Взаимоотношения Московской Патриархии с Русским церковным зарубежьем в 1920-1930-е гг.

2 сент. 1922 г. в Карловцах сост. архиерейск. собор, котор. выразив сыновнее послушание Патриарху, упразднил Высшее Церковное Управление (ВЦУ), созвать Русский Всезаграничный Церковный Собор РПЦ, которому и были впоследствии переданы все полномочия ВЦУ. В Синод избраны митр-ты Антоний и Евлогий, архиеп-п Феофан, еп-пы Гавриил и Гермоген. Еп. Вениамин предлагал, чтобы Синод возглавил митр. Евлогий, т.к. Патриарх назначил его управляющим зап.-европейскими церквами. Но вынесено решение, о председательстве старейш. иерарха – митр. Антония (Храповицк.). Т. о. Карловацкий церковный центр не упразднен, а сохранен под новым наименованием. Митр. Евлогий, расходясь с больш-вом членов Синода, выводил свои полномочия из Указа Патриарха и не считал себя подчиненным Синоду. Митр. Антоний, не желая быть камнем преткновения, решил в 1922 г. удалиться на Афон и принять схиму. Но Афонский Протат, согласившись вначале на приезд маститого русского архипастыря, потом отказал ему поселиться на Афоне. 31 мая 1923 г. в Сремских Карловцах состоялся очередной Собор (12 епископов). 16 других заграничн. архиереев прислали письменные мнения. Всего за рубежом - 32 русск. епископа. В постановлении Собора, Западноевропейская епархия (ЗЕЕ), на основании прав, данных митр. Евлогию указами Патриарха и вследствие распространения на территории многих евр. гос-в – выделяется в автономный митрополичий округ. Но на Соборе, в Карловцах 16 окт. 1924 г., поднят вопрос о статусе Западно-европейской митрополии (ЗЕМ) в связи с тем, что митр. Евлогий (Георгиевский) не признавал за Архиерейск. Синодом канонической власти. 8 голосами «против», при нескольких воздержавшихся, вынесено решение об упразднении автономии ЗЕМ. По настоянию митр. Евлогия, Собор, однако, согласился отложить исполнение этого постановления до утверждения его Патриархом. Напряжения между митр. Евлогием и карловацким центром в 1926 г. привели к формальному разрыву. На очередн. Соборе в Карловцах в июн. 1926 г. митр. Евлогий требовал в 1-ю очередь рассмотреть вопрос об управлении РПЦ за границей. Собор отказался менять повестку дня, и митр. Евлогий покинул Карловцы. Решение Собора о выделении Германии в особую самостоят. епархию с еп-пом Тихоном (Лященко) вызвало протест митр. Евлогия. Разрыв стал фактом. Митр. Евлогия поддержала большая часть парижской эмиграции. В юрисдикции Карловацкого Синода - русские приходы на Балканах, в Германии и на Дальнем Востоке. На очередном Архиерейском Соборе, в янв. 1927 г. в Карловцах, митр. Евлогий и его викарии были запрещены в священнослужении. В ответ митр. Евлогий обращ. с посланием к духовенству и приходам, отверг. решения в Карловцах, как неправомочные. Еще в 1926 г. Патриарш. Местобл-ль (ПМ) митр. Сергий обратился к архиереям оказавш-ся за рубежом, с советом уклоняться от политич. деятельности, для сохранения связи Моск-м Патр-том (МП). Если такая линия им трудна, то митр. Сергий предлагал им войти в юрисдикцию других автокеф. Ц-вей, чем избавить МП от ответственности за их политику. Но карловацкие иерархи не последовали его совету. 1 июля 1927 г. Временный Синод в Москве издал постановле с требованием к зарубежному дух-ву прислать в МП обязательства в том, что оно не допустит в своей общественной и церк. деятельности ничего, что может быть выражением нелояльности к СовВласти. Не подавш. такого заявлен. увольнялись из клира МП. «Подписки о лояльности» поданы митр. Евлогием, архиеп. Литовским Елевферием, архиеп. Японским Сергием и другими. Но еп-пы, из ведении карловацкого Синода, решительно отказались. Митр. Антоний издал окружное послание, в раздражительном тоне. Часть свящ-ков во Франции, не подавших обязательств, перешла в юрисдикц. карловацкого Синода.В 1930 г. в связи с гонениями на Ц-вь в СССР по всей Англии были проведены моления о страждущей РПЦ. Митр. Евлогий наход. тогда в Англии, участвовал в этих молениях. 10 июля 1930 г. митр. Сергий и Врем. Патри-ший Синод (ВПС) уволил митр. Евлогия от управл-я русск. приходами в Зап. Европе «за нарушен. данного обещания». Управление поручено еп. Литовскому Елевферию. Но митр. Евлогий не подчинился МП. В феврале 1931 г. он «без отпускной грамоты» вместе со своей митрополией перешел в юрисдикцию Конст-го патр-та, который образовал из русских приходов в Зап. Европе Экзархат, - митр. Евлогию сан Экзарха. Евлогий и его сторонники были запрещены в служении ВПС. Верность МП сохранил только еп. Вениамин (Федченков), в юрисдикц. которого вошло несколько приходов во Франции. В марте 1933 г. в сане архиеп. Венимамин (Федченков) направлен в США времен. Экзархом для устроения канонически правомерной церковной жизни диаспоры. Автономия Сев.-Американск. епархии была упразднена, а митр. Платон запрещен в священнослужении. Но не подчинился. В апр. 1934 г. митр. Сергий (Страгородский) обратился к Патр-ху Сербскому Варнаве, с просьбой об увещевании архиереев, вышедших из повиновения Патриархии и с предложением войти им в юрисдикцию Сербской и др. поместн. ц-вей. Отклика на призыв не последовало, и 22 июня 1934 г. митр. Сергии вместе с Синодом издали указ о запрещении в служении карловацких иерархов. 10 сент. 1934 г. Архиер-й Собор в Карловцах отверг указ митр. Сергия. По смерти митр. Антония (Храповицкого) новым Председ-м Архиер-го Собора был избран митр. Анастасий (Грибановский) – ех-Кишиневский, возвед. в сан патр. Варнавой Сербским. В епархиях оказ. после гражд. войны за пределами СССР (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша), Указом Патр-ха и Синода 28 сент. 1921 г. Правосл. Ц-ви в Польше предоставлена широкая автономия. Польск. правит-во инспирировало автокефал. движение в православных епархиях Польши. Но лишь два арх-рея сочувствовали этому: архиеп-пы Минский Георгий (Ярошевский) и Волынский Дионисий (Валединский). Назнач. патр. Тихоном на Варшавскую кафедру архим-та Серафима (Чичагова) поляки не пустили в страну. Тогда 5 окт. 1921 г. Экзархом в Польше назнач. архиеп. Георгия. По его убийству 8 февр. 1923 г. архиеп-п Дионисий (Валединский) стал интенсивно домогаться автокефалии, удостоин Патр. Константинопольским сана митр. Варшавского и Польши. 17 сент. 1925 г. Томос Пат-ха Вселенского провозгласил автокефалию Польской Ц-ви. Епископы, не одобрившие и стремившиеся к единству с РПЦ, – Елевферий (Богоявленский), Пантелеймон (Рожновский), Алексий (Громадский) преследовались. При Пилсудском Польское правит-во, стремившееся к полонизации украинцев и белорусов, подвергло Православн. Ц-вь жестоким гонениям. В Польше было уничтожено более 200 православных храмов, разрушен кафедральный собор в Варшаве. В течение одного только месяца в 1937 году было взорвано 114 церквей. Часть ц-вей власти передали униатам, но попытки возрожд. унии в Западной Белоруссии и на Волыни не увенчались успехом. Очаги Православия в Польше в 20-30-е гг. - Почаевская Лавра и Жировицкий Успенский мон-рь. Нормализация отношений РПЦерковью и ПЦ в Польше произошла уже после 2-й миров. войны. Вмешат-во Конст-польской Патриархии (патр-х Мелетии IV) негативно для устроения ц-вей в Латвии, Эстонии и Финляндии. Патр. Тихон даровал Финской Ц-ви автономный статус. Правит-во Финляндии хотело отрыва Фин. ПЦ от РПЦ. Вопреки протесту правящего архиеп. Серафима (Лукьянова), Герман (Аав) без пострига был хиротонисан в Конст-поле в еп-па. Архиеп. Серафим удален из страны, а Герман (Аав) возглавил Русск. Ц-вь, котор. перешла в юрисдикцию Конст-поля. В 1923 г. Эстонск. правит-во перевело автономн. Эстонскую Церковь в юрисдикцию Конст-польского Патриарха, под началом архиеп. Александр (Паулус), возведен Конст-полем в митр-ты. Правит-во Латвии также оказывало давление. Не разреш. въезд в Латвию ни митр. Серафиму (Чичагову), ни архиеп. Геннадию (Туберозову), предлож-х патр. Тихоном на Рижск. кафедру. Лишь по провозглашении Автономии Латвийской Ц-ви власти разрешили приехать в Ригу архиеп. Иоанну (Поммеру), латышу. Патр. Тихон предоставил ему широкие полномочия в рамках церковной автономии. Архиеп. Иоанн был верен МП РПЦ, хотя, и не афишировал это (в ночь 11-12 окт. 1934 г. убит). Латвийск. епархия вошла в юрисдикцию Конст-польского Патриарха. Правящим архиереем стал митр. Августин. Митр. Литовский Елевферий (Богоявленский), изгнанный поляками из Вильно (Вильнюс), перебравш. в Каунас (Литва), хранил молитвенно-каноническое единение с МП РПЦ; а с 1930 г., помимо управления Литовск. епархией, возглавил приходы в Западной Европе, оставшиеся в юрисдикции Моск. Патриархии. В 1940 г. Эстония, Латвия и Литва вошли в СССР. Епархии, расположенные на этой территории, в 1941 году были возвращены в юрисдикцию Московской Патриархии. Митр. Сергий (Страгородский) назначил своим Экзархом в Прибалтике митр. Сергия (Воскресенского), который после кончины митрополита Елевферия (в 1940 году) занял Виленскую кафедру.