Основные выступления «церковных диссидентов» в 1960-80-е гг.

В нояб. 1965 г. свящ-ки Николай Эшлиман из Москвы и Глеб Якунин из Дмитрова направили два открытых письма на имя Председ-ля Президиума Верховного Совета СССР Н.В.Подгорного и Патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского). В письме Патр-ху речь шла о заслугах РПЦ перед русской гос-венностью и культурой, о нарушении гражданскими властями законодательства о религиозных культах, о насильственном закрытии храмов в 1959-1964 гг. Второе письмо переполнено развязными обвинениями Патриархии, епископата и духов-ва в попустительстве закрытию храмов; священники Н.Эшлиман и Г.Якунин потребовали немедленно созвать Поместный Собор и отменить постановление Архиерейского Собора 1961 г. о реформе приходского управления. Письма были переведены на иностранные языки, получили мировую огласку, дали толчок для развязывания широкой кампании в зарубежных СМИ против СССР и иерархии РПЦ. Письма, где правда перемешана с демагогией, угрожали внести раздор в среду духов-ва. 24 декабря 1965 г. Патр. Алексий I подписал резолюцию: «Священники Моск. епархии Н.Эшлиман и Г.Якунин обратились к нам с так называемым «Открытым письмом», в котором предприняли попытку осуждения деяний Архиерейского Собора 1961 г., а также действий и распоряжений церковной власти. Основная критика была обрушена на архиереев попустительствующих деятельности властей. Не дождавшись какого-либо ответа на письмо, они самовольно разослали его копию всем епархиальн. архиереям, пытаясь нарушить церковный мир и произвести соблазн в Церкви. Тем самым составители письма не выполнили данное ими перед рукоположением обещание (присягу) «проходить служение согласно с правилами церковными и указаниями начальства». Получившие копию письма архиереи присылают в Патриархию свои отзывы, в которых выражают несогласие с содержанием письма и возмущаются действиями двух священников, посягающих на церковный мир… Поручить митр. Крутицкому Пимену указать составителям на незаконность и порочность их действий, направленных на соблазн Церкви, и на соответствующем докладе Преосвященного иметь о священниках Н.Эшлимане и Г.Якунине особое суждение. Резолюцию сообщить циркулярно всем Преосвященным». В мае митр. Пимен беседовал с авторами открытых писем, надеясь на их раскаяние. Но они по-прежнему стояли на своем. 13 мая 1966 г. митр. Крутицкий и Коломенский Пимен запретил их в служении. В дальнейшем Эшлиман отошел от церковн. дел (женился 2-й раз), а Якунин за нераскаянность и противление был лишен сана и отлучен от Ц-ви. В последующие десятилетия происходило умножение числа новообращенных, главным образом из среды столичной и городской интеллигенции. Новообращенные 70-80-х гг. в детстве чаще всего получали о Церкви анекдотические представление, и часть их, причем особенно активная, в Церковь не возвращалась, а приходила из среды, которая искони чуждой Христианству. Новообращенные переживали трудный мировоззренческий кризис и не всегда изживали социальн. нигилизм; дух критиканства они легко переносили и на церковную жизнь, которую их сознание часто отражало крайне не адекватно. Эта среда становилась питательной для церковного диссидентства. В 70-е гг. появляются кружки, в сознании их участников царила смесь ложного мистицизма околоцерковных мыслителей прошлого и унаследованного от обновленцев нигилизма в оценке церковной истории и политических тенденций того или иного толка. Самиздатская литература этих кружков получала широкую огласку на Западе. В деятельности кружков проявлялась искренняя озабоченность и наивность одних и расчетливое политиканство других. К церковному диссидентству примкнуло и несколько священнослужителей. Репутацию диссидентов получили и те священники, которые в своей деятельности руководствовались не политическим расчетом, а искренней пастырской тревогой за положение Церкви, болью о духовном состоянии русск. народа, о пьянстве в народе, о падении нравствов, разрушении семьи (свящ. Димитрий Дудко, прот. Всеволод Шпилер). Активным участником церковно-диссидентского движения еще в конце 50-х гг. был А.Э. Краснов-Левитин, который поддержал Эшлимана и Якунина, писал статьи в их духе. О гонениях на Церковь писал провинциальный преподаватель математики, пенсионер Б.В. Талантов. Его письмо было опубликовано на Западе. В местной прессе была организована травля лиц, подписавших обращение. Сам Талантов был заключен и скончался в тюрьме. Ряд диссидентов занималась самиздатовской деятельностью, предназначенной не для официальных заявлений. К их числу относятся: Е. Вагин, свящ. Сергий Желудков, В.Шавров, В. Капитончук, Л. Регельсон, свящ. Павел Адельгейм. Их деятельность пресекалась властями. Свящ. Павел Адельгейм - осужден за свою деятельность, на 3 г. Недовольство вызывало «Положение о РПЦ» 1961 г., архиеп-п Калужский Ермоген (Голубев) был автором посланий патр-ха Алексия, Н.С. Хрущеву. В резул-те он был уволен на покой. В начале 80-х «общее число заключенных разных исповеданий, осужденных по религиозным делам превышало 400 чел-к, и это самая большая цифра за два послехрущевских десятилетия.