Влияние погодно-климатических факторов на эксплуатационное состояние автомобильных дорог.

Наибольшее влияние погодно-климатические факторы проявляют в зимний период, когда к метеорологическим условиям, неблагоприятным для движения в другие сезоны года, добавляются снежные заносы и зимняя скользкость, отрицательная температура воздуха.

Воздействие сезонного изменения климатических факторов приводит к снижению прочности дорожных конструкций в весенний период и, как следствие, к ограничению осевых нагрузок для проходящих автомобилей. Постоянное воздействие на дорогу оказывают атмосферные явления в виде выпадающих осадков, метелей, туманов, гололедных отложений. В результате воздействия этих факторов происходит постепенное разрушение конструктивных элементов дороги.

На режимы движения автомобиля оказывает влияние и ветер; причем наиболее опасно сочетание высокой скорости ветра и скользкого покрытия, что может привести в потере устойчивости автомобиля при движении его по открытым участкам дороги.

Скользкость и снежные заносы приводят к значительному снижению скорости движения одиночных автомобилей и транспортных потоков, следовательно, к снижению пропускной способности дорог, увеличению стоимости перевозок.

Выпадение осадков, образование туманов приводят к ограничению видимости. Это также влечет за собой снижение скорости движения транспортного потока и уменьшение пропускной способности дорог.

Оценку безопасности движения делают на основе учета и анализа ДТП, произошедших на обслуживаемом участке дороги. Причины ДТП, на которые влияют погодные условия:

1.низкие сцепные качества покрытия;

2.сужение проезжей части при наличии снега на дорожном покрытии (если ширина полностью очищенной проезжей части меньше значений, регламентируемых нормативными документами);

3.наличие снежных валов на пересечениях в одном уровне в зоне треугольника видимости;

4.ограничение видимости по метеоусловиям.

Также учитывается влияние погодных условий на изменение следующих дорожных факторов:

·сезонные колебания интенсивности и состава движения;

·эффективно используемую ширину проезжей части в связи с образованием снежных отложений;

·уменьшение ширины обочин за счет образования снежных отложений на обочинах;

·ограничение видимости на прямых участках из-за снегопадов, туманов и метелей;

·изменение видимости на пересечениях в одном уровне из-за снеговых валов на обочинах и у снегозащитных насаждений;

·изменение используемого числа полос движения на проезжей части из-за снежных отложений и грязных обочин на дорогах;

·изменение коэффициента сцепления на скользком покрытии.

Могут быть предусмотрены специальные мероприятия:

Своевременная информация водителей о состоянии проезда по дорогам;

Средства дополнительной информации водителей о рекомендуемых режимах движения в сложных погодных условиях (знаки со сменной информацией, информационные табло, временные дорожные знаки, устанавливаемые в зимний период).

Для организации таких работ нормативные документы обязывают дорожно-эксплуатационные организации регулярно и своевременно получать прогнозы погоды


2. Эксплуатационные характеристики методы их определения

Эффективная работа автомобильного транспорта в большой степени зависит от транспортно-эксплуатационного состояния дороги.

Важными транспортно-эксплуатационными показателями являются: интенсивность движения, пропускная и провозная способность, уровень загрузки дороги движением, скорость транспортного потока, плотность потока, себестоимость перевозки пассажиров и грузов и др.

Указанные параметры, наряду с показателями безопасности движения автомобилей, не только отражают эксплуатационное состояние дорог в различные периоды года, но и позволяют оценить эффективность мероприятий по ремонту дорог и организации движения.

Интенсивность движения - количество автотранспортных средств, проходящих через данное сечение дороги в единицу времени.

Интенсивность движения и состав транспортного потока определяются визуально. Фиксируется количество транспортных средств, прошедших по дороге за единицу времени по каждой полосе движения, с разделением грузовых автомобилей на группы в зависимости от их массы.

Интенсивность расчетная– интенсивность в транспортных единицах в сутки, устанавливаемая на определенный период прогнозирования и принимаемая при проектировании.

Уровень загрузки дороги движением рассчитывают по формуле:

Z = /Р,

где - среднечасовая интенсивность движения, приведенная к легковому автомобилю, авт./ч.;

Р – максимальная пропускная способность, авт./ч.

Пропускная способность максимальноечисло автомобилей, которое может пропустить данное сечение, участок или дорога в целом в единицу времени с максимальной скоростью, обеспечивающей безопасность движения, и определяемой в каждом конкретном случае состоянием проезжей части, плотностью движения и иными дорожными условиями.