Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации. Порядок принятия поправок к Конституции Российской Федерации. Порядок внесения изменений в Конституцию Российской Федерации.

 

В силу самой природы конституции ей присуще качество стабильности. Принятие новой конституции всегда вызывается весьма существенными переменами в жизни общества. Изменения в ней тоже должны требовать серьезного обоснования.

Конституция 1993 г. применяет новую терминологию - вводятся понятия "пересмотр" Конституции и "поправки" к ней. Посвященная этому глава 9 носит название "Конституционные поправки и пересмотр Конституции".

Пересмотр означает принятие новой Конституции. Его условия определены в ст. 135 Конституции. Пересмотр связан с изменением положений глав 1, 2 и 9: "Основы конституционного строя", "Права и свободы человека и гражданина", "Конституционные поправки и пересмотр Конституции". Положения этих глав не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. В этих главах содержатся положения, выражающие концептуальную сущность Конституции, а также обеспечивающие ее стабильность. Отсутствие у Федерального Собрания - представительного и законодательного органа Российской Федерации - права принимать новую Конституцию означает, что утверждена новая концепция установления конституции особой, учредительной властью, а не обычной законодательной властью. Однако законодательный орган не отстраняется от участия в процессе пересмотра Конституции. Статья 135 предусматривает, что предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 может получить дальнейшее движение только в случае его поддержки тремя пятыми от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Только при этом условии в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание (к настоящему времени указанный закон не принят). Конституционное Собрание в соответствии с Конституцией наделено учредительными полномочиями. Оно может подтвердить неизменность Конституции, т.е. не согласиться с решениями палат Федерального Собрания, поддержавших инициативу о пересмотре Конституции. В случае согласия с инициативой пересмотра Конституционное Собрание разрабатывает проект новой Конституции и принимает его двумя третями голосов от общего числа его членов или выносит на всенародное голосование. При проведении референдума Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Предложение о внесения поправок в Конституцию РФ могут внести следующие субъекты (ст. 134 Конституции РФ): 1) Президент РФ; 2) Совет Федерации либо его группа численностью не менее 1/5 его членов; 3) Государственная Дума либо ее группа численностью не менее 1/5 ее депутатов; 4) Правительство РФ; 5) законодательные (представительные) органы субъектов Федерации.

В этом случае поправки к Конституции должны быть одобрены не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Законы Российской Федерации о поправках к Конституции имеют свои особенности:

· Процесс законодательной инициативы здесь отличен: Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд не входят в круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, потому что они не обладают правом инициативы конституционного пересмотра; в круг субъектов Совет Федерации и Государственная Дума входят только как палаты; право законодательной инициативы принадлежит не отдельным членам Совета Федерации или депутатам Государственной Думы, а лишь группе численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

· Закон о поправках к Конституции принимается в том же порядке, как и федеральный конституционный закон, однако для его принятия необходимо одобрение органами законодательной власти не менее двух третей субъектов Российской Федерации. Только после этого закон вступает в юридическую силу. Президент, а также законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации вправе в течение семи дней обжаловать постановление Совета Федерации об установлении результатов рассмотрения закона в законодательном (представительном) органе субъекта Федерации в Верховный Суд. То есть в случае подачи жалобы закон о поправке к Конституции не направляется Президенту для подписания и обнародования до момента вступления в силу решения Верховного Суда. Также если закон о конституционной поправке не получает одобрения законодательных органов не менее двух третей субъектов, повторное внесение в Государственную Думу закона о данной поправке не допускается ранее, чем через один год со дня установления результатов рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов.

· В отличие от федеральных законов на законы о конституционных поправках Президент не имеет права «вето».

· Проект закона о поправке к Конституции считается одобренным Государственной Думой, если за его одобрение проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы, в течение пяти дней со своего одобрения данный закон направляется в Совет Федерации, где подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации.

· Общая процедура внесения конституционных поправок говорит, что поправки могут быть внесены в 3–8 главы Конституции. Однако здесь имеются исключения, урегулированные ст. 137 Конституции. Данная статья предусматривает две специальные процедуры внесения изменений в ст. 65 Конституции, определяющей состав Российской Федерации. Исключение в том, что внесение изменений в ст. 65 Конституции возможно только федеральным конституционным законом и только в случаях принятия в состав Российской Федерации нового субъекта или изменения конституционно-правового статуса субъекта; в случае простого изменения наименования субъекта Президент издает Указ, новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции. То есть ч. 2 ст. 137 Конституции делает процесс внесения изменений в ст. 65 более оперативным, участие Федерального Собрания в создании федерального конституционного закона не требуется, достаточно Указа Президента.

· Действие законов о поправках к Конституции как самостоятельных нормативных правовых актов прекращается с внесением поправки в Конституцию.