Понятие градообразующего и градообслуживающего предприятия.
На основе типологии Фишера – Кларка в первой половине ХХ века сложился подход к изучению экономической жизни города и перспектив его развития, основанный на выявлении тех отраслей города, продукция которых может привлекать в город денежные потоки из других городов. По аналогии с терминами внешней торговли в экономике города поток продукции, идущий из предприятий города в другие города, принято называть экспортным. А отрасли, выпускающие эту продукцию, называются градообразующими (или структурообразующими). С их развитием связывают возможности дальнейшего развития города. Эту концепцию называют иногда моделью «экспортной базы». На основе такого подхода в Советском Союзе в довоенный период возникло много городов, которые были спроектированы под одну единственную отрасль, например, Магнитогорск.
Предприятия такой ведущей отрасли обеспечивают рабочие места для основной части активного населения города и являются градообразующими. Вообще под градообразующим предприятиемпонимается организация любой формы собственности, в которой занято не менее 30% от общего числа трудоспособного населения соответствующего поселения. В том числе учитывается, что предприятие имеет на своем балансе объекты инженерной, социальной, транспортной инфраструктуры, обслуживающей не менее 30% населения в этом городе, или налоги от которого составляют не менее 50% доходной части бюджета данного города.
Повседневные нужды работников градообразующих предприятий формируют спрос на потребительские товары и услуги для частных лиц. Параллельно предприятия ведущей отрасли создают спрос на услуги производственного характера и на материальные факторы производства. Этот спрос удовлетворяется предприятиями, возникающими на территории города. В частности, это относится к предприятиям городской инфраструктуры (электро-, тепло-, газо-, водоснабжение и т.д.), розничной торговли, хлебопекарной промышленности и т.д. Эти отрасли, обеспечивающие нормальное функционирование ведущей градообразующей отрасли, называют градообслуживающими (или резидентными) отраслями.
Предприятия, обеспечивающие основную отрасль сырьем и полуфабрикатами, могут располагаться либо в данном городе, либо в других городах. Даже если они располагались в данном городе, их не относили к числу градообслуживающих. Они рассматривались вместе с предприятиями основной отрасли как единый производственный комплекс.
Один из недостатков этой концепции: в больших городах, имеющих много предприятий, осуществляющих разнообразные функции, трудно выделить одну-две ведущие отрасли. Их реальное функционирование предполагает полифункциональность.
Таким образом, они не вписываются в стандартную упрощенную технологию.
В период становления классического функционального подхода в качестве ведущих обычно рассматривались отрасли промышленности, хотя существовали города, специализирующиеся на выполнении административных функций, города, ориентированные на туризм, и т.д. Соответственно, одна из причин кризиса этой концепции – игнорирование градообразующей роли некоторых видов услуг.
Привлекательность города для развития в нем высших управленческих видов деятельности во многом зависит от рынка высококвалифицированной рабочей силы. Для ее привлечения для проживания в городе большую роль играют такие виды деятельности, как образование, культура, индустрия досуга. Столь важная роль этих видов услуг приводит к включению их в список градообразующих отраслей. Высокий уровень развития инфраструктуры в городе привлекает все новые потоки инвестиций, что приводит к созданию новых предприятий и росту населения. Таким образом, инфраструктура в таких городах становится решающим фактором развития и переходит в градообразующую группу отраслей, что ломает исходную концепцию жесткого функционализма.
Использование функционального подхода для анализа городов концентрирует внимание исследователей исключительно на градообразующих отраслях. Такая техника анализа приводит к некоторым методологическим трудностям. Например, в городе существует мебельная фабрика. Часть мебели продается жителям этого города, т.е. часть продукции предприятия не покидает территорию города и предназначена для «обслуживания» его жителей. Таким образом, частично эта фабрика должна быть отнесена к группе градообслуживающих отраслей, в то время как основная ее часть была бы отнесена к градообразующему сектору, т.е. проводится мысленно искусственное расщепление его на основную и вспомогательную части.
Опыт социалистических стран дает наиболее яркие примеры нереалистичности упрощенного функционального подхода. Становление функционализма привело к возникновению многофункциональных городов-заводов. В долгосрочном плане такая многофункциональность поставила под сомнение перспективы дальнейшего развития города-завода, т.к. застой в отрасли вызывает стагнацию всей городской экономики.
Исторически сложилось так, что наша страна, учитывая уроки Великой Отечественной войны, создавала сибирские дублирующие пояса оборонных предприятий, осваивая новые территории, северные отдаленные районы. Осуществлялся организованный набор людей, сотни тысяч специалистов ехали и осваивали новые месторождения и производства. Часто вокруг этих, целевым образом формируемых государством производств, вырастали поселки, города, и отличительными их особенностями были, во-первых, удаленность от больших городов, во-вторых, создание большей части рабочих мест в таком поселке или городе на единственном промышленном предприятии. Остановка единственного градообразующего предприятия означает фактически социальную катастрофу для малого монопрофильного города.
Недостатки жестко функциональных проектных решений довольно быстро обнаружились, но на восстановление нормального баланса отраслей уходили десятилетия.
10.Взаимосвязь градообразующих и градообслуживающих предприятий: мультипликатор дохода и занятости населения, их понятие, методики расчета.
11.Факторы, влияющие на изменение спроса на рабочую силу: в городах.
2 вопроса в одном!!
Рост экономики города понимается как рост занятости населения, причем увеличение числа занятости может наступить по двум причинам: либо увеличения спроса на рабочую силу, либо увеличение предложения рабочей силы.
Спрос на рабочую силу предъявляют градообразующие (вывозящие свою продукцию за пределы города) и градообслуживающие предприятия, связанные между собой через мультипликаторы дохода и занятости.
Мультипликатор дохода. Это коэффициент, показывающий изменение в совокупном доходе горожан при изменении объемов реализации продукции на экспорт.
∆Iсов – изменение совокупного дохода
МРС – предельная склонность потребления на местном уровне.
МI– мультипликатор дохода
Например, мультипликатор дохода, равный 2,5 показывает, что на каждый дополнительный рубль от реализации на экспорт совокупный доход жителей города возрастет на 2,5 рубля.
Мультипликатор занятостипоказывает, как изменения в численности работающих на градообразующих предприятиях отразится на общем количестве рабочих мест в городе.
В – численность работающих на градообразующих предприятиях;
Т – общая занятость населения;
L – численность работающих на градообслуживающих предприятиях;
МТ – мультипликатор занятости
Соотношение L/Bпоказывает, сколько рабочих мест на предприятиях местной промышленностисуществуют благодаря 1 рабочему месту на градообразующем предприятии
Например, по исследованиям, проводимых в СССР, которые являлись основой для градостроительной деятельности, удельный вес обслуживающей группы населения для крупнейших и крупных городов составлял 19-21% (от количества работников занятых основным производством) на срок до 5 лет; а на перспективу до 30 лет порядка 23-27%; для малых и средних городов –15-17 %на 5 лет, а наперспективу в 30 лет – 19-22%; для больших городов –18 и 23% соответственно.
Графическая интерпретация роста экономики города представлена на рисунке 8. В данном случае под влиянием изменения спроса на рабочую силу меняется занятость населения в городе.
Рисунок 8 – Рост экономики города под влиянием увеличения спроса на рабочую силу
Первоначальное равновесие на рынке труда возникло в точке Е. Если спрос на труд увеличился на 10000 чел. (со стороны градообразующих предприятий), то кривая D сдвинется в сторону D1и совокупная занятость увеличится до уровня 60000 человек. При этом надо помнить, что занятость на градообразующих предприятиях связана с занятостью на градообслуживающих предприятиях через мультипликатор занятости. Если он равен 2,5, то общий пророст занятости в городе будет равен не 10000, а 25000 чел.:
МТ= 2,5
Если Dувеличится на 10000 чел., то
∆Т=МТ*∆В
∆Т = 2,5*10000=25000
Хотелось бы обратить внимание на следующий факт: с ростом спроса на рабочую силу увеличивается занятость населения и заработная плата.
На основании международного опыта можно выделить факторы, влияющие на изменение спроса на рабочую силу:
1. Изменение спроса на готовую продукцию градообразующих предприятий (если он растет, увеличивается спрос на рабочую силу, если уменьшается, значит сокращается.Эта закономерность действует в условиях стабильной технологии производства, если же она меняется в сторону улучшения, то вполне вероятно, что, при увеличенииспроса на готовую продукцию, спрос на рабочую силу не только не повысится, но может даже уменьшится).
2. Производительность труда на предприятии.Чем выше производительность, тем больше объем выпуска, с другой стороны, чем выше производительность, тем меньше требуется работников на предприятие.
3. Уровень налогообложения на местном уровне. Необходимо отметить, что многие предприятия являются очень чувствительными к местному налогообложению и стремятся разместиться там, где этот уровень меньше. Однако для Российской Федерации этот фактор является менее значимым, чем для зарубежных стран, так как муниципалитеты не обладают полномочиями определять количество и уровень налогообложения на местном уровне.
4. Предоставление льгот по оплате коммунальных услуг для промышленных предприятий. В ряде стран муниципалитеты для привлечения на свою территорию различных производств применяют политику льготной оплаты коммунальных услуг для этих предприятий.
5. Политика землепользования. Мировой опыт свидетельствует, о том, что муниципалитеты, самостоятельно подготавливающие промышленную площадку (подведение инженерной инфраструктуры и транспортных магистралей) значительно выигрывают в плане привлечения различных производств на свою территорию. Так как для предприятий расходы на подведение инфраструктуры – это большая статья затрат, а когда эти расходы на себя берет муниципалитет предприятию это выгодно.
Рост экономики города (численности занятых) может происходить и под влиянием изменения предложения рабочей силы, что отражено на рисунке 9.
Рисунок 9 – Рост экономики города под влиянием увеличения рабочей силы
Рост предложения рабочей силы может происходить в силу следующих факторов:
1. Качество окружающей среды. Если качество окружающей среды в городе довольно хорошее и есть возможность устроиться на работу с более лучшими условиями труда чем в сельской, то в этом случае люди стремятся переехать в город, тем самым увеличивая предложение рабочей силы в городе
2. Качество коммунальных услуг для жителей. Большую роль на принятие решение о том переезжать в город или нет играет качество коммунальных услуг. Если оно довольно высокое, то является привлекательным для населения, проживающего в сельской местности. Поэтому данное население будет стремится перебраться в город.
3. Уровень налогообложения физических лиц, является значимым фактором для принятия решения о том где жить. Однако в РФ данный фактор опять же не играет роли, т.к. уровень налогообложения на местном уровне не регулируется.
При увеличении роста предложения рабочей силы занятость увеличивается, а уровень з/пл в городе снижается.
Из вышесказанного следует, что администрация городов, проводя определенную политику, может привлекать на свою территорию предпринимателей, увеличивающих спрос на рабочую силу и в результате мультипликационных эффектов воздействующих на общий рост экономики города через занятость населения и рост его доходов.
Такая политика предполагает использование следующих методов:
– предоставление налоговых скидок (т.е. новые предприятия или предприятия чувствительные к налогообложению на некоторый период времени (до 10 лет!) освобождаются от местных налогов);
– осуществляется выпуск промышленных облигаций, с помощью которых финансируется подготовка земельных участков под промышленную застройку;
–предоставляются ссудные гарантии для предпринимателей или администрация сама является кредитором;
– муниципалитет непосредственно осуществляет подготовку промышленной площадки.
Таким образом, любая политика, способствующая снижению производственных затрат ведет при прочих равных условиях к появлению новых предприятий, расширению старых и росту численности занятости, а значит росту экономики города.