Ликвидация обновленческого раскола. Поместный Собор 1945 г.

8 сент. 1943 г. Архиерейский собор при участии 19 архиерев (доставлены из лагерей и ссылок) избрал митр. Сергия Патриархом. Был избран и Свящ. Синод РПЦ: митр-ты Ленингр. Алексий и Киевский Николай, архиеп-пы. Куйбышевский Алексий, Горьковский Сергий, Красноярский Лука, Ярославский Иоанн. После нормализац. отношен. между РПЦ и СовПрав-вом, крах обновл-ва стал очевидным. Обновл-ие архиереи, осознавшие это, искали пути к возвращ в РПЦ. По отношен. к кающимся обновл-цам патр. Сергий выбрал не чуждую икономии, но твердую линию.В сущем сане принимались еп-пы, пресвитеры и диаконы, получившие сан до 1923 г., когда обновл-цы были запрещены патр. Тихоном. 5 нояб. 1943 г. на заседании Св. Синода принято покаяние от находившегося на покое обновл-го архиеп. Михаила (Постникова), который был назнач на Архангельск. кафедру. 4 дек. 1943 г. был присоед. бывший обновл-ий «первоиерарх» Виталий (Введенский), получивший назнач. на Тульскую кафедру. К 1944 г. в обновл-ве оставалось лишь несколько честолюбцев. Не принес покаяния Александр Введенский, который умер в расколе с Ц-вью 26 июля 1946 г. от паралича. С РПЦ воссоед. и священнослуж-ли из григорианского раскола – еп. Фотий (Тапиро) был поставлен после этого на Краснодарскую кафедру. После кончины, 15 мая 1944 г., патр. Сергий была проявл забота о замещен вдовствующих кафедр, в особенности в освобожд. областях Украины, Белоруссии и Прибалтики. За время пребыван Патр. Местоблюст-м (8 мес.) митр. Алексием (Симанским) было совершено 16 хиротоний. Во всех епархиях продолжали открываться закрытые ранее приходы(с янв. по ноябрь 1944 г. 200 церквей). В Москве открылись Бог-ий институт и Богословско-пастыр. курсы. 24 нояб. 1944 г. сост встреча между Пред-лем Совета по делам РПЦ при Совнаркоме Г.Карповым и членами архиерейск. Собора. Карпов отметил одобрение со сторон гос-ва позиции, Ц-вь в отношении Сов. Прав-ва. Был организован Поместный Собор - 31 янв 1945 г. Участв. 47 еп-пов: митр-ты Алексий, Николай, Иоанн, Вениамин (Федченков) – митр. Сев. Америки и Аляски, 87 клириков, 38 мирян. Также Патр-хи Александр-й Христофор, Антиох-кий Александр III, Грузинский Каллистрат, представители Вселенского Патр-ха. Новое «Положение» резко подчеркивало: 1) иерархич. строй Церк. Управления, 2) возвышаяв сравнении с «Определениями» предыдущего Собора полномочия Патриарха, епарх. архиереев и настоятелей приходов. 3) Созыв Поместн. собора и Арахиер. Синода предоставлялся Патриарху или Синоду, 4) Патриарш. местоблюстительне избирался, а им становился по кончине Патр-ха старший по хиротонии член Синода. 5) Вместо Епарх-х Советов и Епарх-х собраний, предусмотренных Собором 1917-1918 г., по «Положению» при Епарх-х архиереях мог состоять Епарх. Совет по усмотрению архиерея. Настоятель прихода, по «Положению», должен был стоять во главе приходск. собрания и совета. Важнейшим явилось избрание Патриархом митр. Ленингр. и Новгор. Алексий (Симанского). Интронизация сост. 4 фев. 1945 г. в кафед­ральн. соборе Москвы. Митр. Киевский Иоанн, вручил патриару куколь. 10 апр. 1945 г. сост. встреча патр. Алексия с И.В.Сталиным. На встрече обсужда­лись вопросы патриот. деятельн. Ц-ви в заверш. ВОВ, расширения сети дух.-учебн. заведений и церк-издательской деятельн. В апреле 1945 г. в Болгарию и Югославию отправилась делегация РПЦ. Во время пребывания в Югославии еп. Кировоградского Сергия с Моск. Патр-хией (МП) воссоед большая группа русских свящ-эмиг­рантов, находившихся ранее в юрисдикции Карловацк. Синода. В 1945-46 г. последние обновл-кие приходы пе­реходят в ведение МП. В Москве позже всех принесли покая­ние перед Матерью-Церковью клирики храма преп. Пимена Великого. Под омофор Патриарха возвращ и многие из тех, кто отделился от МП после издания знаменитой «Декларации 1927 г». Еп. Афанасий (Сахаров), имевший особенно высо­кий авторитет среди оставшихся в живых «непоминающих» клириков, находясь тогда кратковременно на свободе, узнав об ин­трониз патр. Алексия, вместе со своим духовником просили принять их в об­щение. Своим пасомым еп. Афанасий писал: «Помимо П. РПЦ никто из нас не может быть в общении со Вселенской Ц.». В послевоенные годы от прежних «непоминающих» в отделении от Ц. осталось несколько малочисленных подпольных общин, гл. обр, в Воронежской и Тамбовской епархиях, на Сев. Кавказе и в Казахстане. Еще в марте 1945 года была преодолена эстонская схизма; во время немецкой оккупации митр. Эстонский Александр (Паулус) на­рушил клятву верности МП. Позже нач-сь переговоры Сербской и Московской Патр-хией о передаче Чешской епархии в юрисдикц. РПЦ. Осенью 1951 г. в Праге сост. Собор под Предс-вом Эк­зарха митр. Елевферия, на котором было удовл-но ходатайство перед МП о даровании Чешской Ц-ви автокефа­лии. В июне 1948 г. Св. Синод издал акт, о принятии в общение и автокефалии Польской Ц-ви. В 1957 г. дана автономия Фин­ляндской Ц-ви. Была соверш поездка Патриарха по Ближне­му Востоку.