считается одобренным Советом Федерации».
Незначительную часть конституционно-правовых норм составляют нормы, в которых имеется санкция. Примером может служить норма ч. 1 ст. 93 Конституции РФ, согласно которой «Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения».
Е. И. Козлова выделяет еще две особенности конституционно-правовых норм. Специфика конституционно-правовых норм состоит и в своеобразии субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены. Такими особыми субъектами можно назвать народ, государство, главу государства, законодательные (представительные) органы государственной власти, политические партии, сходы и собрания граждан, избирательные комиссии. Кроме того, специфической особенностью конституционно-правовых норм является особый механизм реализации, который для многих конституционно-правовых норм связан не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации)^.
Многочисленные конституционно-правовые нормы, составляющие конституционное право России как отрасль, в целях удобства изучения и рассмотрения принято классифицировать.
По содержанию конституционно-правовые нормы делятся на нормы, закрепляющие: основы конституционного строя; основы конституционно-правового положения граждан Российской Федерации; федеративное устройство; избирательное право; систему, принципы организации и деятельности высших органов государственной власти России; систему, принципы организации и деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ; судебную власть; местное самоуправление.
По характеру имеющихся в них предписаний конституционно-правовые нормы можно подразделить на управомочи-вающие, обязывающие, запрещающие. Управомочивающие нормы устанавливают полномочия индивидов, государственных органов, их должностных лиц, общественных объединений. Обязывающие -закрепляют обязанности субъектов конституционно-правовых отношений. Запрещающие нормы устанавливают правила запретительного характера.
По степени определенности содержащихся предписаний конституционно-правовые нормы делятся на императивные и диспозитивные. Императивные нормы требуют точного соблюдения установленных ими правил. Диспозитивные -допускают возможность альтернативы, выбор различных вариантов поведения в зависимости от конкретных условий.
По территории действия конституционно-правовые нормы могут быть: федеративными, действующими на территории всей Российской Федерации; регионально-республиканскими, действующими на территории субъектов РФ; местными, действующими на территории муниципальных образований.
По источникам, т.е. характеру актов, в которых они закреплены, конституционно-правовые нормы можно классифицировать на конституционные, содержащиеся в Конституции РФ, конституциях (уставах) субъектов РФ, и иные, содержащиеся в иных нормативных правовых актах.