Кампании по изъятию церковных ценностей. Цели большевистского руководства и достигнутые результаты.
Ц-вь - единственный после Гражданской войны общенац. институ, котор. был оппозиционен власти. Н.И. Бухарин заявлял, что церк. фронт явл. для Соввласти самым опасным, называл Ц-вь рассадником контрреволюции. Непосредств. устранить Ц-вь было невозможно, т.к. было необходимо международн. признание. Лениным был предложен план по изъятию церковных ценностей (ИЦЦ), который мог быть предлогом для расправыс иерархией и активными церковниками, и ареста Патриарха. Позднее Троцкий предложил организ. раскол. Летом 1921 г. засуха дотла выжгла посевы в Поволжье и Предуралье, на юге Украины и на Кавказе, а планы поставок зерна из этих областей не отменены. Начался голод (~20 млн.). Патр-х обратился к пастве, к Вост. Патриархам, к папе и архиеп. Кентерберийскому с посланиями, в которых призывал провести сборы продовольствия и денегдля вымирающего Поволжья. Под Председат-м патр. Тихона был образован «Всероссийск. общ-венный комитет помощи голодающим» - «ВОКПГ» (Помгол). В храмах собир. средства для голодающих. Помгол распределял и помощь, поступавшую из-за рубежа. 27 авг. 1921 г. ВЦИК распустил ВОКПГ. Вместо него был образ «Центр-я Комиссия Помощи Голод-м» (ЦКПГ) при ВЦИКе. Эта Комиссия обратилась к Патриарху с призывом к пожертвованиям. 19 фев. 1922 г. патр. Тихон отреагировал воззванием к приходским советам о пожертв. драгоц-х церк. украшений, не имеющ. богослуж-го употреб-я. Совпечать начала обвинять церк. власти в глухоте к народн бедствию, а 23 фев. ВЦИК издал декрет об ИЦЦ на нужды голодающих. В монастырях, котор. к тому времени были уже основательно ограблены, были изъяты немалые ценности, так что из этой акции большевики получили только провокацию. Патр-х обратился с посланием к пастве, в котор. заявил о недопустимости ИЦЦ«употребление коих не для богослуж-х целей воспрещается канонами». Речь шла только о протесте. Послание разослано Епарх-м архиереям. Когда декрет ВЦИК стал приводиться в исполн-е, вокруг храмов собирались толпы народа; произошли столкновения. В связи с этим в разных городах возбуждены были уголовные дела. В марте, Ленин пишет свою знам-ю записку членам Политбюро, из котор. видно, что ИЦЦ преследовались прагматич. финансовые цели (никакая политика – нэп, успехи в Генуе без этих средств невозможны). В Политбюро шло обсуждение, не следует ли или вообще помиловать всех, или хотя бы частично, причем голоса разделились. Но большинство высказалось за расстрел. Однако позже сам Троцкий предложил Политбюро пересмотреть это решение, потому что к этому времени он организовал группу дух-ва для передачи ей власти над Церковью. Для того чтобы повысить авторитет этой группы, он предлагал как бы в ответ на их ходатайствошестерым из 11 приговоренных объявить о помиловании. На процессе в Москве суд вынес суровые приговоры: несколько обвиняемых священников – Заозерский, Добролюбов, Соколов и др. и прихожан были осуждены на смертную казнь, другие осуждены на сроки. Трибунал вынес также постановление о привлечен патр.Тихона и архиеп. Крутицкого Никандра (Феноменева) к суду в качестве обвиняемых (как организ-ра беспорядков при ИЦЦ).