Русская Церковь при Патриархе Пимене. Поместные Соборы 1971 и 1988 гг.
По кончине Патр-ха Алексия I, согласно «Положению об управлении РПЦ» старейший по хиротонии из постоянных членов Синода, митр. Крутицк. и Коломенск. Пимен стал Патриаршим Местоблюстителем (ПМ). 25 июня 1970 г. Синод постановил созвать Поместн. Собор (ПС). Образ. Комиссия по подготовке Собора из: постоян. членов Синода, видных архипастырей и богословов во главе с ПМ (22 чел-ка). В канун Собора 26 мая 1971 г. в Новодевич. мон-ре - Архиерейское Совещание. Предстояло утвердить Постановление Архиер. Собора 1961 г. с изменениями в «Положение об управлении РПЦ» на Поместном Соборе. Выступления архиереев-эмигрантов вызв. острую дискуссию. Архиеп. Брюссельский Василий сослался на наруш. церковн. канона – 38 и 41-го Апостольск. правила (Епископ - попечение о всех церковн. вещах – прав. 38 и еп-пу упр. и деньгами - 41-е правило). А в постановлении 1961 г. епископ отделен от контроля над материально-хозяйственной жизнью приходов, как и остальн. дух-во. В выступл. митр. Никодим обратил вним., что структура и организация жизни Ц-ви не должны противоречить законами страны. Возн. полемика в вопросе взаимоотнош. МП с РПЦЗ (за границей). Митр. Никодим предл. соборн. постановление с хар-кой карловчан как раскольников. Митр. Сурожск. Антоний (Блюм) высказ. за более гибкий и мягкий подход без политическ. окраски. Обсужд. кандидатура Патриарха. Выступившие - за митр. Крутицкого и Коломенск. Пимена (Извекова). Против открытого голосования возражал архиеп. Брюссельский Василий (Кривошеин). ПС откр-ся 30 мая 1971 г. и продолжался до 2 июня. Члены Собора: все еп-пы РПЦ и по 1 клирику и 1 мирянину от епархий. Представлены также Японск. автокеф. Ц-вь, миссии и благочиния РПЦ, духовн. академии и мон-ри. 236 членов Собора от 67 внутрен. и 14 зарубежн. епархий было 75 архиер-в, 9 митр-тов, 30 архиеп-пов и 36 еп-пов, 85 клириков и 78 мирян. Гости ПС: представ-ли Правосл. автокефальн. Ц-вей, инославных Ц-вей, экуменич. орган-ций, среди них: Патр. Александрийск. Николай VI, Католикос-Патриарх Грузии Ефрем II, Патр. Румынский Юстиниан; Наместник – председатель Свящ. Синода Болгарск. Ц-ви митр. Максим, митр. Варшавск. Василий, митроп. Пражск. Дорофей; кардинал Виллебрандс, генсек Всемирн. Совета Ц-вей Ю.К.Блейк. 31 мая ПМ митр. Пимен - доклад «Жизнь и деятельность РПЦ», дана высокая оценка служению патр. Алексия I. Митр. Никодим - доклады «Экуменическая деятельность РПЦ», «Об отмене клятв на старые обряды и придерживающихся их» - предложил путь к уврачеванию. Митр. Таллинск. и Эстонск. Алексий (Ридигер) - доклад «О миротворческой деятельности РПЦ». В конце дня приняты «Решения Поместн. Собора»: одобрить Определения Архиер. Собора РПЦ от 18 июля 1961 г., дарование автокефалий ряду Поместн. Ц-вей, входивших в МП... и автономии Японск. Ц-ви, признании автономии финляндской Ц-ви, ех-части МП. Поручить Власти РПЦ продолжать усилия по воссоединению с Матерью-Церковью «РПЦЗ» (Карловацкий раскол), «Укр. Автоном. ПЦЗ» и других рассеянний. Ввиду вредности активн. деятельности приверженцев РПЦЗ против Матери – РПЦ и Св. Православию в целом, осущ-ть канонические санкции по отношению к Карловацк. расколу. Одобрить деятел-ть Патр-ха и Св. Синода РПЦ по взаимоотнош. с неправославн. христ-кими Ц-вами и исповеданиями. Считать важнейш. задачей дальнейш. развитие этой деятельности, обусловленое строгим соблюдением чистоты православной веры, учения РПЦ, внесеные Архиерейск. Собором 1961 г. 2 июня Поместн. Собор издал «Деяние» «Об отмене клятв на старые обряды», принял «Послание... верным чадам РПЦ», а также «Обращение... к христианам всего мира». Главным событие - избрание Патриарха. Голосовали на безальтернативн. основе только Еп-пы, от своего имени и от имени клириков, и мирян епархий. Избран митр. Пимен (Сергей Михайлович Извеков) 10 (23) июля 1910 г рожд. 3 июня 1971 г. – интронизация, в Богоявлен. кафедр. соборе Москвы. 25 июня митр-том Крутицким и постоян. членом Синода назнач. архиеп-па Курского Серафима (Никитина). В 1977 г. митр. Ювеналий, по уходом на покой митр. Серафима переведен на Крутицкую кафедру. В 1-й пол. 70-х годов церковная жизнь оставалась относительно стабильной и протекала без особых потрясений, какие были десятилетие назад. В резул-те продолжающейся миграции сельского населения в города некоторые сельские приходы прекратили свое существование, а новые храмы в промышленных городах открывались исключительно редко. С 1971 по 1976 гг. приходы РПЦ сократились с 7274 до 7038, в среднем по 50 приходов/год. Далее число ежегодно закр-мых уменьшилось до 6 приходо/год, и в 1981 года РПЦ насчитывала 7007 приходов. Оставались серьезные кадров. проблемы: сказалось сокращение учащихся в семинариях нач. 60-х гг. 1971-1975 г. убавилось свящ-в с 6234 до 5994, диаконов с 618 до 594. Снизился образоват. уровень духов-ва. Богословское образование лишь 50% духов-ва. Половина священнослуж-лей не имела общего среднего образования. Подбор кандидатов в священство затруднен. Рукоположения во всех епархиях (ок. 100 в г.), не удавалось перекрыть естественную убыль духов-ва; более половины свящ-ков и диаконов - пожилые люди старше 60 лет. За 1972–1974 гг. дух. школы направили на приходское служение 219 свящ-телей – менее 2/3 выпускников. Несмотря на сниж. посещаемости храмов снижалась, более частыми стали случаи религиозного обращения людей, выросших в атеизме, выросло число крещений взрослых, в больших городах. Средний возраст прихожан начал снижаться. На основании выборочн. социологических исследований, число сознательных верующих в конце 1970-х гг. - примерно 30–40 млн. Крещенных РПЦ ок. 100 млн. В то же время новообращенная паства требовала особой пастырской мудрости в ее окормлении. Приходивш. в Церковь (как и в нач. 20-го в.), не столько искали водительства, сколько пытались сами учить Ц-вь, прилагая к церковной жизни мерки, вынесенные ими из совсем иных сфер. Но огромная разница в образовательном уровне между интеллигенцией нач. XX в. и его конца делала ситуацию более сложной. Новообращенные переживали трудный мировоззренческий кризис и не всегда изживали социальный нигилизм; дух критиканства они легко переносили и на церковную жизнь, которую их сознание часто отражало крайне не адекватно. Эта среда становилась питательной почвой для церковного диссидентства. Бесправное положение Ц-ви в 70-х гг. вызывало острую, чем в предш. десятилетия, реакцию общественности на Западе и в самой России. Открытое письмо А. И. Солженицына Патр. Пимену, названое "Великопостным письмом" - реакция на Рождеств. послание Патри-ха - призыв к эмигрантской пастве прививать детям с любовью к Отчизне любовь к православ. Ц-ви. О разорении духовном в России, о бесправном и приниженном положении Ц-ви писали и до Солженицына, но он находит особенно сильные слова для хар-ки бедствен. церковной жизни в СССР. Наиболее серьезной акцией для защиты, предприн-й Церквью, было письмо Л. И. Брежневу еп-па Полтавск. и Кременчугск. Феодосия (Дикуна) от 26 окт. 1977 г. Для общего блага, большей сплоченности нашего народа, - писал еп. Феодосий, - нужно: а) прекратить унизит-ю и антизакон. регистрацию треб и требоисправителей; б) дать епископам рукополагать священников, сколько нужно по обстоятельствам, независимо от области прожив-я рукополагаемого; в) не препятствовать ремонтам храмов и молитв. домов; г) уполномоченным отказаться от антирелигиозн. деятельности и быть нейтральными в вопросах веры, согласно советск. законам и т.д. В 1970-е гг. укреплялись связи Русской Церкви с Церквами-Сестрами. В сент. 1976 г. в Шамбезиблиз Женевы сост. Первое Предсоборное Всеправославное Совещание; в нем участвовала и делегация РПЦ. На Совещании был уточнен каталог тем, предстоящ. Собора. В рез-те частичной нормализации взаимоотношений между гос-вом и Церковью на рубеже 70-х годов появились возможности для увеличения числа учащихся духовных школ, 1975-1985 гг., выросло в 2 раза – 750=>1200. В 1976, 1979, 1983 г. МП выпустила Библию - 300 тыс. шт. Канониз-ны митр. Московского Иннокентия (Вениаминова), святитель Мелетий (Леонтович) Харьковский. Юбилейный 1988 г. принес перемены в церковн. жизни. Ген. Ассамблея ЮНЕСКО призвала отметить «1000-летие Крещения Руси» как крупнейш. событие в европейск. и мировой истории и культуре. С 28 по 31 марта 1988 г. заседало Предсоборное Архиерейское Совещание (Новодев-й мон-рь). Поместный Собор (ПС) открылся 6 июня. Прибыло 272 представителя от 67 внутренних и 9 зарубежных епархий, 22 монастырей, 2-х духовных академий и 3-х семинарий, от зарубежных учреждений РПЦ и от Японской Автон-й Ц-ви. Главн. событием заседания 8 июня - обсуждение и принятие нового Устава РПЦ. Проект представлен Собору архиеп. Смоленск. и Вяземск. Кириллом (Гундяевым). Вместе с предложенными поправками Устав РПЦ принят ПС-ом. Введена периодичность созыва Поместн. и Архиерейск. Соборов. Предусматр. расширение состава Св. Синода: число временных членов увеличено до 5-ти. На основне «Определений» Собора 1917-18 гг. в Уставе восстанавл. Епархиальные собрания – высш. орган епарх. управл. из равного числа клира и мирян. Важнейш. изменения, в сравнении с «Положением об управлении РПЦ», касаются приходов: клирики включ. в состав Приходского собрания, а председ-ль Приходск. собрания - настоятель прихода. Приходской совет – исполнительн. органом Приходск. собрания и подотчетен ему. Состав Приходск. совета - должны вход. председатель, помощник и казначей, избир-ые на 3-и г. Председателем Приходского совета может быть и клирик, и мирянин. 9 июня члены Собора обсудили и приняли ряд новых документов: «Определения Поместного Собора», «Обращение ко всем христианам мира», «Заявление по насущным проблемам современности».